Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Разъяснения по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Востребованность программ профессионального обучения для лиц, имеющих нарушения интеллекта.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Прохождение профессионального обучения регламентируется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977, от 20 января 2015 г. N 17, от 26 мая 2015 г. N 524 и от 27 октября 2015 г. N 1224 (далее - Порядок N 292).
Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Обучающиеся с различными формами умственной отсталости не получают основное общее и среднее общее образование и в соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ им по окончанию обучения выдается свидетельство об обучении по образцу и в соответствии с порядком его выдачи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145).
Указанное свидетельство об обучении дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения в соответствии с Порядком N 292.
По результатам мониторинга обучалось по программам профессионального обучения в Российской Федерации в 2017/18 учебном году 20229 человек из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ), имеющих нарушения интеллекта. Это составляет 89,2% от всех обучающихся этой категории по программам профессионального обучения (22673 человека). Прогнозируется рост количества обучающихся данной категории в ближайшие 5 лет.
Абсолютное большинство лиц с нарушениями интеллекта (99,5%) обучается по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, по программам переподготовки рабочих, служащих обучается 41 человек, по программам повышения квалификации рабочих, служащих - 53 человека.
Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
2. Выбор программ профессионального обучения для лиц с различными формами умственной отсталости.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Согласно части 2 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Таким образом, прохождение обучающимися профессионального обучения впервые организуется путем реализации основной образовательной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; для лиц, имеющих профессию рабочего, должность служащего может осуществляться реализация основных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (ред. от 12 ноября 2018 г.).
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при выборе программ профессионального обучения следует учитывать предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.
Особенности организации труда несовершеннолетних регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"). Статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлены виды работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет.
Так, запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
на подземных работах;
на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью, нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительством Российской Федерации от 20 июня 2001 г. N 473 и от 20 июня 2011 г. N 479).
Также необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики), с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (с изменениями, внесенными приказом Минтруда России N 62н, Минздрава России N 49н от 06 февраля 2018 г.) (далее - Приказ N 302н) определены и введены в действие:
перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников;
порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно пункту 48 Приказа N 302н работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии в том числе следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
Кроме того, при выборе и разработке программ профессионального обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов.
3. Организация реализации программ профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализацию программ профессионального обучения по соответствующим профессиям, должностям служащих. Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.
При организации прохождения профессионального обучения получать соответствующее государственное задание могут профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами, имеющие соответствующую лицензию.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании.
Региональными нормативными и методическими документами регламентируются механизмы организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения в субъекте Российской Федерации:
формирование актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации;
финансирование профессионального обучения в качестве государственной (муниципальной) услуги;
установление нормативных затрат на реализацию программы профессионального обучения по соответствующим профессиям, должностям служащих;
получение государственного задания на организацию прохождения профессионального обучения;
создание специальных условий обучения, учитывающих особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояние здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
4. Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения. В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Предоставление профессионального обучения осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
В реализации программы с использованием сетевой формы могут участвовать организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдает свидетельство о профессии рабочего (должности служащего).
На основании части 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (ред. от 18 августа 2016 г.). При этом следует отметить, что лица с умственной отсталостью легкой степени могут не иметь инвалидности.
Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (ред. от 17 июля 2015 г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" реализация адаптированных общеобразовательных программ, в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего в соответствии с пунктом 13 Порядка N 292.
5. Организационная и методическая поддержка получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Мероприятия получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплены в региональных Программах по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве.
Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ среднего профессионального образования (далее - СПО) обеспечивается созданием соответствующей инфраструктуры и условий обучения.
В 2018 году создано 97 базовых профессиональных образовательных организаций (далее - БПОО), которые обеспечивают поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в 80 субъектах Российской Федерации. Из них 94 БПОО в 79 субъектах Российской Федерации создано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297) (далее - ГП РФ "Доступная среда") и 3 БПОО в г. Москве за счет средств города.
Основная цель деятельности БПОО - поддержка функционирования региональных систем профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации.
Деятельность БПОО включает:
- профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;
- обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;
- разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;
- оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;
- сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;
- повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Кроме того, созданы Ресурсные учебно-методические центры СПО (далее - РУМЦ СПО) в 25 субъектах Российской Федерации в 7 федеральных округах, в которых сконцентрированы ресурсы, необходимые для обучения инвалидов и людей с ОВЗ по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, востребованных региональным рынком труда, их коллективное использование образовательными организациями, входящими в сетевое взаимодействие с РУМЦ СПО.
Основными функциями РУМЦ СПО выступают:
- методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;
- разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;
- разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);
- повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;
- мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.
Перечень БПОО и РУМЦ в разрезе субъектов Российской Федерации размещен на портале экспертно-консультационного сопровождения деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ (СПО ОВЗ РУДН) - http://spo-rudn.ru.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства просвещения РФ от 11 февраля 2019 г. N 05-108 "О профессиональном обучении лиц с различными формами... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.