Программа комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2018-2020 годы
(утв. МЧС России 30 апреля 2018 г. N 2-4-71-10-19)
Введение
МЧС России выстроена система комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - система профилактики), представляющая собой совокупность субъектов профилактики и принимаемых ими профилактических мер, а также координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики.
В качестве субъектов системы профилактики нарушений комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям выступают:
1) федеральные органы исполнительной власти:
МЧС России;
федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в рамках функционирования системы РСЧС;
2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) органы местного самоуправления;
4) организации и общественные объединения;
5) граждане, принимающие участие в комплексной профилактике в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
7) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
8) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
9) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
Субъекты комплексной профилактики осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовыми актами.
Координирующими органами системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней.
Комплексная профилактика осуществляется по следующим основным направлениям в рамках представленных полномочий:
1) нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в подведомственных областях;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, смягчение последствий чрезвычайных ситуаций;
3) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан;
4) научно-техническое обеспечение комплексной профилактики.
Профилактическое воздействие осуществляется в следующих формах:
1) профилактики нарушений обязательных требований;
2) комплексной профилактики при осуществлении надзорных функций:
плановых и внеплановых проверок;
плановых (рейдовых) осмотров (обследования) территорий;
мониторинга проведения спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
комиссионных комплексных профилактических обследований по решению координирующих органов системы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
3) противопожарной пропаганды и обучения населения мерам комплексной безопасности;
4) информационного обеспечения комплексной профилактики;
5) объявления официального предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;
6) внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
Профилактические мероприятия в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Профилактические мероприятия при проведении лицензионного контроля в области пожарной безопасности осуществляют структурные подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, организующие деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории субъекта Российской Федерации.
Профилактические мероприятия в области безопасности людей на водных объектах осуществляют государственные инспектора по маломерным судам.
Паспорт ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
Наименование программы |
Программа комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2018-2020 годы |
Правовые основы разработки программы |
Федеральный закон от 26 декабря 2018 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. |
По-видимому, в предыдущей строке допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26 декабря 2008 г."
Разработчик программы |
МЧС России |
Цели программы |
Снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10,7% от уровня 2016 года к концу 2018 года (к концу 2020 года - не менее чем на 15,7%). Снижение уровня экономического ущерба от деструктивных событий по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах) не менее чем на 10,3% от уровня 2016 года к концу 2018 года (к концу 2020 года - не менее чем на 12,7%). Увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России на 35% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года (к концу 2020 года - на 45%). |
Задачи программы |
Сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность органов надзора МЧС России. Выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения. Дифференциация способов информирования подконтрольных субъектов в зависимости от их распределения по группам риска. Разработка механизмов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов и повышение уровня их правовой грамотности. Создание условий для самооценки подконтрольными субъектами состояния безопасности объектов и соблюдения обязательных требований на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Снижение административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий. Мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов. Повышение квалификации кадрового состава надзорных органов МЧС России. |
Сроки и этапы реализации программы |
Краткосрочный период - 2018 год, плановый период - 2019, 2020 гг. |
Источники финансирования |
Бюджет Российской Федерации |
Виды контрольно-надзорной деятельности МЧС России |
Федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН); Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - ЛКДМ); Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (далее - ЛКДТП); Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ФГНЧС); Государственный надзор в области гражданской обороны* (далее - ГНГО); Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок (далее - ГНГИМС) |
Исполнители мероприятий программы |
МЧС России: Департамент надзорной деятельности и профилактической работы (далее - ДНПР); Департамент гражданской защиты (далее - ДГЗ); Департамент гражданской обороны и защиты населения (далее - ДГО); Департамент кадровой политики (далее - ДКП); Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны (далее - ДГСП); Управление безопасности людей на водных объектах (далее - УБВО); Управление информирования населения; ФГБУ ВНИИПО МЧС России (далее - ВНИИПО); ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - ВНИИГОЧС); ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - НЦУКС). Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ) |
Ключевые участники программы, которым адресованы профилактические мероприятия |
Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения. Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, наделённые контрольно-надзорными полномочиями. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Общественные объединения предпринимательского сообщества, в том числе созданные по отраслевому принципу. Организации (юридические лица и предприниматели), ответственные за обеспечение пожарной безопасности в организациях. Управляющие компании по эксплуатации жилого фонда. Социально-демографические группы населения. |
Ожидаемые конечные результаты |
Достижение плановых параметров рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Функционирует эффективная система комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям МЧС России. Виды, формы и содержание профилактических мероприятий дифференцированы по группам рисков подконтрольных субъектов. Повышение на постоянной основе качества проведения профилактической работы должностными лицами надзорных органов МЧС России. Обеспечена открытость и прозрачность деятельности надзорных органов МЧС России. Уменьшена административная нагрузка на подконтрольные субъекты; Достигнут адекватный уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов. Поведение подконтрольных субъектов по выполнению требований комплексной безопасности мотивировано |
______________________________
* Информация о деятельности надзорных органов, осуществляющих ГНГО, раскрывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-i "О государственной тайне" и Указа Президента Российской Федерации от 30.10.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесённых к государственной тайне".
______________________________
* полугодовая форма федерального статистического наблюдения N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утверждённая приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 года N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
** Показатели рассчитываются на основании методики, разработанной МЧС России.
*** Показатели рассчитываются на основании методики, разработанной МЧС России.
______________________________
* Приказ МЧС России от 8.02.2017 N 43 "О предоставлении отчётности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России"
Заместитель Министра |
С.А. Кададов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2018-2020 годы (утв. МЧС России 30 апреля 2018 г. N 2-4-71-10-19)
Текст программы приводится по изданию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2018 г.)