Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 июня 2018 г. N 03-12-11/1/44398
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается следующее.
1. Согласно статье 105.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (далее - анализируемая сделка), в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 Кодекса, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.
При применении метода сопоставимой рентабельности сопоставляется операционная рентабельность, сложившаяся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.8 Кодекса показатели рентабельности, указанные в пункте 1 данной статьи, и иные финансовые показатели для целей главы 14.3 Кодекса определяются для российских организаций на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Лицо, являющееся стороной анализируемой сделки, в зависимости от количества осуществляемых видов деятельности, определяет соответствующее количество показателей операционной рентабельности.
В целях определения показателя рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, следует учитывать отраслевую специфику, осуществляемую лицом деятельность, выполнение функций, связанных с этой деятельностью, и принимаемые лицом риски. При этом деятельность может определяться с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами.
В свою очередь, при определении операционной рентабельности иных лиц с целью исчисления рыночного интервала возможно руководствоваться показателями рентабельности (иными финансовыми показателями), определенными на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности этих лиц, с учетом соблюдения требований к общедоступности указанной отчетности, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 105.8 Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац 2 пункта 2 статьи 105.8 Кодекса"
2. Пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса предусмотрено, что в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Учет для целей налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 Кодекса (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с разделом V.1 Кодекса, а также в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения, заключенным в соответствии с пунктом 2 или абзацем первым пункта 3 статьи 105.20 Кодекса).
В случае занижения сумм налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 Кодекса, соответствующие налоговые базы корректируются. Такие корректировки осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 5 статьи 105.3 Кодекса либо налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
Предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 105.3 Кодекса корректировки производятся, по мнению Департамента, посредством увеличения суммы доходов (уменьшения расходов) по сделке между взаимозависимыми лицами исходя из рыночных цен товара (работы, услуги), являющихся предметом соответствующей сделки.
При этом цены, на основании которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 105.3 Кодекса) либо на основании которых налогоплательщиками осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (убытка) (в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 105.3 Кодекса), могут быть применены при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, российскими организациями - налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки. Применение таких цен в целях Кодекса признается симметричной корректировкой.
Симметричные корректировки осуществляются в порядке, установленном статьей 105.18 Кодекса. При этом согласно пункту 3 указанной статьи для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 июня 2018 г. N 03-12-11/1/44398
Текст письма официально опубликован не был