Письмо Министерства спорта РФ от 26 апреля 2018 г. N ПН-05-00/3127 О Методических рекомендациях и разъяснениях относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций

Письмо Министерства спорта РФ от 26 апреля 2018 г. N ПН-05-00/3127

 

Министерство спорта Российской Федерации направляет Методические рекомендации и разъяснения относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций, разработанные в рамках научно-исследовательской работы: "Разработка научно-обоснованных предложений по применению основных положений Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с учетом анализа и обобщения практики его применения", для дальнейшего их использования в работе.

Приложение: Методические рекомендации и разъяснения относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций на 19 л. в 1 экз.

 

 

П.В. Новиков

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра спорта

Российской Федерации

П.В. Новиков

 

Методические рекомендации и разъяснения относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций

 

Методические рекомендации и разъяснения относительно особенностей правового регулирования деятельности спортивных федераций (далее - Методические рекомендации и разъяснения) подготовлены в целях единообразного применения законодательства, регламентирующего деятельность спортивных федераций как разновидности общественных объединений, осуществляющих развитие определенных видов спорта на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Методические рекомендации и разъяснения предназначены для использования в своей деятельности спортивными федерациями (местными, региональными, общероссийскими), иными общественными организациями в области физической культуры и спорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 

1. Общие вопросы правового регулирования деятельности спортивных федераций

 

1.1. Особенности правового регулирования деятельности спортивных федераций, их правовой статус, специфика взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления предопределяются их принадлежностью к такой разновидности некоммерческих организаций как общественные объединения. В законодательстве Российской Федерации общественные объединения понимаются как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная федерация - это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

1.2. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидации спортивных федераций как некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, регламентируется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 07.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 329-ФЗ следует читать как "04.12.2007"

1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" определяют общие основы статуса спортивных федераций как некоммерческих организаций.

1.4. Федеральный закон "Об общественных объединениях" закрепляет основы статуса спортивных федераций как общественных объединений. В соответствии с частью 2 статьи 4 указанного Федерального закона особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с данным Федеральным законом. Такие особенности в отношении спортивных федераций как разновидности общественных объединений установлены в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В основном в нем предусматривается особенный правовой статус общероссийских спортивных федераций (порядок создания, членство, органу управления и т.д.).

1.5. Общим для всех спортивных федераций является специальное требование относительно наименования организации. В частности, в нем должно быть отражено указание на развиваемый вид спорта. Важно учитывать, что требования к наименованию местных и региональных спортивных федераций могут быть установлены только на законодательном уровне.

Общие требования к наименованиям общественных объединений установлены в Федеральном законе "Об общественных объединениях" (статья 28), Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 54) и Федеральном законе "О некоммерческих организациях" (статья 4).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации все юридические лица должны иметь в наименовании указание на организационно-правовую форму. Для спортивных федераций такой формой является общественное объединение в виде общественной организации.

Все некоммерческие организации, к которым относятся и спортивные федерации, кроме того должны в наименовании указывать характер деятельности (Федеральный закон "О некоммерческих организациях"). В случае со спортивными федерациями указание на характер деятельности может быть осуществлено разными способами. Например, спортивные федерации могут указать такой характер деятельности, как развитие определенного вида (видов) спорта. Также в наименование организаций может быть включено словосочетание "спортивная федерация" после получения общероссийской общественной организацией государственной аккредитации. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не предусматривает обязательного включения в наименование спортивных федераций данного словосочетания. Но именно в вариант с включением в наименование спортивной федерации словосочетания "спортивная федерация" представляется более удобным, так как он позволяет отразить все виды деятельности, которыми занимается спортивная федерация, а именно, развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" дополняет перечень обязательных реквизитов для наименования всех общественных объединений - указание на территориальную сферу деятельности. Для определения правового статуса общественных объединений территориальная сфера имеет существенное значение при формировании правового статуса. Указанный Федеральный закон в зависимости от территориальной сферы деятельности выделяет следующие общественные объединения - общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

К специальным требованиям к наименованию спортивных федераций относится указание на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Исходя из того, что в Российской Федерации действует разрешительный порядок признания видов спорта, в наименовании спортивной федерации может использоваться только на тот вид (виды спорта), который получил официальное государственное одобрение посредством механизма признания видов спорта и был включен во Всероссийский реестр видов спорта. При этом виды спорта должны указываться в строгом соответствии с Всероссийским реестром видов спорта.

При этом необходимо учитывать установленные определенные запреты на использование в наименованиях общественных объединений тех или иных словесных форм. В частности, если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, то оно не будет зарегистрировано как юридическое лицо (пункт 6 части 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Кроме того, общественные объединения не могут использовать в наименованиях наименования уже зарегистрированных общественных объединений, осуществляющих деятельность на той же территории (пункт 4 части 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях"). В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (то есть признанных в судебном порядке экстремистскими).

В названиях общественных объединений, за исключением названий политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания (часть 2 статьи 28 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Также общественным объединениям запрещается использовать в наименованиях личные имена граждан без согласия самих граждан или их законных представителей (часть 3 статьи 28 этого же Федерального закона).

В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержится специальная оговорка о возможности использования в наименовании спортивных федераций слов "союз" и "ассоциация", которые в данном случае не будут являться указанием на организационно-правовую форму этих общественных объединений. Такая оговорка имеет большое значение, учитывая, что традиционно в наименовании общественных физкультурно-спортивных организаций широко используются указанные слова, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации союзы, ассоциации общественных объединений, фактически, являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Наименование местных спортивных федераций должно быть закреплено в уставе данных организаций (пункт 3 статьи 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункт 1 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Наименование служит важнейшим средством индивидуализации юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием (подпункт 2 пункта 1 статьи 23.1). Федеральный закон "Об общественных объединениях" уточняет, что в случае регистрации общественных объединений основанием для отказа в государственной регистрации общественного объединения будет служить деятельность в пределах определенной территории (то есть в пределах территориальной сферы деятельности общественного объединения) зарегистрированного с тем же наименованием другого общественного объединения (пункт 4 части 1 статьи 23).

 

2. Организация деятельности местных спортивных федераций

 

2.1. При определении того, какие общественные организации могут иметь статус местных спортивных федераций следует руководствоваться общим понятием "спортивная федерация", а также положениями частей 2 и 3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частей 2 и 3" следует читать "частей 2 и 3 статьи 13"

2.2. Федеральным законодательством не предусмотрена особая процедура аккредитации или регистрации общественных организаций для получения статуса местная спортивная федерация. Не допускается также возможность введения каких-либо особых процедур законодательством субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами. Статус местной спортивной федерации приобретается при прохождении процедуры государственной регистрации общественной организации как юридического лица в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об общественных объединениях".

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований органам местного самоуправления рекомендуется заключать соглашения с местными спортивными федерациями в части развития соответствующего вида спорта в рамках данного муниципального образования.

2.3. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлены дополнительные требования к официальному наименованию местных спортивных федераций. В частности, в нем должно содержаться указание на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация. Местные спортивные федерации вправе использовать в своем наименовании слово "союз" или слово "ассоциация", не являющиеся в этом случае указанием на их организационно-правовую форму (часть 2 статьи 13).

 

3. Организация деятельности региональных спортивных федераций

 

3.1. Региональными спортивными федерациями признаются региональные общественные организации, являющиеся членами общероссийских спортивных федераций, или структурные подразделения (региональные отделения) общероссийских спортивных федераций, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (подпункт 6.1 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").

3.2. Вне зависимости от того, кем приобретается статус региональной спортивной федерации - региональными общественными организациями или региональными отделениями общероссийских спортивных федераций - установлен единый порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций. Данная государственная аккредитация носит обязательный характер. Она проводится периодически органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций установлен в приказом Министерства спорта Российской Федерации от 01.08.2014 N 663. В нем определяются:

а) проведение государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций, осуществляемой соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта);

б) принятие решения о приостановлении или возобновлении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

в) принятие решения о прекращении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации.

3.3. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию (часть 5 статьи 13). Это не означает, что иные общественные организации в области физической культуры не могут проводить соревнования по тому или иному виду спорта. Вместе с тем такие организации не имеют права организовывать и проводить официальные спортивные соревнования (если это право не предоставлено им региональной спортивной федерацией), участвовать в формировании спортивной сборной субъекта Российской Федерации и обладать иными правами региональных спортивных федераций.

3.4. Как следует из Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" региональная спортивная федерация, являющаяся структурным подразделением (региональным отделением) общероссийской спортивной федерации, может не приобретать прав юридического лица. Необходимо обратить внимание, что региональное отделение может и иметь статус юридического лица. Это следует из статьи 21 Федерального закона "Об общественных объединениях". В ней указывается, что решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

В том случае, если региональная спортивная федерация создается без статус юридического лица, то она действовать на основании устава того общественного объединения (общероссийской спортивной федерацией), отделением которого оно является. При этом следует иметь в виду, что осуществление финансово-хозяйственной деятельности, в том числе получение государственных или муниципальных бюджетных ассигнований на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, получение иных денежных средств, например, взносов от участников соревнований, должно осуществляться через общероссийскую спортивную федерацию.

 

4. Организация деятельности общероссийских спортивных федераций

 

4.1. Понятие общероссийской спортивной федерации отдельно закрепляется в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Под общероссийской спортивной федерацией понимается общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации (пункт 6 статьи 2).

4.2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации соответствующая общественная организация наряду с соблюдением требований, установленных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" , должна соответствовать следующим условиям:

1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;

2) в числе членов и (или) структурных подразделений организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются аккредитованные региональные спортивные федерации, являющиеся членами и (или) структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации;

3) в постоянно действующих руководящих органах организации не должны быть представлены иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации в связи со сложностью и с иными особенностями вида или видов спорта, развитие которых осуществляется общественной организацией, возможны получение ею государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

Перечень видов спорта, в связи со сложностью и с иными особенностями которых возможны получение общественной организацией, осуществляющей их развитие, государственной аккредитации и приобретение ею статуса общероссийской спортивной федерации, если ее членами и (или) структурными подразделениями являются региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации утвержден приказом Минспорта России от 09.06.2015 N 597 (далее - Перечень) (зарегистрирован в Минюсте России 13.07.2015 , регистрационный N 38000).

Таким образом, для создания общероссийской спортивной федерации необходимо наличие аккредитованных региональных спортивных федераций.

Если вид спорта не включен в Перечень, то будет достаточно иметь, как минимум, 43 (то есть более половины от числа субъектов Российской Федерации) аккредитованных региональных спортивных федераций по данному виду спорта. В случае, если вид спорта включен в перечень, положения пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не применяются.

4.3. Созданию общероссийской спортивной федерации предшествует формирование общероссийской общественной организации в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общественных объединениях" с особенностями установленными Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Государственная регистрация общероссийских общественных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации на основании положений Федерального закона "Об общественных объединениях", а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012, регистрационный N 23117).

Обращаем внимание, что общероссийская общественная организация не может использовать в своем наименовании слова "общероссийская спортивная федерация", но обязана соблюсти положения пункта 1 части 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Право использовать указанное словосочетание в своем наименовании возникает с момента получения государственной аккредитации в соответствии с Порядком проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации, утвержденным приказом Минспорта России от 01.08.2014 N 662 (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014, регистрационный N 33457) (далее - Порядок государственной аккредитации). В указанном нормативном правовом акте определены этапы государственной аккредитации, перечень необходимых документов и сроки принятия соответствующих решений.

4.4. После создания аккредитованными региональными спортивными федерациями общероссийской общественной организации осуществляется ее государственная аккредитация в качестве общероссийской спортивной федерации. На этом этапе осуществляется проверка соответствия организации-кандидата всем предъявляемым требованиям к общероссийским спортивным федерациям. После получения государственной аккредитации возможно включение в наименование общероссийской общественной организации слов "общероссийская спортивная федерация".

4.5. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются ее структурные подразделения и (или) являющиеся ее членами аккредитованные региональные спортивные федерации (пункт 2 части 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Данное положение позволяет вывести регулирование деятельности общероссийских спортивных федераций в части определения территориальной сферы из под общего правила, установленного частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях", в котором определяется, что под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Таким образом, общероссийским спортивным федерациям обоснованно учитываются для целей придания им статуса общероссийских все их члены - аккредитованные региональные спортивные федерации. Это означает, что для общероссийских спортивных федераций не требует создание каких-либо параллельных территориальных структур (отделения, филиалы, представительства и т.д.) только для того, что получить общероссийский статус.

4.6. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" допускается возможность наделения правами общероссийской спортивной федерации общероссийских общественных организаций без применения процедуры государственной аккредитации (часть 6 статьи 14). Это возможно в следующих случаях: 1) прекращение действия государственной аккредитации; 2) лишение статуса общероссийской спортивной федерации; 3) приостановление действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации; 4) приостановление в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации; 5) отсутствия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду.

Следует различать такие основания как приостановление действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации и приостановление в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности общероссийской спортивной федерации. В первом случае приостановление регламентируется Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и не влечет за собой приостановление деятельности общероссийской общественной организации, имеющей государственную регистрацию.

Во втором случае подлежит применению Федеральный закон "Об общественных объединениях". В соответствии со статьей 42 Федерального закона Федеральный закон "Об общественных объединениях" при нарушении общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов (статья 43 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Согласно статьи 44 указанного закона неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения является одним из оснований ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности.

4.7. Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусматривается, что уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство в ней физических лиц (часть 7 статьи 14). Данное положение также отличает общероссийские спортивные федерации от иных общественных объединений.

4.8. Особенностью членского состава общероссийских спортивных федераций также является то, что он может включать коммерческие организации (часть 8 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), в то время как в соответствии с общим правилом Федерального закона "Об общественных объединениях" это недопустимо. Но такими коммерческими организациями могут быть только спортивные клубы и их объединения. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливается, что спортивные клубы являются юридическими лицами любой организационно-правовой формы, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

Перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений (по сути спортивных лиг), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения Олимпийского комитета России. Данные виды спорте определены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26.10.2015 N 984 "Об утверждении перечня видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений".

Следует также иметь в виду, что участие спортивных клубов в управлении общероссийских спортивных федераций ограничено. В части 9 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплено, что не менее 75% голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации (общем собрании или конференции) должно принадлежать членам такой федерации - аккредитованным региональным спортивным федерациям.

В качестве примера можно привести опыт Российского футбольного союза (РФС). Каждый делегат имеет минимум один голос с учетом того, чтобы не менее 75% голосов от общего числа голосов Конференции принадлежало членам РФС - аккредитованным региональным спортивным федерациям по футболу. При определении кворума соответствующей конференции РФС, Счетная комиссия или Избирательный комитет, фиксируют количество присутствующих делегатов от региональных отделений РФС и от членов РФС - юридических лиц, не являющихся аккредитованными региональными спортивными федерациями по футболу. Каждый из указанных делегатов имеет один голос на конференции. Их общее количество определяется как условно равное 25% от общего количества голосов делегатов, присутствующих на Конференции. Количество голосов, определенных таким образом, умножается на 75 и полученное произведение делится на 25. Полученное число является минимальным базовым количеством голосов, которыми должны обладать члены РФС - аккредитованные региональные спортивные федерации по футболу. Это минимальное базовое количество голосов делится на количество делегатов, присутствующих на конференции от членов РФС - аккредитованных региональных спортивных федераций по футболу. Если полученное частное не является целым числом, то оно увеличивается до ближайшего целого значения. Итоговое целое число определяется как число голосов каждого делегата от членов РФС - аккредитованных региональных спортивных федераций по футболу. Общее число голосов делегатов, присутствующих на Конференции определяется как сумма голосов делегатов от аккредитованных региональных спортивных федераций и голосов делегатов от иных членов РФС.

4.9. Государственная аккредитация общероссийских спортивных федерация является обязательной. Без наличия такой регистрации организация не может именоваться общероссийской спортивной федерацией.

Особо следует обратить внимание на основания для отказа в государственной аккредитации общественной организации. Они закреплены в указанном выше приказа Министерства спорта Российской Федерации. К ним относятся: 1) наличие недостоверной информации в Заявлении, сведениях и документах, представленных общественной организацией на государственную аккредитацию; 2) отсутствие аккредитованных региональных спортивных федераций более чем в половине субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 4, 10 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; 3) несоответствие общественной организации требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к таким организациям, установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; 4) неустранение общественной организацией нарушений, послуживших основанием для прекращения действия государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации (в случае, если государственная аккредитация общероссийской спортивной федерации была прекращена); 5) принятие Министерством спорта Российской Федерации решения о государственной аккредитации другой общественной организации, осуществляющей развитие того же вида спорта.

Министерство спорта Российской Федерации Российской Федерации, исходя из приведенных положений имеет право проверить достоверность сведений указанных в документах, необходимых для государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации. Определение достоверности предполагает проверку сведений на соответствие фактическим обстоятельствам. Для этого у заявителя могут быть запрошены дополнительные документы, подтверждающие достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в качестве обязательных к представлению для получения государственной аккредитации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Министерства спорта РФ от 26 апреля 2018 г. N ПН-05-00/3127


Текст письма официально опубликован не был