Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2017 г. N ПР 12-59/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год (пункты 1.1.1.61, 1.1.1.61.1) проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 55 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в Рособрнадзоре отсутствует годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Таким образом, в Рособрнадзоре не осуществляется в должной мере внутренний финансовый аудит, что не соответствует требованиям пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. В нарушение подпунктов "в", "ж", "и" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, Рособрнадзором не утверждены нормативы: количества SIM-карт, используемых в планшетных компьютерах; количества и цены носителей информации; перечня периодических печатных изданий и справочной литературы.
1.3. Рособрнадзором при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год на оказание услуг государственному бюджетному учреждению "Главный государственный экспертный центр оценки образования" (далее - ФГБУ) допущено нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
Проверкой установлено, что Рособрнадзором не утверждены значения нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с требованиями пункта 14 Положения N 640,
1.4. При определении размера субсидий субъектам Российской Федерации на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества Рособрнадзором при расчете коэффициента ресурсозатратности в соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий "Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г, N 497 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497), предусматривающим учет данных по количеству выпускников, обучавшихся по образовательным программам основного общего образования (9-го класса) в общеобразовательных организациях, и количеству выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего общего образования (11-го класса) в образовательных организациях, в субъекте Российской Федерации - победителе конкурса, не учитывались данные по количеству обучающихся в негосударственных образовательных организациях (форма статистического наблюдения N 76-РИК (негосударственные образовательные организации), негосударственных вечерних (сменных) образовательных организациях (форма статистического наблюдения N СВ-1 (негосударственные образовательные организации), а также государственных, муниципальных и негосударственных интернатах (форма статистического наблюдения N 76-РИК (интернат), что привело к некорректному распределению субсидий в общей сумме 291 000,0 тыс. рублей между 29 субъектами Российской Федерации.
1.5. Методика прогнозирования доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, утверждена 18 октября 2016 г., то есть с нарушением срока установленного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (в 2-месячный срок со дня вступления в силу постановления) на 1,5 месяца,
1.6. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588, Рособрнадзором в Минобрнауки России, являющееся ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, для подготовки годового отчета о ходе реализации указанной программы была направлена информация не содержащая сведений о достижении показателя "Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена" в разрезе субъектов Российской Федерации.
1.7. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, (далее - Правила N 365) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) и пункта 27 Правил N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) в отсутствии утвержденного плана информатизации на 2016 год Рособрнадзором в 2016 году осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по государственным контрактам в сумме 149 913,1 тыс. рублей.
2. Выявлены следующие недостатки.
2.1. Согласно пункту 5.2. Положения о Рособрнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, полномочиями Рособрнадзора является федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в установленных сферах, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с указанной статьей в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.
Вместе с тем, критерии качества подготовки обучающихся в целях принятия решения о несоответствии качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также решения о приостановлении аккредитации в настоящее время отсутствуют.
2.2. Анализ выполнения работ по государственным контрактам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 и Федеральной целевой программы "Русский язык на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481, показал неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета на общую сумму 15 774,7 тыс. рублей:
2.2.1. В рамках государственного контракта от 08 июня 2016 года N Ф-28-кс-2016, заключенного между Рособрнадзором и ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" выполнены работы по анализу форм федерального статистического наблюдения N 76-РИК "Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования", N 83-РИК "Сведения о численности и составе работников учреждения, реализующего программы общего образования", N ОШ-2 "Сведения о финансировании и расходах учреждения, реализующего программы общего образования", а также разработаны рекомендации по внесению изменений в действующий инструментарий федерального статистического наблюдения. Работы Рособрнадзором приняты 31 октября 2016 года и оплачены в сумме 2 124,7 тыс. рублей,
По результатам указанного анализа Рособрнадзором предложения в Росстат о совершенствовании форм федерального статистического наблюдения не направлялись, поскольку приказом Росстата от 17 августа 2016 г. N 429 указанные формы признаны утратившими силу.
2.2.2. В рамках государственного контракта N Ф-27-кс-2016 от 22 апреля 2016 г., заключенного между Рособрнадзором и ООО "ВладЛИТ", выполнены работы по совершенствованию модели управления в системе государственного надзора (контроля) в сфере образования и проведено описание механизмов внедрения в практику разработанной модели привлечения и отбора наиболее квалифицированных и подготовленных кадров в систему государственного надзора (контроля).
Вместе с тем, результаты указанных работ Рособрнадзором в практическую деятельность не внедрены. Стоимость указанных работ составляет 10800,0 тыс. рублей.
2.2.3. В рамках государственного контракта N Ф-32-кс-2016 от 5 июля 2016 г., заключенного между Рособрнадзором и ООО "Управленческие решения в сфере образования", разработана новая организационно-правовая модель контрольно-надзорной деятельности в системе общего образования и разработаны методические рекомендации по внедрению новой организационно-правовой модели контрольно-надзорной деятельности в системе общего образования в практику деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Вместе с тем, на момент проведения проверки указанная модель не была внедрена. Стоимость указанных работ составляет 2850,0 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки необходимо выполнить следующие требования:
1. Подготовить годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2016 год.
2. Утвердить нормативы количества SIM-карт, используемых в планшетных компьютерах; количества и цены носителей информации; перечня периодических печатных изданий и справочной литературы.
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Рособрнадзора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "19" мая 2017 г. N 29К(1174).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2017 г. N ПР 12-59/12-04
Текст представления официально опубликован не был