Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 119-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бобровицкого Николая Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также положениями ряда иных законодательных актов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.В. Бобровицкого к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.В. Бобровицкий оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым установлены размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, дифференцированные в зависимости от группы инвалидности;
части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, она выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год;
пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изложена в вышеприведенной редакции;
пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изложившего в новой редакции статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в той его части, которой установлены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
пункта 6 статьи 12 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которыми устанавливаются, соответственно, особенности исчисления среднего месячного заработка застрахованного лица, в заработке которого до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, и предоставления обеспечения по страхованию лицам, получившим до вступления в силу данного Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке;
части второй статьи 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-I и признаны утратившими силу со дня вступления в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), которой было установлено, что, если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев, а при изменении специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.
Как следует из представленных материалов, заявитель является инвалидом II группы вследствие чернобыльской катастрофы. С 1998 года ему было установлено возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере, определенном исходя из заработка за полный месяц участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в июле 1986 года с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности и составившем по состоянию на 14 февраля 2001 года 5 109 рублей 33 копейки. Придя к выводу о неверном определении заработка при исчислении размера данной выплаты, который по состоянию на указанную дату должен был составлять 1 473 рубля 74 копейки, орган социальной защиты установил заявителю с 15 февраля 2001 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердом размере, определенном исходя из группы инвалидности (2 500 рублей). Размер данной выплаты в 2011 году был проиндексирован на основании судебного решения и по состоянию на 1 февраля 2018 года составил 17 823 рубля 03 копейки.
Получив из частного учреждения "Центральный архив атомной отрасли Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" справку о том, что в период с 16 июня 1986 года по 14 августа 1986 года работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения выполнялись им в измененных условиях труда, Н.В. Бобровицкий потребовал перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по указанному основанию и установления ее с 1 марта 2018 года в размере 61 790 рублей 92 копеек.
Суд первой инстанции вынес решение об удовлетворении данных требований, которое было отменено судом апелляционной инстанции с вынесением нового решения об отказе в иске, обоснованного, в числе прочего, ссылкой на пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", содержащий разъяснение о том, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 2, 10, 11 (часть 1), 15 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42, 45, 46 (часть 1), 47 (часть 1), 53, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - вопреки правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным, в частности, в Постановлении от 8 февраля 2018 года N 7-П, - послужили основанием для отказа в удовлетворении его требований.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), предоставляющие возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном из заработка, лицам, получавшим до вступления в силу названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий (абзац первый пункта 3 резолютивной части).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, изложивший в новой редакции часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, воспроизводит ее положения и с учетом выводов, содержащихся в абзацах втором и третьем пункта 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.
Положения пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающие размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, дифференцированные в зависимости от группы инвалидности, воспроизводят положения пункта 25 части первой этой статьи (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), которые были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П). Соответственно, и оспариваемое заявителем положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изложившее в новой редакции пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не может расцениваться как нарушающее его конституционные права.
Отсутствуют основания и для вывода о нарушении конституционных прав заявителя оспариваемыми им положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, которые предусматривают гарантии сохранения ранее приобретенных гражданами прав на получение выплат в возмещение вреда при переходе к новому правовому регулированию, а также применения наиболее благоприятного способа подсчета среднего месячного заработка, включая возможность учета устойчивых изменений в сторону увеличения в заработке застрахованного, произошедших до наступления страхового случая. Следовательно, во взаимосвязи с положениями пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункта 25 части первой этой статьи в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) и части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ данные нормы выступают элементами правового механизма, обеспечивающего реализацию права граждан, в период до 15 февраля 2001 года признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение нанесенного ею вреда.
Что касается Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года N 7-П, на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции, то данным решением пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
Что касается оспариваемых Н.В. Бобровицким положений Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, то они предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу не являлись, поэтому вопрос об исчислении среднего месячного заработка в целях определения размера ежемесячного возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием при участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в названном Постановлении не исследовался.
Проверка же правильности определения размера установленной заявителю ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бобровицкого Николая Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 119-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бобровицкого Николая Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также положениями ряда иных законодательных актов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)