См. паспорт национального проекта "Жилье и городская среда" (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, 2024 г.)
См. методику формирования показателей ипотечного жилищного кредитования физических лиц в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденную приказом Банка России от 26 апреля 2019 г. N ОД-965
1. Основные положения
Краткое наименование национального проекта |
Жилье и городская среда |
Срок начала и окончания |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
Куратор национального проекта |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Руководитель национального проекта |
В.В. Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
Администратор национального проекта |
Статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
2. Цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта
N п/п |
Цель, целевой показатель, дополнительный показатель |
Уровень контроля |
Базовое значение |
Период, год |
|||||||
значение |
дата |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов |
Совет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, % 1 |
Совет |
10,6 |
01.01.2018 |
9,5 |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,4 |
8,2 |
7,9 |
1.2. |
Количество предоставленных ипотечных кредитов, млн. ед. |
Президиум Совета |
1,1 |
01.01.2018 |
1,53 |
1,56 |
1,57 |
1,6 |
1,77 |
2,05 |
2,26 |
1.3. |
Средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке, тыс. рублей |
Совет |
- |
- |
- |
68,9 |
75,2 |
81,5 |
87,8 |
87,9 |
88 |
1.4 |
Объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке, млн. ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
0,50 |
0,60 |
0,64 |
0,68 |
0,78 |
0,98 |
1,10 |
1.5 |
Количество действующих договоров долевого участия: |
Президиум Совета |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
1.5.1. |
- без счетов эскроу, тыс. ед.; |
Президиум Совета |
- |
- |
682 |
653 |
513 |
71 |
35 |
0 |
0 |
1.5.2. |
- по счетам эскроу, тыс. ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
7 |
34 |
220 |
635 |
664 |
878 |
1014 |
2. |
Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров 2 |
Совет |
79,2 |
01.01.2018 |
86* |
88 |
98 |
94 |
104 |
112 |
120 |
2.1. |
Объем ввода в многоквартирных жилых домах в год, млн. кв. метров |
Президиум Совета |
46,2 |
01.01.2018 |
49,7 |
54,8 |
64,9 |
60 |
68,3 |
74,8 |
80,0 |
2.1.1. |
Объем строительства многоквартирных жилых домов, профинансированный за счет ипотечного кредитования в год, млн. кв. метров |
Президиум Совета |
16,3 |
01.01.2018 |
23,6 |
27,7 |
31,7 |
31,5 |
40,9 |
47,1 |
53,0 |
2.2. |
Актуализированы действующие нормативно-технические документы для внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
86 |
88 |
81 |
87 |
92 |
97 |
104 |
2.3. |
Внедрены новые нормативно-технические документы в строительстве для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
47 |
42 |
52 |
45 |
40 |
35 |
28 |
2.4 |
Срок получения разрешения на строительство и ввод объекта жилищного строительства в эксплуатацию, рабочих дней |
Президиум Совета |
7 |
01.01.2018 |
7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2.5. |
Срок проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов жилищного строительства, дни |
Президиум Совета |
45 |
01.01.2018 |
45 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
2.6. |
Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, не более ед., |
Президиум Совета |
96 |
01.01.2018 |
96 |
94 |
90 |
84 |
82 |
82 |
82 |
2.6.1 |
в том числе предоставляемых в электронном виде, ед. |
Президиум Совета |
- |
- |
- |
14 |
31 |
42 |
57 |
67 |
82 |
2.7. |
Площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, тыс. га |
Президиум Совета |
- |
- |
41,3 |
40,0 |
41,4 |
43,6 |
46,3 |
50,1 |
50,3 |
3. |
Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза |
Совет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, % |
Президиум Совета |
N 3 |
01.01.2019 |
N |
N+2% |
N+5% |
N+10% |
N+15% |
N+20% |
N+30% |
3.2. |
Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов, % |
Президиум Совета |
- |
01.01.2019 |
20% |
25% |
30% |
40% |
45% |
50% |
60% |
3.3. |
Реализованы мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды (количество обустроенных общественных пространств), не менее ед. накопительным итогом начиная с 2019 г. 4 |
Президиум Совета |
- |
- |
3700 |
5000 |
10200 |
15400 |
20600 |
25800 |
31000 |
3.4. |
Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, не менее ед. нарастающим итогом 5 |
Президиум Совета |
- |
- |
- |
80 |
160 |
240 |
320 |
400 |
480 |
4. |
Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов |
Совет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, % |
Президиум Совета |
5% |
01.01.2018 |
6% |
9% |
12% |
15% |
20% |
25% |
30% |
5. |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
Совет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1. |
Расселен непригодный для проживания жилищный фонд, млн. кв. м нарастающим итогом |
Президиум Совета |
2,72** |
31.12.2017 |
- |
0,14 |
1,14 |
2,14 |
3,44*** |
6,49*** |
9,54 |
5.2. |
Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда, тыс. человек нарастающим итогом |
Президиум Совета |
173,18** |
31.12.2017 |
- |
8,2 |
62,8 |
117,4 |
189,5**** |
360,2**** |
530,9**** |
------------------------------
* Показатель будет уточнен по итогам 2018 года
** По данным годовых отчетов субъектов Российской Федерации за 2017 год о реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым
до 1 января 2012 г.
*** Объемы расселения могут уточнены по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 годы включительно.
**** Количество расселяемых граждан может быть уточнено по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 годы включительно.
------------------------------
3. Структура национального проекта
N п/п |
Наименование федерального проекта |
Сроки реализации |
Куратор федерального проекта |
Руководитель федерального проекта |
1. |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
А.Г. Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации |
А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
|
2. |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
|
3. |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
|
4. |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
01.10.2018 - 31.12.2024 |
В.Л. Мутко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4. Задачи и результаты национального проекта
4.1. Федеральный проект "Ипотека"
См. Паспорт федерального проекта "Ипотека" (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3)
4.2. Федеральный проект "Жилье"
См. Паспорт федерального проекта "Жилье" (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3)
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья |
||
1.1. |
Принято решение о выделении средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
15.12.2018, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.2. |
Утвержден перечень субъектов Российской Федерации для участия в мероприятиях по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
15.12.2018, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.3. |
Обеспечен ввод жилья в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20.01.2019, далее ежегодно |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.4. |
Внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства в части уточнения направлений использования субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
01.02.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.5. |
Проведена актуализация не менее 250 действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничения на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
01.02.2021 |
Д.А. Волков, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.6. |
Принято не менее 130 новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве |
01.02.2022 |
Д.А. Волков, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.7. |
Обеспечено расширение применения деревянных конструкций с учетом наилучших практик в строительстве в пилотных регионах 6 |
31.12.2024 |
В.Л. Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
1.8. |
Проведена разработка и актуализация порядка 100 стандартов продукции промышленности строительных материалов в целях повышения качества индустриального жилищного строительства 7 |
01.02.2021 |
В.Л. Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
2. |
Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства |
||
2.1. |
Обеспечено достижение целевых показателей, предусмотренных целевой моделью "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", в том числе сокращены сроки предоставления услуги по получению разрешения на строительство |
31.12.2021 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, В.А. Живулин, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации |
2.2. |
Осуществлен переход к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
01.07.2022 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.1. |
Утверждена "дорожная карта" перехода к прохождению административных процедур в жилищном строительстве по принципу "одного окна" |
30.12.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, М.В.Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.2. |
Определены административные процедуры в сфере жилищного строительства, осуществляемые исключительно в электронной форме |
01.07.2020 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся установления единых требований предоставления государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве, и их перевода в электронный вид |
31.12.2020 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.4. |
Обеспечена интеграция Единой информационной системы жилищного строительства с порталом госуслуг, единой системой идентификации и аутентификации, региональными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности, единым государственным реестром заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, единым государственным реестром недвижимости |
31.01.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, М.В . Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.5. |
Приняты нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые требования государственных и муниципальных услуг в жилищном строительстве, и их перевода в электронный вид, а также формы документов, необходимых для оказания таких услуг |
01.02.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2.6. |
Не менее 50% процедур исчерпывающего перечня административных процедур в сфере жилищного строительства осуществляются в электронном виде |
31.12.2021 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
3. |
Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение |
||
3.1. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие упрощение механизма изъятия земельных участков в целях реализации проектов комплексного устойчивого развития территорий |
31.12.2018 |
статс-секретарь - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
3.2. |
Разработан методический документ "Стандарт комплексного развития территорий" с учетом лучших мировых практик в области городского планирования |
01.04.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.3. |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на реализацию методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" |
31.12.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.4. |
Установлен контроль за использованием земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за счет обязательного информирования единого института развития в жилищной сфере о неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участках |
31.12.2019 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
3.5. |
Актуализированы нормативно-правовые документы градостроительного регулирования и планировки территории, архитектурного проектирования, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом методического документа "Стандарт комплексного развития территорий" 8 |
30.07.2021 |
Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
4. |
Развитие высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
||
4.1. |
Реализованы мероприятия по развитию и поддержке высшего и среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.2. |
Реализованы мероприятия по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства и строительства |
31.12.2024 |
А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ", Н.Е. Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.3. Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"
См. Паспорт федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3)
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. |
Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды |
||
1.1. |
Актом Правительства Российской Федерации утверждена методика формирования индекса качества городской среды, включающая в себя отдельные параметры измерения благоустроенности муниципальных образований, понятия "благоприятная среда" и "неблагоприятная среда", индикаторы доступности городской среды для маломобильных групп населения, цифровизации отрасли городского хозяйства, а также мероприятия по синхронизации выполняемых в рамках национальных проектов "Демография", "Образование", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" с мероприятиями федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
01.03.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.2. |
Внесены изменения в правила распределения субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в части уточнения механизмов финансирования и учета при распределении субсидий индекса качества городской среды, индикаторов цифровизации отрасли городского хозяйства |
31.12.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.3. |
Сформирован и опубликован индекс качества городской среды 3 (по отношению к предыдущему году) |
01.11.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, А.А. Плутник, Генеральный директор АО "ДОМ.РФ" |
1.4. |
Отобраны победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
01.04.2019, далее 01.03 ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.5. |
Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях |
31.12.2020, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.6 |
Реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в соответствующем году) |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.7. |
В субъектах Российской Федерации определен порядок проведения рейтингового голосования по выбору территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке с применением целевой модели по вовлечению граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды |
01.02.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.8. |
Проведены общественные обсуждения и определены территории и мероприятия по благоустройству таких территорий при включении объектов в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе по результатам рейтингового голосования (в соответствующем году) |
01.03.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.9. |
По итогам общественных обсуждений актуализированы действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, в том числе сформированы перечни городов (агломераций), в которых начиная с 2020 года приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных ("Образование", "Здравоохранение", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Культура", "Экология") и соответствующих федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (в соответствующем году) |
31.03.2019, далее ежегодно до 2024 года |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.10. |
Внедрена система мониторинга реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды с использованием информационных систем, с возможностью ежегодной актуализации в случае необходимости |
01.01.2019 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.11. |
Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.12. |
Разработан и утвержден паспорт ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный город" 9 |
31.10.2018 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
1.13. |
Реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный город" 9 |
31.12.2024 |
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
4.4. Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда"
См. Паспорт федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда", 2021 г.)
5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта
N п/п |
Наименование федерального проекта и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) |
Всего (млн. рублей) 2019 - 2024 |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Федеральный проект "Ипотека" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Федеральный проект "Жилье" |
26045,8 |
33600,1 |
37400,3 |
41904,9 |
46900,0 |
52600,0 |
58800,0 |
271205,3 |
2.1. |
Федеральный бюджет, в том числе |
21169,4 |
23460,1 |
26230,3 |
29344,9 |
32830,0 |
36750,0 |
41160,0 |
189775,3 |
2.1.1. |
на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20189,4 |
22460,0 |
25230,0 |
28340,0 |
31830,0 |
35750,0 |
40160,0 |
183770,0 |
2.1.2 |
на реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов |
980,0 |
1000,1 |
1000,3 |
1004,9 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
6005,3 |
2.1.3. (2.1.1.) |
из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
20189,4 |
22460,0 |
25230,0 |
28340,0 |
31830,0 |
35750,0 |
40160,0 |
183770,0 |
2.1.4. (2.1.2.) |
из них субсидий юридическим лицам реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов |
980,0 |
1000,1 |
1000,3 |
1004,9 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
6005,3 |
2.2. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
4876,4 |
10140,0 |
11170,0 |
12560,0 |
14070,0 |
15850,0 |
17640,0 |
81430,0 |
2.2.1. (2.1.1) |
на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
4876,4 |
10140,0 |
11170,0 |
12560,0 |
14070,0 |
15850,0 |
17640,0 |
81430,0 |
2.3. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.4. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", в том числе: |
41104,0 |
49619,4 |
46587,0 |
46587,0 |
48354,3 |
48354,3 |
48354,3 |
287856,3 |
3.1. |
федеральный бюджет, в том числе |
30504 |
46420 |
43600 |
43600 |
45240 |
45240 |
45240 |
269340 |
3.1.1. |
на реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды |
25504 |
41320 |
38500 |
38500 |
40140 |
40140 |
40140 |
238740 |
3.1.2. |
на реализацию проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
30000 |
3.1.3. |
на реализацию мероприятий по управлению и содержанию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
600 |
3.1.4. (3.1.1.) |
из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации |
25504 |
41320 |
38500 |
38500 |
40140 |
40140 |
40140 |
238740 |
3.1.5. (3.1.2.) |
из них иной межбюджетный трансферт субъектам Российской Федерации на реализацию проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
30000 |
3.1.6. (3.1.3.) |
из них субсидии юридическим лицам на мероприятия по управлению и содержанию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
600 |
3.2. |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. (3.1.1.) |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
10600,0 |
3199,4 |
2987,0 |
2987,0 |
3114,3 |
3114,3 |
3114,3 |
18516,3 |
3.4. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в том числе: |
0 |
40960 |
40983 |
42789 |
130308* |
130389* |
121737* |
507166* |
4.1. |
федеральный бюджет |
0 |
35400 |
35420 |
35420 |
111060 |
111060 |
103580 |
431940 |
4.1.1. |
из них имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
0 |
35400 |
35420 |
35420 |
111060 |
111060 |
103580 |
431940 |
4.2. |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
0 |
5560 |
5563 |
5563 |
17442 |
17442 |
16270 |
67840 |
4.3. |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1806 |
1806 |
1887 |
1887 |
7386 |
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: |
67149,8 |
124179,5 |
124970,3 |
131280,9 |
225562,3 |
231343,3 |
228891,3 |
1066227,6 |
|
федеральный бюджет |
51673,4 |
105280,1 |
105250,3 |
108364,9 |
189130,0 |
193050,0 |
189980,0 |
891055,3 |
|
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
15476,4 |
18899,4 |
19720,0 |
21110,0 |
34626,3 |
36406,3 |
37024,3 |
167786,3 |
|
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
1806 |
1806 |
1887 |
1887 |
7386 |
------------------------------
* Объемы финансирования могут быть уточнены по результатам реализации программ расселения за период 2019 по 2021 год включительно.
------------------------------
6. Дополнительная информация
Реализация федеральных проектов, включенных в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в совокупности с реализацией национальных проектов по другим направлениям, определенных Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204, при условии устойчивого роста реальных доходов граждан, обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%, позволит обеспечить достижение национальной цели развития Российской Федерации "улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" в 2024 году (приобретут жилье на вторичном рынке или зарегистрируют права собственности на квартиры, приобретенные ранее на этапе строительства, в том числе с ипотекой - 4,07 млн., построят индивидуальные жилые дома - 0,28 млн., получат квартиры по договорам социального найма - 0,07 млн., заключат договора аренды квартир на срок не менее 1 года - 0,03 млн., будут переселены из аварийного жилья - 0,1 млн., улучшат жилищные условия иными методами, в том числе за счет проведения капитального ремонта основных конструктивных элементов - 0,489 млн.).
На достижение к 2024 году национальной цели "Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно" будут также оказывать положительное влияние реализуемые на федеральном и региональном уровне и финансируемые вне рамок федерального проекта мероприятия по обеспечению граждан жильем, включая мероприятия государственных программ Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", "Социальная поддержка граждан", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение обороноспособности страны", "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Определение и детализация терминологии национального проекта "Жилье и городская среда"
В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Ипотека" и "Жилье":
"обеспечение доступным жильем" - создание условий для возможности приобретения доступного жилья гражданами Российской Федерации;
"доступное жилье" - это жилье, которое может приобрести семья за свой счет или с помощью ипотеки на средних условиях (средняя ставка по ипотеке по данным Банка России за отчетный период, срок кредита - 15 лет) при условии расходования на оплату ипотечного кредита не более 35% своего дохода и наличия собственных средств для приобретения жилья в размере 30% стоимости квартиры общей площадью в 54 кв. метра;
"средняя стоимость 1 кв. метра модельного жилья на первичном рынке" - расчетная средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на первичном рынке, определяется путем последовательной индексации официальных данных Росстата о фактически сложившемся уровне цен в 2017 году на показатель "номинальный индекс цен на жилье", рассчитываемый Росстатом;
Источник данных - Росстат. Методологические рекомендации по наблюдению за уровнем и динамикой цен на рынке жилья, утвержденные приказом Росстата от 20 января 2009 г. N 7.
См. официальную статистическую методологию наблюдения за ценами на рынке жилья, утвержденную приказом Росстата от 12 августа 2022 г. N 572
"семьи со средним достатком" - семьи, которые имеют возможность приобретения жилья за счет ипотечного кредитования;
"улучшение жилищных условий" - комплекс мер, предусматривающий:
- приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или регистрации прав собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
- строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
- получение жилого помещения по договору социального найма;
- аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
- переселение из аварийного жилого дома;
- иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.
"объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год" - общая площадь введенных жилых домов в эксплуатацию в отчетном периоде застройщиками всех видов (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).
Источник данных - Росстат. Отчетность по вводу жилья в многоквартирных домах собирается с застройщиков-юридических лиц по форме отчетности С-1 по факту получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, отчетность по вводу индивидуальных жилых домов, построенных населением - по форме ИЖС, с органов исполнительной власти муниципальных образований, организаций технического учета, Росреестра по факту учета (регистрации) построенного объекта.
"совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг" - повышение ликвидности и инвестиционной привлекательности рынка ипотечных ценных бумаг как надежного источника долгосрочного фондирования выдачи ипотечных кредитов, в том числе обеспечение возможности секьюритизации ипотечных кредитов, выданных под залог прав по договорам долевого участия, и увеличение разрешенной доли инвестиций в такие бумаги НПФ и страховых компаний, включение ипотечных ценных бумаг с поручительством АО "ДОМ.РФ" в ломбардный список Банка России;
"другие формы финансирования жилищного строительства, обеспечивающие защиту прав граждан и снижение рисков для них" - поэтапный переход от прямого привлечения средств граждан для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, к финансированию жилищного строительства с использованием механизмов счетов эскроу, предусматривающих раскрытие для застройщика средств граждан-участников долевого строительства по завершении строительства;
"совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья" - реализация мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, внесение изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710;
"стандартное жилье" - в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 506-ФЗ) осуществлена замена понятия "жилье экономического класса" на "стандартное жилье".
Согласно статье 15 Закона N 506-ФЗ критерии отнесения жилых помещений к стандартному жилью будут утверждены Минстроем России, а до их утверждения под стандартным жильем понимаются жилые помещения, соответствующие условиям их отнесения к жилью экономического класса.
"снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства" - оптимизация процедур в жилищном строительстве и снижение издержек застройщиков;
"обеспечение эффективного использования земель" - комплекс мер нормативно-правового регулирования, направленных на вовлечение свободных и неэффективно используемых земельных участков, прежде всего, в существующих границах городов, в целях массового жилищного строительства;
"устаревшая технология" - не отвечающая современным требованиям с точки зрения обеспечения безопасности и эффективности зданий, сооружений;
"ограничения на использование устаревших технологий" - осуществляются через совершенствование (актуализация и развитие) нормативной базы "автоматически" при обновлении нормативно-технических документов, через внедрение в нормативно-технические документы параметров передовых технологий проектирования и строительства, заменяющих параметры устаревших технологий;
"передовые технологии проектирования" - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата (решения практических задач) с применением современных/последних/эффективных методов организации, методологий, методик, инструментов, средств, в том числе программного обеспечения и т.д.;
"модернизация строительной отрасли" - это поэтапный переход от использования устаревших технологий к применению передовых технологий в строительной отрасли.
В части вопросов, касающихся федеральных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда":
"кардинальное повышение комфортности городской среды" - кардинальное повышение комфортности городской среды выражается в повышении индекса качества городской среды в городах на 30 процентов и сокращении количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
"повышение индекса качества городской среды на 30 процентов" - индекс качества городской среды будет рассчитываться Минстроем России, исходя из базового значения индекса 2018 года в соответствии с утвержденной методикой. Повышение предполагает постепенный рост значения индекса качества городской среды с 2018 года до 2024 года включительно. Цифровые показатели роста определяются паспортом национального проекта "Жилье и городская среда" с разбивкой по годам;
"сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза" - понятия "благоприятная", "неблагоприятная" среда будут даны в методике определения индекса качества городской среды. При этом, городская среда будет оцениваться как неблагоприятная в случае, если значение индекса качества городской среды соответствующего города будет ниже 50% от максимального значения, которое может набрать город в соответствии с методикой. В целях сокращения количества городов с неблагоприятной средой в два раза в приоритетном порядке распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках выделения субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству, осуществляется в отношении городов;
"создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды" - основным механизмом прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды будет являться рейтинговое голосование граждан, в ходе которого жители определяют какие объекты необходимо будет благоустроить в первоочередном порядке и включать в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, и которое станет постоянной ежегодной процедурой (с учетом опыта его проведения в 2018 году). Порядок проведения рейтингового голосования будет установлен субъектами Российской Федерации. Граждане получают право участвовать в рейтинговом голосовании с 14 лет. Продолжится внедрение Целевой модели вовлечения граждан в принятие решений вопросов развития городской среды;
"увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов" - под гражданами, принимающими участие в решении вопросов развития городской среды, будут учитываться граждане Российской Федерации в возрасте с 14 лет, принявшие участие в мероприятиях, проводимых на территории муниципальных образований, в которых реализуются государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды. К числу основных таких мероприятий относятся: рейтинговое голосование, обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды, в том числе в рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, дизайн-проектов по конкретным территориям, использование цифровых технологий (мобильные приложения, он-лайн порталы для голосования ("Активный гражданин", "Добродел" и т.п.). Измерение количества людей, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, будет осуществляться на основании отчетной информации, предоставляемой муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, в том числе размещаемой в модуле "Формирование комфортной городской среды" государственной информационной системы ЖКХ;
"обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" - осуществление в отчетном периоде (с 2019 по 2024 годы) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50% объема жилья, признаваемого в этот же период аварийным, при условии выделения необходимых объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов;
"создание механизмов переселения граждан" - принятие изменений в законодательство Российской Федерации (Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации), устанавливающих порядок и условия переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, а также принятие актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок оказания федеральной поддержки субъектам Российской Федерации на расселение непригодного для проживания жилищного фонда;
"непригодный для проживания жилищный фонд" - совокупность многоквартирных домов, признанных аварийными в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
"создание механизмов развития комфортной городской среды" - формирование и реализация мероприятий, предусмотренных паспортом национального проекта "Жилье и городская среда", паспортом федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, а также иных мероприятий, предусмотренных решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минстроя России по вопросам формирования комфортной городской среды;
"неблагоприятная среда" - состояние городской среды, устанавливаемое в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды при котором количество набранных муниципальным образованием, в отношении которых устанавливается индекс качества городской среды, баллов составляет менее 50% от максимально возможного количества баллов;
"комплексное развитие городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды" - изменение состояния городской среды в результате реализации национального проекта "Жилье и городская среда", характеризующееся повышением индекса качества городской среды в соответствии с целевыми показателями национального проекта в городах, в отношении которых происходит расчет такого индекса в соответствии с методикой определения индекса качества городской среды.
------------------------------
1 - при условии выполнения подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
2 - значения показателя "Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год, млн. кв. метров" может быть пересмотрен с учетом части 14 статьи 9 законопроекта N 581453-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предполагающей переход всех действующих проектов строительства на работу по счетам эскроу с 1 июля 2019 г.
3 - формирование индекса качества городской среды с учетом определения понятий "благоприятная среда" и "неблагоприятная среда" и корректировки методики подсчета индекса качества городской среды;
4 - результаты могут уточняться в связи с актуализацией государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, указано прогнозное количество общественных территорий, которые будут благоустроены в период с 2019 по 2024 годы, исходя из количества общественных территорий, включенных в настоящее время в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды на период 2018 - 2022 гг., а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, выявленных по результатам инвентаризации. Количество общественных территорий, включенных в государственные (муниципальные) программы приведено ниже в таблице.
------------------------------
|
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Итого 2019 - 2024 |
Количество общественных территорий, в том числе набережных, центральных площадей и парков, включенных в действующие государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды (нарастающим итогом)* |
5 008 |
4 799 |
7 150 |
8 626 |
- |
- |
25 583 |
------------------------------
* - реализация мероприятий осуществляется, в том числе на территории всех городов Российской Федерации. Справочно: по данным Росстата на 01.01.2018 на территории Российской Федерации 1113 городов. По состоянию на 28.06.2018 года число городов Российской Федерации увеличилось до 1114, так как в соответствии с Областным законом от 18.06.2018 N 46-оз "Об изменении категории населенного пункта Кудрово во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области и о внесении изменения в областной закон "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" деревня Кудрово была преобразована в город Кудрово.
5 - в том числе реализованы отдельные мероприятия по восстановлению и развитию исторических территорий городов Российской Федерации (в соответствующем году);
6 - в том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Целевые показатели реализации мероприятий, направленных на развитие деревянного домостроения в пилотных субъектах Российской Федерации, определенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации:
------------------------------
Наименование субъекта Российской Федерации* |
Количество введенных в эксплуатацию деревянных домов в пилотных субъектах Российской Федерации, кв. м. |
|||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Архангельская область |
110 063 |
116 667 |
123 667 |
131 087 |
138 952 |
147 289 |
156 126 |
165 494 |
Забайкальский край |
228 253 |
241 948 |
256 465 |
271 853 |
288 164 |
305 454 |
323 781 |
343 208 |
Иркутская область |
213 901 |
226 735 |
240 339 |
254 759 |
270 045 |
286 247 |
303 422 |
321 627 |
Республика Коми |
35 448 |
37 575 |
39 830 |
42 220 |
44 753 |
47 438 |
50 284 |
53 301 |
Кировская область |
62 424 |
66 169 |
70 139 |
74 348 |
78 808 |
83 537 |
88 549 |
93 862 |
ВСЕГО |
650 088 |
689 094 |
730 439 |
774 266 |
820 721 |
869 965 |
922 163 |
977 492 |
------------------------------
* - перечень пилотных субъектов Российской Федерации определен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
7 - в том числе в соответствии с действующими программами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
8 - планируется экспертное обсуждение
9 - в рамках реализации задачи по преобразованию отрасли городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, определенной Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204;
10 - предоставление средств федерального бюджета, возможно в том числе на конкурсной основе.
------------------------------
Паспорт национального проекта "Жилье и городская среда" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16))
Текст паспорта официально опубликован не был