Представление Счетной палаты РФ от 21 апреля 2017 г. N ПР 11-39/11-01
В соответствии с пунктом 2.3.2.6 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год, пунктом 2.3.2.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года средств федерального бюджета, выделенных на выполнение мероприятия "Грантовое финансирование фундаментальных научных исследований Российским научным фондом" подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы".
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение статьи 8 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в связи с применением в бухгалтерской отчетности за 2015 год кассового метода определения остатка средств вместо метода начисления, установленного Учетной политикой РНФ, утвержденной приказом РНФ от 31 декабря 2014 г. N 63-од, допущено искажение на сумму 55 857,0 тыс. рублей показателя бухгалтерской отчетности за 2015 год, отражающего остаток средств на конец 2014 года и на начало 2015 года.
1.2. В 2014 - 2016 годах деятельность Фонда, связанная с получением процентов на неснижаемый остаток на счете Фонда, велась в нарушение пунктов 2 и 3 Правил инвестирования временно свободных средств Российского научного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 416 (в первоначальной редакции), а именно в активы (объекты инвестирования), не предусмотренные указанными Правилами.
В 2014 году по 260 заявлениям Фонда осуществлялось инвестирование временно свободных средств на условиях неснижаемого остатка на счете на сумму от 500,0 тыс. рублей до 8 000 000,0 тыс. рублей, полученный доход составил 207 468,3 тыс. рублей.
В 2015 году по 512 заявлениям объем инвестирования составлял от 500,0 тыс. рублей до 12 000 000,0 тыс. рублей, объем полученного дохода составил 934 469,0 тыс. рублей.
В 2016 году Фондом по 437 заявлениям осуществлено инвестирование средств в объеме от 1 000 000,0 тыс. рублей до 10 000 000,0 тыс. рублей, объем полученного дохода составил 797 474,3 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение изданного на основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 291-ФЗ) решения попечительского совета Фонда (протокол заочного голосования попечительского совета Фонда от 25 - 26 февраля 2016 г. N 6-з), определяющего предельный совокупный объем инвестируемых временно свободных средств (10 000 000,0 тыс. рублей), в 2016 году совокупный объем размещенных Фондом свободных денежных средств составил 15 370 200,0 тыс. рублей (на вкладах (депозитах) и на условиях неснижаемого остатка на счете Фонда) и превысил указанный предельный объем инвестирования на 5 370 200,0 тыс. рублей (в 1,54 раза).
1.3. В нарушение сроков, установленных соглашениями между РНФ и грантополучателями, финансирование Фондом научных проектов в 2014 году осуществлено с задержкой от 1 до 102 календарных дней (156 платежей на общую сумму 1 623 749,5 тыс. рублей), в 2015 году - от 5 до 89 календарных дней (23 платежа на общую сумму 157 078,7 тыс. рублей).
1.4. Фондом в 2015 году за счет субсидии осуществлены расходы на общую сумму 232 360,6 тыс. рублей, не предусмотренные Планом осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, сформированным и представленным в Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2.3.2 и приложением N 2 к соглашению от 14 января 2015 г. N СОГ-74/14 , в том числе:
расходы, связанные с проведением конкурсных отборов, экспертизой отчетных материалов, мониторингом реализации проектов, в сумме 48 832,9 тыс. рублей;
расходы на финансовое обеспечение административно-хозяйственной деятельности РНФ в сумме 183 527,7 тыс. рублей.
Кроме того, кассовые расходы в 2015 году на финансовое обеспечение проектов-победителей конкурсного отбора 2014 года превысили объем субсидии, предусмотренный указанным планом расходов, на 1 096 257,9 тыс. рублей (на 10,1%).
1.5. В нарушение пункта 10.5.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности Российского научного фонда, утвержденного приказом РНФ от 11 сентября 2014 г. N 48-од (далее - Положение о закупках) комиссией Фонда по осуществлению закупок в отношении запроса котировок на оказание автотранспортных услуг N 000039 начальная (максимальная) цена договора - 17 122 216,8 тыс. рублей) не была отклонена заявка ООО "НОРДЭКС", предлагаемая цена услуг в которой (17 500 752,0 тыс. рублей) превышала начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
В нарушение пункта 10.5.6 Положения о закупках указанный запрос котировок не был признан несостоявшимся в связи с тем, что соответствующей всем требованиям, указанным в извещении, признана только одна заявка.
Кроме того, несмотря на то, что по указанному запросу котировок начальная (максимальная) цена договора превышала 10 000,0 тыс. рублей, Фондом в нарушение пунктов 4,2 и 5.3 Положения о закупках не были установлены дополнительные требования к участникам закупки в части наличия у них за последние два года опыта выполнения не менее двух аналогичных услуг стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены, установленной извещением, а также не затребованы данные о платежеспособности и финансовой устойчивости участника закупки.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Результаты анализа содержания локальных нормативных актов Фонда, регулирующих порядок организации и проведения конкурсного отбора финансируемых им программ и проектов и проверки практической реализации этих документов не позволяют в полной мере исключить риски принятия необоснованных решений о грантовом финансировании практически на каждой стадии организации отбора проектов.
Так, ряд утвержденных попечительским советом Фонда (протокол от 28 января 2014 г. N 3) критериев конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс РНФ, носит общий характер и не имеет количественных показателей, позволяющих произвести такой отбор без использования субъективных оценок.
При применении критерия "Профессиональный уровень руководителя проекта и научного коллектива" должны оцениваться, в частности, творческий уровень руководителя и коллектива, их потенциал в части возможности выполнения проекта и история успеха.
Количественные показатели, позволяющие объективно определить соответствие конкретного научного коллектива таким требованиям отсутствуют. В описании критерия указаны только виды информации, которые могут быть использованы (наличие ученых степеней, званий, членство в ведущих научных сообществах, наличие наград и премий, перечень основных публикаций и др.), однако не указывается, какие и сколько ученых степеней должно быть, в скольких научных сообществах должен состоять ученый и какие из них относятся к ведущим, какое количество наград и премий является достаточным для оценки, сколько должно быть публикаций и т.д.
Описание оценки критерия "Научная обоснованность проекта" включает в себя такие индикаторы, как научная значимость, актуальность тематики, масштабность поставленных задач, комплексность исследования, но не устанавливает какие-либо конкретные признаки, позволяющие произвести соответствующую градацию.
При оценке критерия "Качества планирования проекта" предлагается оценить, например, способности руководителя управлять проектом, адекватность подбора специалистов и используемых ресурсов, однако каким образом следует оценивать такие общие категории, не указывается.
Также локальными нормативными актами РНФ не определен механизм отбора кандидатур специалистов в области науки и техники - экспертов Фонда (далее - эксперты), порядок подачи заявления о включении в число экспертов и состав соответствующих сведений о заявителе.
Пунктом 17 Положения об экспертных советах Фонда, утвержденного протоколом попечительского совета Фонда от 28 января 2014 г. N 3 (далее - Положение об экспертных советах), в качестве необходимых условий для лица, который может являться экспертом Фонда, установлено, что им может выступать "активный и результативный" ученый, имеющий ученую степень, компетентный в той области науки, исследования в которой поддерживаются Фондом. Критерии "активности и результативности" в указанном положении не определены. Например, не указано, должен ли кандидат в эксперты иметь научные публикации, монографии или зарегистрированные результаты интеллектуальной деятельности в соответствующей области и в каком количестве.
Требования, предъявляемые к российским и зарубежным экспертам, существенно различаются и не закреплены в нормативных актах Фонда.
Проверкой установлено, что зарубежные эксперты отбирались и представлялись в экспертные советы на основании заключенного Фондом по результатам открытого конкурса договора с некоммерческим партнерством "Российский совет по международным делам".
Личное собеседование с кандидатами Фондом не проводится. До включения их в перечень привлекаемых специалистов и заключения с ними договора Фондом и экспертными советами рассматриваются только документы кандидатов.
Сложившаяся на практике процедура отбора экспертов формирует риски привлечения в их качестве лиц, не обладающих необходимой научной компетенцией, что может повлиять на качество проведения экспертизы проектов.
Согласно пункту 5 Порядка проведения экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс РНФ, утвержденного протоколом попечительского совета Фонда от 28 января 2014 г. N 3 (далее - Порядок проведения экспертизы), экспертный совет Фонда вправе принять решения о проведении первого этапа экспертизы в две стадии, предполагающих сначала проведение экспертизы всех допущенных к конкурсу заявок, а затем - экспертизу заявок, набравших наибольшее количество баллов среди прошедших первую стадию. При этом указанном порядке не содержится указаний на то, в каких случаях и в каком порядке экспертным советом реализуется предоставленное ему право.
Следует отметить, что определение компетенции по формуле "вправе", согласно пункту 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, относится к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
В Порядке конкурсного отбора научных, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс РНФ, утвержденном протоколом попечительского совета Фонда от 28 января 2014 г. N 3 (далее - Порядок конкурсного отбора), недостаточно четко определены основания для отказа в допуске заявок на конкурс.
Так, например, согласно подпункту "г" пункта 13 указанного порядка не допускаются заявки, содержащие противоречивые сведения в части подтверждения соответствия квалификационным требованиям к претендентам на участие в конкурсе. Какие именно сведения могут быть отнесены к таковым, какова степень противоречий, позволяющая не допустить заявку к участию в конкурсе, в Порядке конкурсного отбора не установлено и, как следует из пункта 13.1 указанного порядка, определяется работниками уполномоченного структурного подразделений Фонда с использованием технических возможностей "Информационноаналитической системы" Фонда (далее - ИАС). При этом Фондом также не утверждался порядок (регламент) работы в ИАС, в котором определялись бы в том числе уровни доступа и права пользователей.
В соответствии с пунктом 20 Порядка конкурсного отбора, руководитель проекта вправе представить в Фонд письменные возражения против выводов экспертных заключений, которые должны быть рассмотрены Фондом. При этом порядок этого рассмотрения нормативно не установлен.
В пункте 16 Порядка проведения экспертизы установлено, что для проектов, предлагаемых по результатам второго ее этапа к финансированию, экспертным советом подготавливается проект рекомендаций по объему финансирования, который не может превышать объем, заявленный в проекте. Других ограничений по суммам финансирования в Порядке не содержится. Какие-либо критерии, которыми должны руководствоваться члены экспертного совета при определении объемов финансирования проектов на втором этапе экспертизы, не установлены.
Полномочие экспертного совета по разработке рекомендаций, касающихся объема финансирования проектов, прошедших конкурсный отбор закреплено также в подпункте 3 пункта 2 Положения об экспертных советах. Однако порядок разработки таких рекомендаций в данном Положении также отсутствует.
Пунктом 14 Положения об экспертных советах установлено их полномочие по внесению на рассмотрение Правления Фонда предложений о распределении денежных средств (квот финансирования) по различным отраслям знаний в пределах общего объема финансирования проектов в рамках проводимых конкурсов. Порядок определения экспертным советом таких квот финансирования нормативно не установлен.
Предельные размеры грантов и их диапазон для различных конкурсов определялись в конкурсной документации, утверждаемой Правлением Фонда. Локальный нормативный акт, определяющий методику расчета размеров грантов, Фондом не утверждался.
2.2. Положением о закупках, и иными локальными актами фонда не урегулирован вопрос определения начальной (максимальной) цены договора при проведении открытого конкурса или запроса котировок, в связи с чем существуют риски закупки товаров, услуг для обеспечения деятельности Фонда по ценам, превосходящим их рыночную стоимость.
Так, например, начальная (максимальная) цена договора в конкурсной документации для проведения открытого конкурса на оказание услуг для нужд РНФ по осуществлению мониторинга и экспертизы результатов исполнения соглашений о предоставлении грантов РНФ на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, заключенных РНФ в 2014 году по приоритетным направлениям деятельности Фонда, определена в сумме 20 000,0 тыс. рублей.
Анализ представленного Фондом обоснования начальной (максимальной) цены договора показал, что расчет объема некоторых видов расходов отсутствует. В представленном обосновании не содержатся сведения о расчетах суммы расходов на материально-техническое обеспечение реализации проекта на общую сумму 1 167,6 тыс. рублей.
Кроме того, расходы на оплату труда определялись Фондом из расчета 15 человек и 10 месяцев их работы. Фактический срок оказания услуг по заключенному с НФПК договору на общую сумму 19 500,0 тыс. рублей составил менее 9 месяцев. При этом фактически исполнителями услуг по заключенному договору выступили 8 сотрудников НФПК, то есть почти в два раза меньше, чем предусматривалось при расчете обоснования начальной (максимально) цены договора.
В 2016 году начальная (максимальная) цена договора по аналогичному конкурсу определена в сумме 30 000,0 тыс. рублей, по результатам которого договор на оказание соответствующих услуг также заключен с НФПК на общую сумму 29 500,0 тыс. рублей. В обосновании начальной (максимальной) цены не приведены расчеты суммы расходов на материально-техническое обеспечение реализации проекта в объеме 1 783,9 тыс. рублей, а фонд оплаты труда предусмотрен из расчета 17 человек, когда фактически в работе приняли участие 13 сотрудников НФПК.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Российскому научному фонду надлежит выполнить следующие требования:
1. Устранить нарушения положений статьи 8 и пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", выразившиеся в искажении показателя бухгалтерской отчетности РНФ за 2015 год, отражающего остаток средств на конец 2014 года и на начало 2015 года на сумму 55 857,0 тыс. рублей.
2. Провести проверки по выявленным фактам нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Принять меры по недопущению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению их причин и условий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 апреля 2017 г. N 18К (1163).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору Фонда или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катрен ко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 21 апреля 2017 г. N ПР 11-39/11-01
Текст представления официально опубликован не был