Представление Счетной палаты РФ от 23 мая 2018 г. N ПР 07-113/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Федеральной службе по аккредитации (далее - Росаккредитация, Служба).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования), в соответствии с которым внесение изменений в смету казенного учреждения осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус", внесение изменений в смету центрального аппарата Росаккредитации в 2017 году осуществлялось не путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений, а путем утверждения новых бюджетных смет с учетом измененных показателей.
1.2. В нарушение абзаца 5 пункта 8 Общих требований, в соответствии с которым утверждение сметы учреждения осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств, Службой, до которой лимиты бюджетных обязательств на 2017 год были доведены расходными расписаниями от 23 декабря 2016 г. N ГУ00000000284 и N ГУ00000000285, утверждение бюджетной сметы посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" осуществлено только 26 июля 2017 года, то есть на 130 дней позже установленного срока.
1.3. В нарушение пункта 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, в 2017 году реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, Росаккредитацией не велся, при этом объем таких закупок составил 3 610,6 тыс. рублей или 0,6 % от кассовых расходов Росаккредитации в 2017 году.
1.4. В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд:
1.4.1. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, согласно которым информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе в сфере закупок, Росаккредитацией отчеты об исполнении государственных контрактов, исполнение которых завершено в 2017 году, в Единой информационной системе в сфере закупок не размещались (реестровые номера закупок: 1773663826817000004, 1773663826817000015, 1773663826817000014, 1773663826817000010, 1773663826817000024, 1773663826817000030, 1773663826817000057, 1773663826817000037, 1773663826817000038, 1773663826817000060, 1773663826817000043, 1773663826817000012, 1773663826817000007, 1773663826817000049, 1773663826817000029, 1773663826817000053, 1773663826817000045, 1773663826817000036);
1.4.2. В нарушение части 7 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола всеми присутствующими членами конкурсной комиссии, размещается в Единой информационной системе в сфере закупок, Росаккредитацией протокол вскрытия конвертов по результатам проведения открытого конкурса на оказание услуг по аналитическому и экспертному сопровождению Росаккредитации от 2 мая 2017 г. (реестровый номер закупки 01951000000117000003) размещен в Единой информационной системе в сфере закупок только 4 мая 2017 года с нарушением срока на 1 рабочий день.
1.4.3. Росаккредитацией 3 октября 2017 г. внесены изменения N ИИ1 в извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ но текущему ремонту помещений служебного фонда Росаккредитации от 30 сентября 2017 г. (реестровый номер закупки 0195100000117000024) (далее - извещение).
В нарушение части 6 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона срок подачи заявок на участие в такой аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение, до даты окончания сроков подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней (для закупок, по которым начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей), Росаккредитацией не продлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, в связи с чем срок подачи заявок на участие в электронном аукционе составил 6 календарных дней.
1.4.4. В нарушение части 7 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой план закупок утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в 2017 году Росаккредитацией, до которой лимиты бюджетных обязательств на 2017 год были доведены расходными расписаниями от 23 декабря 2016 г. N ГУ00000000284 и N ГУ00000000285, план закупок N 201701951000001003 утвержден только 6 февраля 2017 года, то есть с нарушением срока на 20 рабочих дней.
1.4.5. В нарушение части 10 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой план-график закупок утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, Росаккредитацией, до которой лимиты бюджетных обязательств на 2017 год были доведены расходными расписаниями от 23 декабря 2016 г. N ГУ00000000284 и N ГУ00000000285, план-график N 201701951000001000002 утвержден только 8 февраля 2017 г., то есть с нарушением срока на 22 рабочих дня.
1.4.6. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н, согласно которым заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ информацию в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта, Росаккредитацией информация по 33 государственным контрактам была направлена в Федеральное казначейство посредством Единой информационной системы в сфере закупок с нарушением установленного срока от 2 до 102 рабочих дней.
1.5. В 2017 году Росаккредитацией нарушены требования Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (далее - Правила подготовки планов информатизации):
1.5.1. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации, в соответствии с которым финансированию за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат только те мероприятия, которые включены в утвержденный план информатизации, Росаккредитацией в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2017 год осуществлялось расходование средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение мероприятий по информатизации, на общую сумму 151 486 тыс. рублей, в том числе по КБК 165 0113 15 4 03 90019 242 - на сумму 122 192,4 тыс. рублей и по КБК 165 0410 23 4 07 97001 242 - на сумму 29 293,9 тыс. рублей;
1.5.2. Росаккредитацией в нарушение пункта 28 Правил подготовки планов информатизации, согласно которому товары, работы, услуги, предусмотренные мероприятиями по информатизации и включенные в утвержденный государственным органом план информатизации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд включаются в план закупок и план-график закупок, Росаккредитацией в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2017 год закупки товаров, работ и услуги в сфере информатизации были включены в план закупок и план-график закупок на 2017 год.
1.6. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому государственным органам не позднее 1 марта 2016 г. предписывалось внести в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведения об используемых ими технических средствах информационных систем, информация о федеральной государственной информационной системе Росаккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) внесена в реестр территориального размещения технических средств информационных систем только 27 марта 2018 г., то есть с нарушением установленного срока на 752 дня.
1.7. В нарушение пункта 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, Росаккредитацией в 2017 году в информационной системе ФГИС КИ "АИС Учет" сведения об объекте учета ФГИС Росаккредитации не дополнялись и не актуализировались. Так, на момент окончания контрольного мероприятия сведения по государственному контракту от 16 августа 2017 года N 113 на выполнение работ по модернизации и оказанию услуг по поддержанию работоспособности ФГИС Росаккредитации" (цена контракта 174 400,4 тыс. рублей), заключенному с ООО "ИБС Экспертиза", в автоматизированной информационной системе не размещены.
1.8. В нарушение пунктов 3 и 4 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, согласно которому внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия, Росаккредитацией внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур в период с 1 января 2017 года по 12 июля 2017 года не осуществлялся: карты внутреннего финансового контроля, осуществляемого в структурных подразделениях центрального аппарата Росаккредитации, не формировались, регистры (журналы) внутреннего финансового контроля не велись.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В 2017 году Росаккредитацией заключены 44 контракта и договора с физическими и юридическими лицами на общую сумму 7 272,7 тыс. рублей на выполнение работ (оказание услуг), относящихся к полномочиям Росаккредитации как главного распорядителя средств федерального бюджета, исполнение которых закреплено в положениях об управлениях и отделах центрального аппарата Росаккредитации и должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих Росаккредитации.
2.2. Пунктом 9 Положения о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин", установлено, что процедуры размещения объектов фонда осуществляются в соответствии с методическими указаниями о порядке формирования и использования информационного ресурса фонда, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Росаккредитацией не исполнены пункты 30 и 32 Методических указаний о порядке формирования и использования информационного ресурса национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 248: в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин размещена информация и техническая документация ФГИС Росаккредитации без учета модернизации указанной системы, произведенной по государственным контрактам, заключенным в 2016 и 2017 годах.
2.3. В проверяемый период установлено значительное увеличение общей суммы дебиторской задолженности Росаккредитации (на 105 957,9 тыс. рублей или на 129,3 %), что свидетельствует о недостаточности принимаемых Росаккредитацией мер по сокращению дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета.
2.4. В программах аудиторских проверок Росаккредитации на 2017 год, осуществляемых в рамках осуществления внутреннего финансового аудита, отсутствовали вопросы применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры), что не соответствует положениям пункта 32 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. N 822, предусматривающего включение указанных вопросов в программы аудиторских проверок вне зависимости от направления аудиторской проверки.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росаккредитации надлежит выполнить следующие требования:
1) сформировать реестр закупок, осуществленных Росаккредитацией в 2017 году без заключения государственных контрактов;
2) разместить в Единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении государственных контрактов по реестровым номерам N N 1773663826817000004, 1773663826817000015, 1773663826817000014, 1773663826817000010, 1773663826817000024, 1773663826817000030, 1773663826817000057, 1773663826817000037, 1773663826817000038, 1773663826817000060, 1773663826817000043, 1773663826817000012, 1773663826817000007, 1773663826817000049, 1773663826817000029, 1773663826817000053, 1773663826817000045, 1773663826817000036;
3) дополнить в соответствии с пунктом 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, в информационной системе Минкомсвязи России ФГИС КИ (АИС Учета), сведения по объекту учета N "10.0036728" ФГИС Росаккредитации информацией по государственному контракту от 16 августа 2017 года N 113, заключенному с ООО "ИБС Экспертиза";
4) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Росаккредитации, допустивших указанные нарушения;
5) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 мая 2018 г. N 22К (1243)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федеральной службы по аккредитации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.