Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 06-325/06-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности кредитования субъектов Российской Федерации кредитными организациями в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" на объекте Правительство Московской области (г. Красногорск), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. При исполнении Правительством Московской области областного бюджета за 2014 год не были соблюдены требования статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс): объем заимствований Московской области превысил сумму, направленную на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств региона, на 13 350,3 млн. рублей.
2. Правительством Московской области ненадлежащим образом исполнялись полномочия по организации исполнения Министерством финансов Московской области законодательства Российской Федерации и Московской области и контроль его деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 29 Закона Московской области от 2 ноября 2005 г. N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области".
В этой связи Министерством финансов Московской области в рамках исполнения полномочий по осуществлению государственных заимствований Московской области в 2014 и 2015 годах при отсутствии соответствующего нормативного правового акта (решения) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заключались государственные контракты на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитов, длительность оказания которых превышала срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на 2014 и 2015 годы, что является нарушением пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса. Объем привлеченных в указанный период средств составил 60 000,0 млн. рублей.
3. Отмечается низкий уровень качества планирования заимствований в части кредитов кредитных организаций. Окончательно утвержденный объем привлечения кредитов кредитных организаций в 2014 году в 3,3 раза превысил первоначальный, а окончательно утвержденный объем погашения кредитов превысил первоначально утвержденный в 10,1 раза. В 2015 году указанные превышения составили соответственно 1,7 и 1,9 раза.
4. Операции, осуществляемые в целях получения или погашения кредитов кредитных организаций, проводились Московской областью необоснованно и несвоевременно. В этой связи при отсутствии объективной необходимости увеличивались расходы регионального бюджета, связанные с обслуживанием долговых обязательств.
Допускалось привлечение кредитов кредитных организаций при наличии значительных остатков средств на лицевом счете регионального бюджета, а также в те периоды, когда значительные объемы временно свободных средств регионального бюджета размещались на банковских депозитах. За пользование указанными кредитными ресурсами только в декабре 2014 и декабре 2015 годов было уплачено около 230 млн. рублей.
Так, в период с 18 по 30 декабря 2014 года Московской областью были привлечены кредиты в общей сумме 40 000,0 млн. рублей, в том числе 18 декабря - в сумме 5 000,0 млн. рублей. При этом на начало операционного дня 18 декабря 2014 года остатки средств областного бюджета составляли 11 755,5 млн. рублей и до конца года последовательно увеличивались, достигнув на конец операционного дня 31 декабря 2014 года величины 60 677,6 млн. рублей.
Кроме того, накануне указанного периода привлечения кредитов кредитных организаций осуществлялось размещение временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах. Так, 15 декабря в ОАО "Банк Москвы" было размещено 10 000,0 млн. рублей сроком на 10 дней, 17 декабря в Банке ВТБ (ПАО) было размещено 13 000,0 млн. рублей на 8 дней.
Аналогичная ситуация имела место и в 2015 году.
Так, на начало операционного дня 17 декабря 2015 года остатки средств областного бюджета составляли 7 763,0 млн. рублей, на конец дня - 12 709,0 млн. рублей и вплоть до конца операционного дня 31 декабря 2014 года их минимальная сумма составляла 4 266,7 млн. рублей (на конец операционного дня 18 декабря и начало следующего операционного дня 21 декабря 2015 года). При этом 17 декабря 2015 года были привлечены кредиты кредитных организаций общей суммой 3 000,0 млн. рублей, а накануне, 15 и 16 декабря 2015 года, а также в день привлечения заимствований осуществлялось размещение средств областного бюджета на общую сумму 15 500,0 млн. рублей на депозитах в ПАО АКБ "Связь-Банк", ПАО Банк ФК "Открытие" и Банке ВТБ (ПАО).
На начало операционного дня 29 декабря 2015 года остатки средств областного бюджета составляли 51 686,3 млн. рублей и в дальнейшем вплоть до конца операционного дня 31 декабря 2015 года не снижались ниже уровня 56 353,1 млн. рублей. При этом 29 декабря 2015 года были привлечены кредиты ПАО Сбербанк на общую сумму 8 000,0 млн. рублей.
5. Временно свободные средства бюджета Московской области размещались на банковских депозитах по ставке, которая была ниже процентной ставки привлеченных накануне кредитов кредитных организаций.
Так, 4 декабря 2015 года средства бюджета на сумму 16 000,0 млн. рублей были размещены в ПАО Сбербанк на срок 24 дня по ставке 11,5 % годовых, при этом на следующий операционный день - 7 декабря 2015 года регионом были привлечены кредиты ПАО Сбербанк в сумме 7 000,0 млн. рублей по более высокой процентной ставке (11,58 % годовых).
10 декабря 2015 года регионом были привлечены кредиты ПАО Сбербанк на сумму 2 000,0 млн. рублей по ставке 11,62 % годовых, при этом в этот же день произошел возврат депозитов на общую сумму 6 500,0 млн. рублей и осуществлено следующее размещение средств областного бюджета в сумме 6 500,0 млн. рублей на депозит в Банке ВТБ (ПАО) на срок 15 дней по ставке 11, 35 % годовых.
17 декабря 2015 года были привлечены кредиты ПАО Сбербанк на сумму 3 000,0 млн. рублей по ставке 12,03 % годовых, при этом накануне, 15 и 16 декабря 2015 года, а также в день привлечения заимствований осуществлялось размещение средств областного бюджета на общую сумму 15 500,0 млн. рублей на депозитах в ПАО АКБ "Связь-Банк", ПАО Банк ФК "Открытие" и БАНКЕ ВТБ (ПАО) по ставке 11,35 % - 11,41 % годовых.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Правительству Московской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 октября 2016 г. N 55К (1130)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Московской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 апреля 2017 года.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 06-325/06-01
Текст представления официально опубликован не был