Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 06-328/06-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности кредитования субъектов Российской Федерации кредитными организациями в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" на объекте Правительство Челябинской области (г. Челябинск), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. При исполнении Правительством Челябинской области областного бюджета за 2014 год не были соблюдены требования статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации: объем заимствований Челябинской области превысил сумму, направленную на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств региона, на 2 218,7 млн. рублей.
2. Операции, осуществляемые в целях получения или погашения кредитов кредитных организаций, проводились субъектом Российской Федерации необоснованно и несвоевременно. В этой связи при отсутствии объективной необходимости увеличивались расходы регионального бюджета, связанные с обслуживанием долговых обязательств.
Допускалось привлечение кредитов кредитных организаций при наличии значительных остатков средств на лицевом счете регионального бюджета, а также в те периоды, когда значительные объемы временно свободных средств регионального бюджета размещались на банковских депозитах. За пользование указанными кредитными ресурсами в проверяемом периоде было уплачено около 600 млн. рублей.
В 2014 году Челябинской областью кредиты кредитных организаций были привлечены в конце года: 17 декабря - всего на сумму 4 960,6 млн. рублей и 19 декабря - всего на сумму 1 050,0 млн. рублей.
При этом по состоянию на начало операционного дня 17 декабря 2014 года остатки на лицевом счете бюджета Челябинской области составляли 2 482,4 млн. рублей, на конец операционного дня - 6 229,4 млн. рублей, на конец операционного дня 18 декабря 2014 года - 4 954,3 млн. рублей. На конец операционного дня 19 декабря 2014 года (в день привлечения кредитов кредитных организаций общей суммой 1 050,0 млн. рублей) остатки на лицевом счете бюджета Челябинской области составляли 5 523,1 млн. рублей, и в дальнейшем (до 31 декабря 2014 года включительно) составляли не менее 1 907,4 млн. рублей.
Таким образом, необходимость в привлечении кредитов в сумме 1 050,0 млн. рублей отсутствовала.
Аналогичная ситуация с обоснованностью привлечения кредитов кредитных организаций складывалась и в 2015 году.
Так, 20 января 2015 года были привлечены кредиты кредитных организаций всего на сумму 1 050,0 млн. рублей.
Вместе с тем по состоянию на начало операционного дня 20 января 2015 года остатки на лицевом счете бюджета Челябинской области составляли 5 952,6 млн. рублей, на конец дня - 6 421,5 млн. рублей. До конца января месяца остатки средств на лицевом счете не снижались ниже уровня 5 791,8 млн. рублей (на конец операционного дня 22 января и начало операционного дня 23 января 2015 года).
При этом 23 января 2015 года были получены новые кредиты кредитных организаций всего на сумму 4 053,4 млн. рублей.
Также 30 июля 2015 года при наличии остатков на лицевом счете областного бюджета на начало операционного дня в сумме 4 224,7 млн. рублей, были привлечены кредиты кредитных организаций в сумме 270,0 млн. рублей, остатки на конец дня 30 июля 2015 года составили 5 175,5 млн. рублей. На конец следующего операционного дня - 31 июля 2015 года соответствующие остатки составляли 4 902,8 млн. рублей. В этот же период остаток временно свободных средств областного бюджета, размещенных на банковских депозитах, составлял 14 200,0 млн. рублей.
3. В проверяемом периоде Челябинской областью допускались случаи досрочного погашения кредитов кредитных организаций с более низкой процентной ставкой и привлечения других по более высокой ставке.
Так, в 2014 году Челябинской областью из федерального бюджета привлекались кредиты для частичного покрытия дефицита бюджета области в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, в том числе 28 ноября 2014 года был привлечен бюджетный кредит в сумме 761,6 млн. рублей.
Средства указанного кредита 1 декабря 2014 года были направлены на досрочное погашение кредитов кредитных организаций, привлеченных в 2013 году по ставке 8,45 % - 8,95 % годовых.
При этом в декабре 2014 года по контрактам, заключенным в 2014 году, были привлечены кредиты кредитных организаций под более высокую процентную ставку 10,85 % - 11,0 % годовых.
4. Привлечение кредитов из федерального бюджета осуществлялось Челябинской областью в те периоды, когда на банковских депозитах были размещены временно свободные средства областного бюджета, в том числе в объемах, значительно превышающих объемы заимствований.
Так, 25 ноября 2015 года Челябинской области был предоставлен кредит из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита областного бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, в сумме 44,4 млн. рублей (по соглашению от 23 ноября 2015 г. N 01-01-06/06-209). При этом по состоянию на указанную дату остаток средств областного бюджета, размещенных на банковских депозитах, составлял 12 750,0 млн. рублей.
В дальнейшем 30 декабря 2015 года Челябинской области из федерального бюджета был предоставлен кредит для частичного покрытия дефицита бюджета в сумме 49,0 млн. рублей (по соглашению от 29 декабря 2015 г. N 01-01-06/06-286). При этом сумма временно свободных средств областного бюджета, размещенных на банковских депозитах на указанную дату, составляла 1 500,0 млн. рублей.
5. Привлечение кредитов из федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств Челябинской области, в том числе в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, зачастую не обеспечивало уменьшения соответствующей задолженности, поскольку после операций по погашению кредитов кредитных организаций за счет бюджетного кредита следовало новое привлечение кредитов кредитных организаций.
Так, Челябинской области 28 ноября 2014 года в соответствии с соглашением от 27 ноября 2014 г. N 01-01-06/06-422 был предоставлен кредит из федерального бюджета в сумме 761,6 млн. рублей, из средств которого 1 декабря 2014 года на указанную сумму были погашены кредиты кредитных организаций. По сути, данная операция не обеспечила уменьшения долговых обязательств региона по кредитам кредитных организаций, так как 17 декабря 2014 года были привлечены кредиты кредитных организаций на сумму 4 960,6 млн. рублей, а 19 декабря 2014 года - на сумму 1 050,0 млн. рублей.
6. В ряде случаев кредиты из федерального бюджета, привлекаемые в целях погашения долговых обязательств Челябинской области, в том числе в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, использовались со значительной задержкой.
Так, Челябинской области в соответствии с соглашением от 15 декабря 2014 г. N 01-01-06/06-482 был предоставлен кредит из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета области в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, на сумму 482,5 млн. рублей. Соответствующие средства поступили на лицевой счет областного бюджета 16 декабря 2014 года. При этом погашение кредитов кредитных организаций на указанную сумму было осуществлено только 12 марта 2015 года. Расходы регионального бюджета на обслуживание соответствующих кредитов кредитных организаций за прошедший с момента получения данного бюджетного кредита период составили около 10 млн. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Правительству Челябинской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 октября 2016 г. N 55К (1130)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Челябинской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 апреля 2017 года.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 ноября 2016 г. N ПР 06-328/06-01
Текст представления официально опубликован не был