Представление Счетной палаты РФ от 23 декабря 2016 г. N ПР 09-356/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности деятельности акционерного общества "Росагролизинг" в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года по реализации механизма финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники" в акционерном обществе "Росагролизинг" (далее - АО "Росагролизинг", общество), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Анализ стратегических и внутренних организационно-распорядительных документов АО "Росагролизинг" в части определения критериев и показателей, характеризующих импортозамещение передаваемой в лизинг сельхозтехники, показал следующее.
Долгосрочной программой развития АО "Росагролизинг" до 2020 года (далее - ДПР АО "Росагролизинг") не предусмотрены показатели реализации мероприятий, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной техники, используемой при осуществлении инвестиционных проектов и текущей деятельности.
Кроме того, АО "Росагролизинг" не реализованы рекомендации Правительственной комиссии по импортозамещению (протокол от 28 января 2016 г. N 1), согласно которым обществу надлежало руководствоваться при приобретении сельхозтехники требованиями к промышленной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (далее - Постановление N 719).
Лизинговая компания в своей работе не учитывала требования Постановления N 719, установленные в целях отнесения промышленной продукции к продукции, произведенной в Российской Федерации.
АО "Росагролизинг" в первом полугодии 2016 года в целях передачи сельхозтехники в лизинг было приобретено 900 единиц техники на сумму 2 206 208,64 тыс. рублей, или 21,3 % ее общего объема, которые были произведены из машинокомплектов иностранного производства и машинокомплектов, произведенных на территории Республики Беларусь.
Кроме того, АО "Росагролизинг" по федеральному лизингу закупалась сельхозтехника российского производства, соответствующая минимально допустимому уровню локализации производства, установленному советом директоров общества 26 декабря 2011 г. (протокол N 9), в размере от 30 до 50 % (применимо преимущественно для предприятий, осуществляющих сборочное производство сельхозтехники). Доля закупок обществом сельхозтехники с низким уровнем локализации производства составила: в 2013 году - 26,7 %, в 2014 году - 27,2 %, в 2015 году - 23,6 %, за 9 месяцев 2016 года - 20,0 %.
Закупка сельхозтехники и оборудования с уровнем локализации производства от 30 до 50 % не позволяет признать меры, принимаемые обществом по стимулированию спроса на российскую сельскохозяйственную технику и снижение зависимости от импорта зарубежных технологий и техники, эффективными.
2. Оценка деятельности АО "Росагролизинг" в проверяемый период показала, что, несмотря на увеличение уставного капитала АО "Росагролизинг" за счет средств федерального бюджета в 2013 и 2015 годах в размере 4 242 414,5 тыс. рублей, лизинговый портфель по договорам финансовой аренды (лизинга) сельхозтехники сократился с 51 326 535,7 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2013 года до 48 397 469,5 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2015 года, или на 5,7 %.
Одной из причин сокращения лизингового портфеля явилось расторжение договоров лизинга, ранее заключенных АО "Росагролизинг" с лизингополучателями, изъятие сельхозтехники и ее последующая реализация по договорам купли-продажи. За проверяемый период убыток АО "Росагролизинг" от реализации изъятой техники со средним дисконтом в размере 35,1 % от ее балансовой стоимости составил 1 530 127,1 тыс. рублей.
Неблагоприятное влияние на величину лизингового портфеля оказала продолжающаяся практика размещения денежных средств АО "Росагролизинг" на депозитных счетах, в результате чего часть поступивших возвратных лизинговых платежей по федеральному лизингу на формирование лизингового портфеля в проверяемом периоде не направлялась. В соответствии с данными бухгалтерской отчетности АО "Росагролизинг" объем денежных средств, размещенных на депозитных счетах, по состоянию на 1 октября 2016 года составил 4 529 743 тыс. рублей.
Кроме того, в результате размещения средств АО "Росагролизинг" на депозитных счетах в ПАО "НОТА-Банк", у которого приказом Банка России от 24 ноября 2015 г. N ОД-3292 отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в сумме 254 892,8 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2015 года, возникают риски их невозврата и невозможности дальнейшего использования в целях осуществления лизинга в АПК.
3. Анализ бухгалтерской отчетности АО "Росагролизинг" показал, что в проверяемом периоде обществом был получен убыток в сумме 22 651 642 тыс. рублей, что свидетельствует о неудовлетворительных финансовых результатах деятельности лизинговой компании.
Возникновение убытка связано главным образом с формированием резерва по сомнительным долгам по просроченной задолженности контрагентов и иным проблемным активам общества. По состоянию на 31 декабря 2015 года ее величина составила 28 360 830,3 тыс. рублей, или 36 % к остатку обязательств к оплате по договорам финансовой аренды (лизинга).
Столь значительные убытки, полученные АО "Росагролизинг" в проверяемый период, привели к сокращению стоимости чистых активов общества.
По состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября 2016 года чистые активы АО "Росагролизинг" в сумме, соответственно, 59 804 374 тыс. рублей, 58 864 858 тыс. рублей и 58 637 052 тыс. рублей оказались меньше его уставного капитала в сумме 83 064 920 тыс. рублей на 23 260 546 тыс. рублей (на 28,0 %), на 24 200 062 тыс. рублей (на 29,1 %) и на 24 427 868 тыс. рублей (на 29,4 %) соответственно, то есть более чем на 25 %.
В нарушение пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" АО "Росагролизинг" не разместило в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомления об уменьшении стоимости чистых активов.
Кроме того, в случае, если по окончании 2016 года стоимость чистых активов АО "Росагролизинг" по-прежнему будет меньше уставного капитала общества, то в силу норм пункта 6 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" АО "Росагролизинг" должно будет принять решение об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов либо принять решение о ликвидации. При этом решение об уменьшении уставного капитала или о ликвидации должно быть принято компетентным органом в срок не позднее 1 июля 2017 года.
При сохранении по итогам 2016 года тенденции к снижению стоимости чистых активов АО "Росагролизинг" к величине уставного капитала общества, и непринятии АО "Росагролизинг" решения об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов либо решения о ликвидации, существуют риски предъявления кредиторами требований по досрочному исполнению обязательств общества, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков, а также предъявления в суд органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (налоговый орган) требования (иска) о ликвидации общества.
4. В 2015 году АО "Росагролизинг" отчиталось о достижении ключевого показателя эффективности "Доля поставок АО "Росагролизинг" в общих поставках сельхозтехники в Российской Федерации" на уровне 12 %, или на 2 % больше его планового значения, установленного ДПР общества.
Проверкой установлено, что расчет фактического значения данного показателя за 2015 год осуществлялся в соответствии с методикой, установленной ДПР АО "Росагролизинг". При этом вышеназванная методика не раскрывает информацию об источниках данных и фактических значениях показателей, используемых АО "Росагролизинг" при расчете, что не позволяет осуществить объективную оценку объема поставок общества на рынке сельскохозяйственной техники в Российской Федерации.
5. Не способствуют решению задачи по технической модернизации агропромышленного комплекса имеющиеся у общества существенные объемы дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками.
За проверяемый период дебиторская задолженность поставщиков сельхозтехники перед АО "Росагролизинг" сократилась на 843 217,7 тыс. рублей, или на 11,0 %, составив 6 825 106,3 тыс. рублей по состоянию на 1 октября 2016 года, в то время как кредиторская задолженность АО "Росагролизинг" перед поставщиками за тот же период увеличилась на 3 177 006,5 тыс. рублей, или в 6,2 раза и составила 3 786 745,6 тыс. рублей на указанную дату.
По результатам анализа кредиторской задолженности общества перед двумя крупнейшими поставщиками сельхозтехники - ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" (далее - ООО "КЗ "Ростсельмаш") и АО "Петербургский тракторный завод" (далее - АО "ПТЗ") установлено, что АО "Росагролизинг" в нарушение статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 5.1.1 и 5.1.2 договора N 9460, а также пункта 7 Общих условий договора купли-продажи (поставки) сельскохозяйственной техники и оборудования, являющихся неотъемлемой частью договора N 7925, устанавливающих порядок и сроки расчетов за поставленную технику, не осуществил ее оплату. По состоянию на 4 октября 2016 года объем просроченной задолженности по оплате поставленной ООО "КЗ "Ростсельмаш" техники составил 1 035 489,8 тыс. рублей.
Кроме того, АО "Росагролизинг" оплата за поставленную сельхозтехнику по вышеуказанным договорам осуществлялась с нарушением сроков оплаты от 3 до 178 дней.
АО "Росагролизинг" в нарушение статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений договоров N 5430097 и N 5440005 и Общих условий к договорам купли-продажи (поставки) сельскохозяйственной техники и оборудования, являющихся неотъемлемой частью договоров, устанавливающих порядок и сроки расчетов за поставленную технику, не осуществил ее оплату. По состоянию на 21 октября 2016 года объем просроченной задолженности по оплате поставленной АО "ПТЗ" техники составил 184 984,5 тыс. рублей.
Наличие у АО "Росагролизинг" просроченной кредиторской задолженности перед ООО "КЗ "Ростсельмаш" и АО "ПТЗ" оказывает отрицательное влияние на финансовое состояние указанных заводов-изготовителей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" АО "Росагролизинг" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений:
1. Подготовить предложения о рассмотрении органами управления АО "Росагролизинг" вопросов:
о внесении изменений в Долгосрочную программу развития АО "Росагролизинг" в части определения критериев и показателей импортозамещения передаваемой в лизинг сельхозтехники;
о разработке плана мероприятий, направленных на выполнение требований статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
2. При подготовке отчетности о выполнении ключевых показателей эффективности за 2016 год, установленных ДПР АО "Росагролизинг", обеспечить раскрытие информации об источниках данных и фактических значениях показателей, используемых при расчете показателя эффективности "Доля поставок АО "Росагролизинг" в общих поставках сельхозтехники в Российской Федерации".
3. Совместно с ООО "КЗ "Ростсельмаш" и АО "ПТЗ" провести инвентаризацию кредиторской задолженности по действующим договорам купли-продажи сельхозтехники, по результатам которой разработать план мероприятий по ее сокращению.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 декабря 2016 г. N 66К (1141)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору АО "Росагролизинг" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 1 апреля 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 декабря 2016 г. N ПР 09-356/09-02
Текст представления официально опубликован не был