Представление Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. N ПР 04-340/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования федеральным государственным унитарным предприятием "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года средств субсидий из федерального бюджета, от приносящей доход деятельности, а также федерального имущества" в федеральном государственном унитарном предприятии "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (далее - ФГУП "ГлавУпДК при МИД России", Предприятие), в филиалах ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" Московский Загородный Клуб "Москоу Кантри Клаб" (далее - МЗК МКК) и "Мединцентр", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Предприятием при разработке и реализации Стратегии развития ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия развития), не учтены положения Методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683, а именно: не предусмотрены разработка и корректировка внутренних документов, а также сопутствующих инструментов (подпункт 6 пункта 5.4); не проведены экологическое обследование Предприятием (подпункт 1 пункта 5.4) и независимая оценка технологического уровня (подпункт 1 пункта 5.4); не разработаны документы, устанавливающие перечень ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ) и их целевых значений, положение о вознаграждении руководства в зависимости от достижений КПЭ, установленных на соответствующий срок.
Установленные в Стратегии развития четыре цели стратегического развития ФГУП "ГлавУпДК при МИД России", по мнению Счетной палаты Российской Федерации, не являются стратегическими для Предприятия, а представляют собой лишь текущие задачи финансово-хозяйственной деятельности.
ФГУП "Глав УпДК при МИД России" имеет в своем составе Головное подразделение и 5 филиалов, различных по характеру и видам оказываемых ими услуг. Вместе с тем, в Стратегии развития не указаны стратегические цели развития каждого филиала или цели развития определенного сегмента деятельности Предприятия (медицинские услуги, услуги гостиниц, организация отдыха, аренда имущества, эксплуатация автотранспорта, кадровые услуги), которые, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, целесообразно разработать.
Анализ показателей, характеризующих достижение целей, заявленных в Стратегии развития, показал, что они не увязаны с ними и не отражают их фактическое достижение.
Мероприятия, обеспечивающие достижение целей Стратегии, не имеют конкретных сроков реализации, не детализированы и не увязаны с целями и показателями. При этом ряд мероприятий не относится к достижению ни одной из заявленных стратегических целей, а лишь являются обязанностями Предприятия по реализации норм законодательства.
Так, например, мероприятие "Совершенствование взаимодействия ГлавУпДк с федеральными органами исполнительной власти" предусматривает, что Предприятие через межведомственный портал с 1 ноября 2011 года осуществляет взаимодействие с МИДом и Росимуществом, размещает программы деятельности и отчетность, что впоследствии отражается на его имидже. В целях реализации мероприятия "Совершенствование деятельности в области размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд ГлавУпДК" Предприятие планировало осуществлять закупки в электронной форме, как это предусмотрено законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.
Стратегией развития не определены меры по финансовому оздоровлению и (или) развитию филиалов МЗК МОКК и Комплекс отдыха "Завидово" (далее - КО Завидово) на перспективу.
С учетом ухудшения финансово-экономического положения ФГУП "Глав УПДК при МИД России" по итогам деятельности за 2016 год, Стратегия развития нуждается в актуализации.
2. Разделы Программы деятельности Предприятия на 2014 - 2016 годы, установленные в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, не заполнялись при фактическом осуществлении мероприятий.
3. Объем ежегодных расходов на социальную защиту и поддержку работников составлял в 2014 году - 362 291,57 тыс. рублей, в 2015 году - 378 571,79 тыс. рублей, за 1 полугодие 2016 года - 213 784,11 тыс. рублей. При этом установлено, что в проверяемом периоде расходы на указанные цели в сумме 954 647,47 тыс. рублей осуществлялись за счет средств текущей деятельности, а не за счет чистой прибыли, что не соответствовало пункту 3.8 Устава. С учетом сложившегося финансового положения Предприятия, его социальная политика нуждается в пересмотре с целью оптимизации расходов.
4. ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" не предпринимались меры по организации эффективной работы филиалов. Так, из пяти филиалов три являются убыточными: МЗК МКК, КО Завидово, Спецавтоцентр.
Результатом финансово-хозяйственной деятельности МЗК МКК на протяжении пяти лет является убыток. Так, за проверяемый период убыток составил 1 236 196,2 тыс. рублей (в 2014 году в размере 486 593,5 тыс. рублей, в 2015 году - 585 484,7 тыс. рублей, за 1 полугодие 2016 года - 164 118,0 тыс. рублей), что свидетельствует о неэффективности финансово-хозяйственной деятельности филиала в проверяемом периоде.
В 2014 - 2016 годах всего 62 дипломатических сотрудника (менее 1%) отдыхали в МЗК МКК, а членами гольф-клуба являлись всего 8 дипломатов при общем количестве членов гольф-клуба 408 человек.
Аналогичная ситуация наблюдается и в филиале КО Завидово, анализ финансово-экономического положения которого показал, что существует устойчивая тенденция сохранения убытка по результатам деятельности на протяжении последних 4-х лет. Загрузка номерного фонда гостиницы, коттеджей и таунхаусов в среднем в 2014 - 2016 годах составляет 38,7%. При этом услугами филиала воспользовалось только незначительное количество сотрудников дипломатических миссий, доля выручки от пребывания которых составила порядка 1,5% общего объема выручки.
Анализ деятельности филиала Спецавтоцентр показал, что в проверяемом периоде расходы филиала более чем в три раза превышали доходы.
Таким образом, цели и задачи, для которых были созданы филиалы, не достигаются: сотрудниками иностранных дипломатических представительств услуги филиалов практически не востребованы, прибыль от предоставления услуг иным лицам отсутствует, что также свидетельствует о неэффективном использовании филиалами объектов федерального имущества.
5. Предприятие размещало денежные средства, полученные от использования федерального имущества, в коммерческие кредитные организации, риск банкротства которых не в состоянии было оценить. При принятии решения о размещении денежных средств в коммерческих банках Предприятием не учитывалась тенденция нестабильности банковской системы в целом.
В результате отзыва лицензии и последующего банкротства коммерческих банков ООО "Внешнеэкономический промышленный банк" (далее - Внешпромбанк), ООО КБ "БФГ-Кредит" (далее - КБ "БФГ-Кредит") из оборота Предприятия были выведены денежные средства в объеме 10 620,6 млн. рублей, что сопоставимо с годовым объемом его выручки.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) Предприятие, являясь хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, вправе открывать счета (заключать договоры банковского вклада и депозита) только при соответствии кредитной организации требованиям, изложенным в статье 2 указанного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 213-ФЗ Банк России ежеквартально (с 1 июля 2016 года - ежемесячно) должен размещать перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным части 1 статьи 2 указанного закона, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В перечне кредитных организаций, размещенных на сайте Банка России по состоянию на 1 января 2016 года Внешпромбанк и БФГ-Кредит отсутствовали, то есть данные банки не соответствовали требованиям, установленным Федеральным законом N 213-ФЗ.
Приказом Банка России от 21 января 2016 г. N ОД-141 у Внешпромбанка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 марта 2016 года, по делу N А40-17434/16, Внешэкономбанк признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Общая сумма требований к Внешпромбанку со стороны Предприятия составила 6 339 563,5 тыс. рублей.
В нарушение части 10 статьи 1 Федерального закона N 213-ФЗ Предприятие в период с января по апрель 2016 года после исключения банка из перечня кредитных организаций, сформированного Банком России, продолжало зачислять денежные средства на депозиты, открытые в КБ "БФГ-Кредит". Общая сумма зачисленных средств составила 9 850 000,0 тыс, рублей.
При этом, требование о расторжении генерального соглашения об общих условиях проведения депозитных операций от 13 апреля 2012 г. N А2120583, как это предусмотрено частью 8 статьи 1 Федерального закона N 213-ФЗ, со стороны Предприятия не направлялось.
Приказом Банка России от 27 июля 2016 г. N ОД-2389 у КБ "БФГ-Кредит" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Остатки денежных средств Предприятия в КБ "БФГ-Кредит" составили 4 281 008,0 тыс. рублей.
Таким образом, результатом финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за 2016 год будет являться убыток, объем которого, по оценочным расчетам, может составить порядка 8,0 млрд. рублей.
6. В соответствии с Регламентом ценообразования на услуги ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" и филиалов, утвержденного приказом Предприятия от 31 декабря 2009 г. N 984, вопросы ценообразования и контроля за ценами на услуги (кроме аренды) относятся к компетенции руководителей соответствующих структурных подразделений и филиалов Предприятия и закреплены в положениях о структурных подразделениях и филиалах ФГУП "ГлавУпДК при МИД России".
Проверкой установлено, что внутренними документами филиалов не устанавливались четкие критерии для предоставления клиентам льготных условий на оказываемые услуги.
Например, в 2015 году приказом от 15 января 2015 г. N ФБ-04 за директором филиала МЗК МКК закреплено право на предоставление скидок без ограничений на все услуги, оказываемые филиалом.
В нарушение раздела VI приказа от 25 ноября 2013 г. N ФБ-01 и раздела VI приказа от 20 мая 2014 г. N ФБ-02, предоставляющих право руководителю МЗК МКК применять скидку на все услуги в размере не более 20% основного тарифа, при заключении договоров на оказание услуг руководителем филиала применялась скидка сверх установленных норм, что привело к недополучению дохода в объеме 5 556,7 тыс. рублей.
7. Проверкой установлено, что Предприятием и его филиалами не соблюдались принцип экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, установленный частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ). Цены по некоторым видам продукции, закупаемой Предприятием и его филиалами, значительно выше розничных (анализ произведен на основании средних потребительских цен на товары и услуги, содержащихся на сайте Федеральной службы государственной статистики, прайс-листов компаний - производителей товаров, а также информации содержащейся в открытом доступе сети "Интернет" и единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru).
Например, закупка аппарата для лечения дефектов кожи "OMNIMAX" по договору от 10 февраля 2014 года N 1960/ХД, заключенному Предприятием по итогам проведенных конкурсных процедур с ООО "Меди СПА Технолоджи", осуществлялась по цене 4 948,5 тыс. рублей (по курсу Банка России на 10 февраля 2014 года 47,02 рубля за 1 евро 105,2 тыс, евро), что расчетно на 44,2 тыс. евро (72,5%) выше рыночной стоимости. По информации Федеральной таможенной службы (письмо от 22 августа 2016 г. N 04-13/42440дсп) на запрос Счетной палаты Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 04-Д-320/04-03 задекларированная стоимость данного оборудования - 47,75 тыс. долларов США.
Закупки блоков кондиционеров, компьютеров и жестких дисков также осуществлялась Предприятием по стоимости выше рыночной от 20% до 200 процентов.
Так, в рамках исполнения договора подряда от 5 июля 2016 г. N А2160883, заключенного Предприятием с ООО "СтройСервис", были закуплены кондиционеры на общую сумму 1 580,3 тыс. рублей при их среднерыночной стоимости в 2016 году 1 005,5 тыс. рублей.
При исполнении договора от 12 ноября 2015 года N А2151810, заключенного Предприятием с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" на выполнение работ по развитию (модернизации) аппаратно-программного комплекса информационной системы ГлавУпДК при МИД России общей стоимостью 56 400,00 тыс. рублей, были закуплены 60 жестких дисков по стоимости 188,37 тыс. рублей каждый, при их среднерыночной стоимости в августе 2016 года - 61,95 тыс. рублей.
Филиалами Предприятия Мединцентр и МЗК МКК систематически закупались продукты питания по стоимости, значительно превышающей рыночную, что соответственно, сказывалось и на стоимости их услуг.
Выборочная проверка договоров и товарных накладных, на закупку продуктов питания у компаний ООО "Компания Гринфилдс", ООО "Ароса", ООО "Абрикос", ООО "Морской мир", ООО "Сибест", ООО "Продлогистик ЮГ", ИП Кувшинников И.Д., ООО "Фабус", ООО "НРДЖ", ООО "РУСФУДХОРЕКА", ООО "УНИВЕРСАЛ ИМПОРТС" показала, что цены по некоторым видам продукции значительно выше розничных (анализ произведен на основании прайс-листов компаний, не являющихся контрагентами филиалов, и на основании данных, представленных в свободном доступе в сети Интернет). Закупочная цена отдельных позиций превышала розничные цены от 1,6 до 4 раз. Например, МЗК МКК покупал клубнику в июле 2016 года по цене более чем за 1 000 рублей за килограмм при ее рыночной цене в 250 рублей.
8. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 223-ФЗ было утверждено Положение о закупках ГлавУпДК при МИД России (приказы Предприятия от 27 декабря 2011 года N 1339 и от 17 марта 2015 года N 216) и утвержден Регламент управления закупками ГлавУпДК при МИД России (приказы Предприятия от 22 августа 2012 года N 874 и от 20 ноября 2015 года N 1184).
В нарушение Положения о закупках (пункт 4.9.1.1) и Регламента управления закупами (пункт 10.9) ряд договоров заключены позднее 20 календарных дней с даты опубликования итогового протокола закупки.
Данные факты свидетельствуют о низкой исполнительской дисциплине и отсутствии внутреннего контроля за исполнением нормативных документов Предприятия.
8.1. В нарушение условий Положения о закупках (раздел "Термины и определения") Предприятием не утверждена Методика расчета начальной (максимальной) цены договора (цены лота) при осуществлении закупок филиалами и структурными подразделениями.
8.2. В нарушение пункта 16.3 Регламента управления закупками расчет начальной (максимальной) цены по договору от 21 декабря 2015 г. N А2152152 с ООО "ФИТНЕС ДОМ" на поставку спортивного оборудования не содержит сведения о периоде, в котором представленная цена является актуальной.
8.3. В нарушении пункта 2.17 Регламента управления закупками (в редакции от 22 августа 2012 г. N 874) отсутствует расчет начальной (максимальной) цены договора от 12 декабря 2014 г. N А2142101 с ООО "МедиСПАТехнолоджи" на поставку многофункционального аппарата Formax Plus производства фирмы SharpLight Technologies.
8.4. В нарушении части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по реконструкции и ремонту помещений под оборудование MPT по адресу: г. Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 4 были выполнены в 2015 году ООО "Техпроект" в отсутствие проектно-сметной документации.
Разработка ПСД была осуществлена только во втором квартале 2016 года (договор от 29 марта 2016 г. N А2160441 стоимостью 497,51 тыс. рублей заключен Предприятием с ООО "Техпроект"). Согласно актам выполненных работ (ф. КС-2) разработка проектно-сметной документации была осуществлена в апреле 2016 года, работы оплачены в сумме 497,51 тыс. рублей.
При этом ремонтные работы по реконструкции и ремонту указанных помещений проведены без оформления договорных отношений, актов выполненных работ и оплаты этих работ.
8.5. В нарушение части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в единой информационной системе Предприятием не было размещено дополнительное соглашение от 17 июня 2015 года N 10 к договору от 26 июня 2014 года N А2141014 на управление, выполнение работ и оказание услуг по технической эксплуатации, санитарному содержанию объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГлавУпДК при МИД России, предусматривающее изменение цены договора.
9. В ходе выборочной проверки эффективности использования Предприятием средств, полученных от уставной деятельности, было установлено, что общий объем экономически неэффективно используемых финансовых и иных ресурсов в период 2014 - 1 полугодие 2016 года составил 317 352,93 тыс. рублей.
9.1. Предприятие, являясь устроителем, организатором и менеджером турнира по гольфу в 2013 - 2015 годах на территории филиала МЗК МКК, на основании договора от 29 января 2013 г. N 01-RO/13, с компанией "Пи-Джи-Эй Юропиан Тур" (Англия), не оценивало необходимость, целесообразность и финансовый результат от проведения турнира.
Расходы на проведение турнира в 2014 году составили 147 980,65 тыс. рублей при доходах - 8 148,16 тыс. рублей (неэффективный расход составил 139 832,5 тыс. рублей).
9.2 Отсутствие контроля со стороны руководства Предприятия за расходами на осуществления ремонтов коттеджей типа "Святослав", расположенных в филиале МЗК МКК привело к нерациональному использованию финансовых ресурсов. Установлено, что в ходе проведения капитального ремонта коттеджей необоснованно использованы дорогостоящие элементы декора и конструкций.
Так, установлены лестницы индивидуального изготовления стоимостью 7 673,99 тыс. рублей, плинтуса индивидуального изготовления 2 906,7 тыс. рублей. При этом согласно актам осмотра коттеджей замена лестниц и плинтусов не требовалась.
Также установлено, что при осуществлении работ по капитальному ремонту коттеджа N 66 "Святослав" в период с 25 мая по 20 октября 2015 года в сметные расчеты стоимости работ закладывался коэффициент зимнего удорожания в размере 1,51% на общую сумму 378,59 тыс. рублей.
Несмотря на то, что использование при расчетах коэффициента зимнего удорожания носит рекомендательный характер, что установлено сборником сметных норм дополнительных расходов при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 19 июня 2001 года N 61, Предприятие использовало коэффициент зимнего удорожания в сметных расчетах стоимости работ. В связи с чем общая сумма дополнительных расходов Предприятия в проверяемом периоде, связанная с применением коэффициента зимнего удорожания в сметных расчетах стоимости ремонтно-строительных работ, составила 10 562,2 тыс. рублей.
9.3. В ходе выборочной проверки соответствия сметных расчетов действующим стандартам и нормативам установлено применение необоснованных расценок, что привело к завышению расходов по договорам подряда, заключенных МЗК МКК с ООО "ГеоСтройПроект": от 31 декабря 2014 г. N 129/133/МКК-14, от 31 марта 2015 г. N 30/027/МКК-15, от 20 мая 2015 года N 037/037/МКК-15 на проведение в 2015 году текущего ремонта коттеджей, расчетно на общую сумму 691,5 тыс. рублей.
Например, в локальных сметах N 1 и N 2 (приложения к договору подряда от 31 декабря 2014 г. N 129/133/МКК-14) в разделе "Потолки" применена федеральная единичная расценка (ФЕР) 54-3-3 "Разборка подшивки потолков оштукатуренной", применяемая при выполнении работ по бетонным перекрытиям. Вместе с тем фактический осмотр, а также сведения в дефектных актах осмотров помещений коттеджей 60 и 61 показывают, что потолки в помещениях деревянные (брусовые).
9.4. Приобретенная МЗК МКК 18 января 2016 года система корневой аэрации для гольф-поля ("SubAir)" стоимостью 105 212,6 тыс. рублей, не используется. Проектно-сметная документация для её установки на гольф-поле не была разработана. При этом срок гарантии на поставленный товар составляет 2 года с даты поставки и существуют риски окончания гарантийного срока до начала эксплуатации системы.
9.5. Созданные фирменный стиль и логотип МЗК МКК по договорам от 28 мая 2013 г. N 31/382/МКК-13 и от 26 марта 2012 г. N 20/2012-ИХ, заключенным МЗК МКК с ООО "ИММЕДИА ХОЛДИНГ", на общую сумму 10 172,4 тыс. рублей, практически не используются.
Так, в спортклубе, гостинице, детском клубе, на спорт-карах используется старый логотип либо логотип отсутствует.
9.6. В период 2014 - 2015 годов на балансе Предприятия учитывались расходы на разработку невостребованной более трех лет проектно-сметной документации на общую сумму 48 603,4 тыс. рублей, что свидетельствует о низком качестве планирования инвестиционных программ и проектов.
9.7. Анализ стоимости услуг по уборке помещений в филиале МЗК МКК, выполняемых по договору от 30 мая 2016 г. N 30/05 с ООО "Оптима Сервис", заключенному с единственным поставщиком, показал, что стоимость аналогичных услуг предлагаемых специализированными компаниями в 1,5 - 4 раза ниже.
Так, согласно условиям договора, генеральная уборка 1 кв. м, помещений составляла 210,0 рублей, а стоимость аналогичной услуги, обозначенная в открытых источниках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, составляла от 50,0 до 133,0 рублей за квадратный метр в зависимости от площади помещения.
9.8. Юридические услуги по представлению интересов МЗК МКК в различных областях права, оказываемые филиалу МЗК МКК по договорам гражданско-правового характера от 27 января 2015 г. N 001/001/МКК-15 и от 11 января 2016 г. N 086/085/МКК-15, дублируют должностные обязанности главного юрисконсульта филиала - отдела правового сопровождения хозяйственной деятельности Юридического управления Предприятия Ильясовой Л.А. Общая стоимость услуг, оказанных по договорам составила 1 540,0 тыс. рублей.
Согласно Положению о Юридическом управлении ГлавУпДК при МИД России (пункты 2.1 и 2.3) в основные задачи управления входят осуществление правового сопровождения деятельности и осуществление судебной и иной защиты прав и законных интересов Предприятия, численность сотрудников данного управления составляет 19 человек.
9.9. Разработанный для филиала МЗК МКК и принятый по договору от 7 декабря 2011 г. N 30 дизайн-проект дачи в хозяйственной деятельности филиала не использован. Стоимость услуг по договору составила 239,33 тыс. рублей.
10. Предприятие осуществляло расходы по оказанию благотворительной помощи, общий объем которых за период 2014 год - 1 полугодие 2016 года составил 49 257,0 тыс. рублей. При этом, ни Стратегией развития, ни Программами деятельности Предприятия не предусмотрены мероприятия по оказанию благотворительной помощи. Уставом Предприятия также не предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, не указано за счет каких источников осуществляется ее финансирование.
В нарушение пункта 1 статьи 576 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего получение согласия собственника на дарение имущества принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, Предприятие не согласовывало договоры по оказанию благотворительной помощи с МИДом России (за исключением оказания благотворительной помощи Региональной общественной организации ветеранов-инвалидов войны и труда МИД России).
11. Проверкой установлено, что Предприятие на безвозмездной основе проводило мероприятия по организации встреч и досуга сотрудников дипломатических представительств, что не является целями и задачами его деятельности. Объем расходов на проведение таких мероприятий в период 2014 год - 1 полугодие 2016 года составил 68 098,4 тыс. рублей.
12. Проверкой установлено, что сотрудникам филиала МЗК МКК, несмотря на наличие устойчивого убытка от финансово-хозяйственной деятельности (в течение последних 4 лет), в 2014 и в 2015 годах была выплачена премия по итогам работы за предшествующий год в размере 39 749,2 тыс. рублей и 33 742,9 тыс. рублей соответственно.
Указанные выплаты осуществлены на основании Положения о вознаграждении по итогам работы за год работников филиала МЗК МКК, утвержденное приказом филиала от 31 декабря 2013 г. N 190/МКК, в соответствии с которым вознаграждение по итогам года выплачивается при выполнении плановых показателей по выручке и чистой прибыли Предприятием в целом.
13. Установлены необоснованные расходы МКК МЗК на приобретение новогодних подарков для сотрудников в размере 265,5 тыс. рублей (в 2014 году - 133,1 тыс. рублей, в 2015 году - 132,4 тыс. рублей), так как Коллективным договором и иными внутренними документами указанный вид расходов не предусмотрен.
14. В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Предприятие заключило договоры аренды без проведения его оценки. Так, договоры аренды объектов недвижимого имущества с ООО "КОМПАНИЯ Ф 10" на 25 лет и от 1 марта 2001 г. N 01000027 с ООО "Научно-производственная организация "СТИЛТЕКСХОЛДИНГ" на 20 лет заключены без проведения его оценки. Оценка объектов недвижимости произведена в 2009 году и 2015 году, т.е., спустя 7 и 14 лет соответственно.
15. В отсутствии внутреннего документа, регламентирующего порядок предоставления объектов жилого фонда в наем, Предприятие предоставляло своим сотрудникам квартиры по договорам срочного найма на основании решения Комиссии по решению социальных вопросов работников ГлавУпДК. при МИД России, созданной приказом от 31 января 2014 г. N 94. Сотрудниками ежемесячно возмещались расходы по текущей эксплуатации и содержанию переданных им квартир. В период 2014 - 2015 годов Предприятием с его сотрудниками в общей сложности были заключены 138 договоров краткосрочного найма. По состоянию на 1 июля 2016 года в пользовании сотрудников Предприятия на условиях краткосрочного найма находились 52 квартиры. При этом, количество квартир, предназначенных для предоставления в краткосрочный наем, а также их качественные характеристики какими либо локальными актами Предприятия не определены.
Выявлен случай предоставления Предприятием квартиры, расположенной по адресу г. Москва, Ленинский просп., д. 45, кв. 365, в краткосрочный наем сотруднику МИДа России по договорам от 17 мая 2013 г. N А2130856 и от 3 июля 2014 г. N А2141067 с ежемесячной платой 13,6 тыс. рублей при рыночной стоимости порядка 60,0 тыс. рублей. Вопрос о предоставлении квартиры сотруднику МИДа России был решен руководителем Предприятия самостоятельно.
16. В ходе контрольного мероприятия установлены случаи использования объектов федерального недвижимого имущества не по целевому назначению.
В нарушение пунктов 2, 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, просп. Мира, дом 74, стр. 1А, кв. 182 и г. Москва, Кутузовский просп., дом 9, корп. 1, кв. 1, предоставляются Предприятием в аренду юридическим лицам для размещения в них сотрудников арендатора и использования их под офисы.
17. В нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Предприятие не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков. Так, на 1 января 2014 года 119 земельных участков, на 1 января 2015 года 112 земельных участков, на 1 января 2016 года 88 земельных участков, на 1 июля 2016 года 84 земельных участка, находящиеся в федеральной собственности, использовались Предприятием без оформления договоров аренды.
В результате отсутствия оформленных арендных отношений по вышеуказанным земельным участкам в федеральный бюджет более 6-ти лет не поступает арендная плата за их использование Предприятием. В период с 1 января 2014 года по 1 июля 2016 года федеральный бюджет недополучил арендные платежи за земельный участки, используемые Предприятием без оформления договоров аренды, в размере 88,1 млн. рублей (расчетно).
18. Выявлены многочисленные нарушения требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение об учете федерального имущества).
18.1. В нарушении пункта 14 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 17 декабря 2013 года) сведения о 232 квартирах в домах, расположенных по адресам: г. Москва, ул. 26-ти Бакинских Комисаров, д. 4, к. 3, г. Москва, Ленинский просп., д. 45, г. Москва, ул. Марксистская, д. 1, корп. 1, переданных Предприятию на основании распоряжения ТУ Росимущества в г. Москве от 25 февраля 2014 г. N 153, представлены в территориальный орган Росимущества для внесения в реестр федерального имущества (далее - Реестр) только 25-28 ноября 2014 года (с нарушением срока более чем на 8 месяцев).
18.2. В нарушении пункта 14 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 17 декабря 2013 года) срок предоставлений в территориальный орган Росимущества сведений о коттеджах N 72, N 73 и N 74, расположенных в пос. Нахабино-1 Московской области на территории МЗК МКК, для внесения в Реестр нарушен Предприятием более чем на 6 месяцев.
18.3. В нарушении пункта 19 Положения об учете федерального имущества (в действующей редакции) Предприятием более 6 месяцев не направлялись для внесения в Реестр сведения о ИТП N 1 и о ЦТП N 3, строительство которых завершено 8 декабря 2015 года и 9 сентября 2015 года соответственно, а разрешения Администрации городского поселения Нахабино на ввод объектов в эксплуатацию выданы 11 апреля 2016 года (N RU50505101-394 и N RU50505101-393).
18.4. В нарушении пункта 14 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 16 июля 2007 года) и пункта 19 (в действующей редакции) Предприятием более 9 лет не направлялись для внесения в Реестр сведения о декоративном укрытии с фундаментом (3000x3000x2000h) и комплексе "Свиминг Пул", включающем в себя открытый бассейн, кафе и спортивную площадку, расположенные на территории МЗК МКК.
18.5. В нарушение пункта 20 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 16 июня 2015 года), устанавливающего, что в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить сведения об объекте учета и документы в систему учета, сведения о помещении по адресу: г. Москва, Котельническая наб., д. 1/15, корп. Б, кв. N 170, выявленного в ходе инвентаризации и принятого на балансовый учет 20 мая 2016 года, направлены в Реестр только 30 июня 2016 года (с нарушением срока свыше трех недель).
18.6. В нарушение пункта 21 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 16 июня 2015 года), обязывающего правообладателя направлять для внесения в Реестр новые сведения об объекте учета в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения об изменении стоимости 1 652 объектов недвижимого имущества в результате проведенной в феврале 2016 года переоценке были направлены в Реестр с нарушением установленных сроков. Выборочная проверка сроков направления указанных сведений в Реестр показала, что значительная часть сведений направлена в Реестр в мае 2016 года.
18.7. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 17 декабря 2013 года), сведения об объекте расположенного по адресу: г. Москва, ул. 6-я Радиальная, д. 1, изъятого из хозяйственного ведения Предприятия на основании распоряжения ТУ Росимущества в г. Москве от 14 июля 2015 г. N 807 и списанного с балансового учета Предприятия 10 ноября 2015, направлены в Реестр 28 января 2016 года (с нарушением срока на 65 дней).
18.8. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 17 декабря 2013 года), сведения о 31 квартиры, изъятых из хозяйственного ведения Предприятия на основании распоряжения ТУ Росимущества в г. Москве от 9 апреля 2014 г. N 224-р, и списанных с балансового учета Предприятия 23 октября 2014 года, направлены в Реестр 7 и 16 апреля 2015 года (с нарушением срока более 5 месяцев).
18.9. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества (в редакции 17 декабря 2013 года) сведения об изменении площадей жилых домов-коттеджей N 41 и N 42 (РФНИ П12770029599, П12770029600), расположенных на территории МЗК МКК, не внесены в Реестр. По данным реестра площадь каждого из указанных коттеджей составляет 195,0 кв. м, по данным ЕГРП - 230,6 кв. м. Свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (вторичные) получены на коттедж N 41 14 марта 2014 года, на коттедж N 42 - 25 июня 2015 года.
Таким образом, срок направления измененных сведений для внесения в Реестр по коттеджу N 41 нарушен свыше 2 лет, по коттеджу N 42 - свыше 1 года.
18.10. Установлено значительное расхождение стоимости объектов федерального недвижимого имущества по данным Реестра с данными, представленными Предприятием. Так, согласно Реестру первоначальная стоимость 95 объектов недвижимого имущества в МЗК МКК составляет 2 924 042,9 тыс. рублей, остаточная - 2 225 536,8 тыс. рублей. По данным бухгалтерского учета Предприятия первоначальная стоимость 95 объектов, находящихся в пользовании филиала составляет 2 934 199,2 тыс. рублей, что на 10 156,3 тыс. рублей больше первоначальной стоимости, и на 708 662,4 тыс. рублей больше остаточной стоимости указанных в реестре. В нарушение пункта 21 Положения об учете федерального имущества (в действующей редакции), сведения об изменении стоимости объектов недвижимого имущества Предприятием в Реестр не направлены.
18.11. В нарушение пункта 23 Положения об учете федерального имущества (в редакции 16 июня 2015 года), сведения о списании объекта, расположенного по адресу г. Москва, Померанцев пер., д. 8, стр. 2 направлены в Реестр 16 мая 2016 года (с нарушением срока на 5 дней); в нарушение пункта 16 Положения об учете федерального имущества (в редакции от 17 декабря 2015 года) сведения о списании 16 объектов по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 42, стр. 2 (списаны с балансового учета 21 апреля 2015 года) не направлены в Реестр более 1 года 3 месяцев.
Проверка показала, что Предприятие разработало план-график государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и разместило его на межведомственном портале в установленные сроки (9 ноября 2015 года). На 8 сентября 2016 года право собственности Российской Федерации не зарегистрировано на 10 объектов недвижимого имущества. Планируемая дата государственной регистрации прав собственности Российской Федерации установлена 30 декабря 2016 года.
В ходе проведения контрольного мероприятия в филиале МЗК МКК установлено, что в плане-графике государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на учтены еще 2 объекта недвижимости:
1. Сооружение индивидуального теплового пункта N 1 (ИТП N 1) на территории МЗК МКК (Московская область, п. Нахабино) построенное и введенное в эксплуатацию, стоимостью 9 918,1 тыс. рублей.
2. Сооружение центрального теплого пункта N 3 (ЦТП N 3) на территории МЗК МКК (Московская область, п. Нахабино), построенное и введенное в эксплуатацию, стоимостью 12 870,7 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" надлежит выполнить следующие требования:
в срок до 1 февраля 2017 года:
1. Разработать и утвердить меры по оптимизации на 2017 год расходов на социальную политику с учетом финансового положения Предприятия.
2. Направить в реестр федерального имущества сведения об индивидуальном тепловом пункте N 1, о центральном тепловом пункте N 3 и комплексе "Свиминг Пул", расположенных на территории МЗК МКК.
3. Установить предельный размер скидок и систему критериев для предоставления преференций на услуги, оказываемые Предприятием и филиалами.
4. Утвердить положение о премировании сотрудников структурных подразделений и филиалов Предприятия с учетом специфики и эффективности деятельности каждого структурного подразделения (филиала).
5. Утвердить внутренний нормативный документ, регламентирующий предоставление объектов жилого фонда (квартир) в наем сотрудникам Предприятия.
В срок до 1 марта 2017 года:
6. В связи с ухудшением финансового положения разработать и направить в МИД России предложения по изменению Стратегии развития ФГУП "ГлавУпДК при МИД России".
7. По фактам нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в сфере учета федерального имущества, а также при проведении капитальных и текущих ремонтов объектов недвижимости, установленным Счетной палатой Российской Федерации, провести служебные проверки и по их результатам принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
8. Проанализировать деятельность филиалов Предприятия на предмет выполнения целей и задач их создания и представить предложения в МИД России. В случае принятия решения о целесообразности их дальнейшего функционирования, разработать меры по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности с указанием сроков выполнения мероприятий и ответственных исполнителей.
В срок до 1 апреля 2017 года:
9. Направить в Росимущество документы, необходимые для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 ноября 2016 г. N 61К (1136)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" начальнику ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в указанные сроки.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. N ПР 04-340/04-02
Текст представления официально опубликован не был