Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. N 310-ЭС18-24833
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 07.12.2018 муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" города Орла (далее - МУП "ТТП" города Орла, предприятие) на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.04.2018 по делу N А48-6032/2017, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2018 по тому же делу
по иску предприятия к Орловской области в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент транспорта Орловской области), к Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 15 214 943 руб. 86 коп. убытков от перевозки льготной категории граждан, установила:
решением Арбитражного суда Орловской области от 09.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018, заявленные требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП "ТТП" города Орла взыскано 15 214 943 руб. 86 коп. убытков. В удовлетворении требований к субъекту Российской Федерации отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2018 указанные судебные акты отменены, в удовлетворении требований предприятия, заявленных к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, МУП "ТТП" города Орла просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, необходимость установления новых обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, в 2017 г. МУП "ТТП" города Орла оказывало услуги по перевозке трамваями и троллейбусами льготной категории граждан, которым соответствующие льготы предоставлены как федеральным законодательством, так законодательством Орловской области.
В целях компенсации недополученных доходов в связи с предоставлением транспортных услуг по льготной цене между Департаментом транспорта Орловской области и предприятием заключен договор от 05.04.2017 N 12 12-Д/17 (далее - договор), по которому, с учетом дополнительных соглашений от 31.10.2017 NN 1 и 2, предприятию из бюджета Орловской области выплачены субсидии за январь-март 2017 г. в размере 3 565 962 руб. и за апрель-май 2017 г. в размере 2 163 169 руб.
Считая, что суммы выплаченных субсидий не компенсируют в полном объеме разницу между доходом, который мог быть получен предприятием при реализации транспортных услуг по регулируемому тарифу, и доходом, который предприятие получило от оказания услуг льготной категории граждан, что составляет его фактический убыток, МУП "ТТП" по городу Орлу обратилось в арбитражный суд с требованием по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований предприятия, заявленных к Российской Федерации, кассационный суд исходил из установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств дела и руководствовался статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судом учтено, что обеспечение доступности транспортных услуг отдельным слоям населения является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, компенсация недополученных доходов предприятия была произведена путем выплаты ему субсидий из бюджета Орловской области в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 27.03.2017 N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан" (далее - Порядок предоставления субсидий) и условиями договора.
Расчет суммы убытков, сделанный истцом, не может быть принят во внимание, поскольку договором на предоставление субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и рассчитываются по формуле, установленной Порядком предоставления субсидий.
Суд кассационной инстанции признал, что Орловская область выполнила свои обязательства перед истцом, перечислив в январе-мае 2017 года денежные средства в целях возмещения расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан с учетом суммы, предусмотренной на эти цели Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 г.г.".
В кассационной жалобе МУП "ТТП" города Орла просит отменить все вынесенные судебные акты по настоящему делу, считая, что в ходе судебного разбирательства не были установлены существенные обстоятельства, в частности, порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджету Орловской области в целях реализации полномочий по социальной поддержке населения, размер выделенных в 2017 г. на эти цели межбюджетных трансфертов и их расходование и др.
Эти и иные обстоятельства, на которые ссылается податель кассационной жалобы, не могут быть признаны существенными, поскольку, как отмечено кассационным судом, обеспечение доступности транспортных услуг населению вне зависимости от того, каким законом предусмотрены льготы, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым им самостоятельно за счет средств регионального бюджета.
Обстоятельства, значимые для правильного рассмотрения дела, полно и всесторонне исследованы судами. Кассационный суд дал им надлежащую правовую квалификацию, основанную на правильном применении норм материального права. Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать муниципальному унитарному предприятию "Трамвайно-троллейбусное предприятие" города Орла в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. N 310-ЭС18-24833 по делу N А48-6032/2017
Текст определения официально опубликован не был