05.12.2017 в Ставропольском крае при выполнении воздушного патрулирования трассы нефтепровода произошло авиационное происшествие (катастрофа) с вертолетом R-44 II RA-04308 ООО Авиакомпания "БАРКОЛ".
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета R-44 II RA-04308 (далее - комиссия) пришла к выводу, что катастрофа произошла, наиболее вероятно, по причине попадания воздушного судна (далее - ВС) в область приземного тумана, что привело к потере командиром воздушного судна (далее - КВС) пространственной ориентировки при выполнении левого разворота и столкновению ВС с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия КВС и находившийся на борту представитель заказчика погибли.
В ходе работы комиссией установлено, что еще до начала полетов в 2017 году на вертолете R-44, КВС прошел переподготовку на вертолет Ми-2 и далее выполнял полеты на данном типе ВС. Вместе с тем комиссией отмечено, что в отсутствие у КВС необходимого налета по приборам Южным МТУ Росавиации в свидетельство коммерческого пилота КВС необоснованно была внесена квалификационная отметка о типе ВС "вертолет Ми-2", тем самым были нарушены требования пункта 4.4 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (далее - ФАП-147).
Аналогичные нарушения Южным МТУ Росавиации требований ФАП-147 были отмечены комиссией в ходе расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 II RA-06364 (приказ Росавиации от 13.02.2017 N 98-П "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 II RA-06364").
Информация об обстоятельствах и причинах авиационного происшествия с вертолетом R-44 II RA-04308 приведена в приложении к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации до 17.04.2019 подготовить обращение в адрес Минтранса России с предложением:
о разъяснении порядка применения требований ФАП-147 к обладателю свидетельства коммерческого (частного) пилота с квалификационной отметкой "вертолет" ("самолет") в отношении приобретения налета по приборам на ВС, которые не допущены к полетам по приборам;
по внесению изменений в ФАП-147 в части установления требований к обладателю свидетельства пилота по умению читать, с приемлемым уровнем понимания, эксплуатационную и иную документацию ВС на языке, на котором ее принял разработчик.
После получения разъяснения Минтранса России организовать проведение территориальными органами Росавиации внеплановых проверок утвержденных программ летной подготовки (переподготовки) пилотов в авиационных учебных центрах на соответствие положений программ заявленным требованиям к результатам обучения в части приборного налета на вертолетах (самолетах), которые имеют эксплуатационные ограничения в отношении полетов по приборам.
2. Руководителям территориальных органов Росавиации:
2.1. организовать в авиационных учебных центрах внеплановые проверки утвержденных программ летной подготовки (переподготовки) пилотов на легкие и/или сверхлегкие ВС на соответствие положений программ заявленным требованиям к результатам обучения;
2.1.1. после получения разъяснения Минтранса России организовать внеплановые проверки утвержденных программ летной подготовки (переподготовки) пилотов на соответствие положений программ заявленным требованиям к результатам обучения в части приборного налета на вертолетах (самолетах), которые имеют эксплуатационные ограничения в отношении полетов по приборам;
2.2. при выдаче свидетельств специалистов авиационного персонала акцентировать внимание на соответствие кандидатов на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил;
2.3. при утверждении программ летной подготовки (переподготовки) пилотов организациям гражданской авиации, эксплуатирующим легкие и/или сверхлегкие ВС, и авиационным учебным центрам обратить внимание на соответствие положений программ федеральным авиационным правилам;
2.4. довести настоящий приказ до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и/или сверхлегкие ВС, авиационных учебных центров, эксплуатантов и владельцев ВС, эксплуатирующих легкие и/или сверхлегкие ВС авиации общего назначения (далее - АОН);
2.5. с учетом недостатков, выявленных в ходе расследования катастрофы вертолета R-44 II RA-04308, провести проверку сведений, указанных в документах, послуживших основанием для выдачи свидетельств, позволяющих выполнять функции пилота лицами, прошедшими переподготовку в ЧУ ДПО "Учебный центр "Комп Лэнг" (АУЦ N 236) на вертолет типа R-44, на соответствие требованиям пункта 4.4 ФАП-147;
2.6. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и/или сверхлегкие ВС, авиационных учебных центров, эксплуатантам и владельцам ВС, эксплуатирующих легкие и/или сверхлегкие ВС АОН:
2.6.1. изучить с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей ВС настоящий приказ и Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 II RA-04308, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
2.6.2. организовать и провести с членами летных экипажей дополнительные занятия по повторному изучению требований пункта 56 главы VIII "Правила визуальных полетов" Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказами Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31.03.2002 N 136/42/51, пункта 3.33 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
3. Начальнику Южного МТУ Росавиации обратить внимание на повторяющиеся случаи выявления при расследовании авиационных происшествий фактов нарушения требований ФАП-147 в части, касающейся порядка выдачи свидетельств авиационному персоналу и внесения квалификационных отметок. Принять меры по выявлению и устранению аналогичных нарушений. О проделанной работе и результатах доложить руководителю Росавиации до 15.04.2019.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 14 марта 2019 г. N 191-П "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 II RA-04308"
Текст приказа опубликован не был