В IV квартале 2018 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 85 контрольно-надзорных мероприятий.
По видам контроля в части:
- лицензионного контроля - 52 (в том числе 43 - в части установления возможности выполнения лицензиатом/соискателем лицензии лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности);
- федерального государственного надзора в сфере образования - 42;
- федерального государственного контроля качества образования - 5;
Возбуждено 47 дел об административных правонарушениях.
Выдано 41 предписание об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях постановлениями судебных органов образовательным организациям, должностным лицам образовательных организаций назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 776 тыс. рублей.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Рособрнадзором в IV квартале 2018 г. в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - лицензиат, образовательная организация, организация), выявлены следующие нарушения обязательных требований.
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "*(1):
- части 3 статьи 30 - в организации при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей обучающихся;
- части 3 статьи 35 - в организации отсутствует локальный акт, устанавливающий порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
- пункта 4 части 1, части 2 статьи 41 - в образовательной организации не организовано обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- пункта 5 части 1, части 2 статьи 41 - в образовательной организации не организованы и не созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
- пункта 9 части 1, части 2 статьи 41 - в образовательной организации не организована работа по профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации;
- пункта 10 части 1, части 2 статьи 41 - в образовательной организации не проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия;
- пункта 11 части 1, части 2 статьи 41 - в образовательной организации не проведено обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
- части 4 статьи 41 - образовательная организация не создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе не обеспечивает:
а) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
б) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
в) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- части 6 статьи 45 - в образовательной организации не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организацию работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
- части 6 статьи 47 - в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности не включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом; конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников не определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями;
- части 1 статьи 48 - педагогические работники образовательной организации систематически не повышают свой профессиональный уровень; не проходят в соответствии с трудовым законодательством периодические медицинские осмотры;
- части 3 статьи 50 - научные работники организации не формируют у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; не развивают у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие, способности;
- части 11 статьи 58 Закона об образовании - обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, не отчисляются из организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана;
- части 12 статьи 60 - организацией не установлен образец справки о периоде обучения, выдаваемой лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации;
- части 2 статьи 62 - организацией не утвержден локальный нормативный акт, определяющий порядок и условия восстановления в организацию обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации.
Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966*(2):
- подпункта "б" пункта 4 - отсутствие у соискателя лицензии материально-технического обеспечений образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, по основным профессиональным образовательным программам высшего по дополнительным образовательным программам, заявленным к лицензированию;
- подпункта "г" пункта 4 - отсутствие у соискателя лицензии разработанных и утвержденных основных профессиональных образовательных программ высшего образования, дополнительных образовательных программ, заявленных к лицензированию;
- подпункта "ж" пункта 4 - у соискателя лицензии отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "б" пункта 6 - у лицензиата отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудованные помещения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- подпункта "г" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "д" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют в штате или привлеченные им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующие требованиями части 1 статьи 46 Федерального закона от "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "е" пункта 6 - у лицензиата отсутствует доступ к электронным образовательным ресурсам (электронной библиотеке), что не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "ж" пункта 6 - у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;
- подпункта "з" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при осуществлении образовательной деятельности;
- подпункта "и" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями части 10 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "к" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют научные работники, в обязанности которых входит формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей, что не соответствует требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706*(3)':
- пункта 7 - в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий основание и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
- подпункта "к" пункта 12 - договоры об оказании платных образовательных услуг, заключенные в 2018 году, не содержат сведений о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы;
- подпункта "н" пункта 12 - в договорах об оказании платных образовательных услуг не указан вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
- пункта 13 - договоры об оказании платных образовательных услуг, заключенные в 2018 году, содержат условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании.
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582*(4):
- пункта 3 - организация не в полном объеме размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" необходимую информацию;
- пункта 6 - на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обновляются сведения не позднее 10 дней после их изменений.
Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755*(5):
- пункта 7 - руководителем образовательной организации не назначено лицо, ответственное за внесение сведений в федеральную информационную систему.
Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937*(6):
- пункта 8 - в объявление о проведение конкурса на замещение должностей научных работников не указываются условия трудового договора, в том числе перечень трудовых функций, срок трудового договора или в случае, если с претендентом предполагается заключение трудового договора на неопределенный срок, срок, по истечении которого предполагается проведение аттестации; размер заработной платы, возможный размер выплат стимулирующего характера и условия их получения, возможные социальные гарантии (предоставление служебного жилья, компенсация расходов на наем жилого помещения, обеспечение лечения, отдыха, проезда и т.д.).
Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749*(7):
- пункта 9 - в объявлении о проведении конкурса на замещение должностей педагогических работников, размещенном на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указана необходимая информация (либо информация указана не в полном объеме);
- пункта 11 - для проведения конкурса на замещение должностей , педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, образовательной организацией не определен регламент деятельности коллегиального органа управления, и процедура избрания по конкурсу.
Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276*(8):
- пункта 5 - в образовательной организации не проводится аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям.
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147*(9):
- пункта 17 - организацией не определены порядок деятельности и полномочия экзаменационных и апелляционных комиссий, созданных для проведения вступительных испытаний по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
- пункта 49 - на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе не размещена информация о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2019/2020 учебный год;
- пункта 50 - приемная комиссия организации не обеспечивает функционирование раздела официального сайта для ответов на вопросы поступающих;
- пункта 65 - в заявлении о приеме в организацию не предусмотрено указание поступающими сведений о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью (с указанием перечня вступительных испытаний и специальных условий);
- пункта 93 - в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывание в указанных помещениях;
- пункта 112 - в образовательной организации списки поступающих по результатам вступительных испытаний не ранжируется по убыванию суммы конкурсных баллов.
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 N 13*(10):
- пункта 12 - организация не размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном стенде приемной комиссии информацию:
- о возможности дистанционной сдачи вступительных испытаний;
- о шкале оценивания и минимальном количестве баллов, подтверждающем успешное прохождение вступительного испытания (для каждого вступительного испытания);
- о формах проведения вступительных испытаний;
- программы вступительных испытаний;
- об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов;
- о правилах подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
- пункта 21 - в образовательной организации в заявлении о приеме в 2018 году не фиксируются:
а) факт ознакомления поступающего с датой (датами) завершения приема документа установленного образца;
б) обязательство представить документ установленного образца не позднее дня завершения приема документа установленного образца (если поступающий не представил указанный документ при подаче заявления о приеме);
- пункта 23 - Правила приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре содержат перечень прилагаемых к заявлению о поступлении документов, не предусмотренный Порядком приема.
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301*(11):
- пункта 8 - в состав разработанных и утвержденных образовательной организацией основных профессиональных образовательных программ высшего образования не включены методические материалы;
- пункта 15 - образовательной организацией при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования не обеспечивается возможность освоения факультативных дисциплин;
- пункта 24 - в образовательной организации общая продолжительность каникул в течение учебного года по реализуемым основным профессиональным образовательным программам высшего образования менее установленной Порядком организации образовательной деятельности продолжительности;
- пункта 25 - в образовательной организации при расчете продолжительности обучения и каникул по основным профессиональным образовательным программам высшего образования в указанную продолжительность входят нерабочие праздничные дни;
- пункта 34 - в образовательной организации при проведении учебных занятий по основным профессиональным образовательным программам высшего образования не обеспечивается развитие у обучающихся навыков командной работы, лидерских качеств (включая при необходимости проведение ролевых игр, тренингов, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259*(12):
- пункта 11 - организацией при реализации основной образовательной профессиональной программы высшего образования не обеспечивается возможность освоения факультативных дисциплин;
- пункта 29 - в организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре срок получения высшего образования по программе аспирантуры не включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499*(13):
- пункта 5 - в организации отсутствуют разработанные и утвержденные дополнительные профессиональные программы;
- пункта 8 - в содержании реализуемых организацией дополнительных профессиональных программ не учитываются профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
- пункта 9 - в структуре профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки отсутствует календарный учебный план; учебный план профессиональной переподготовки по программе не определяет последовательность учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;
- пункта 18 - организацией не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий при освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки порядок зачета учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных обучающимися в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам.
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464*(14):
- пункта 28 - при реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования объем обязательных аудиторных занятий превышает 36 академических часов в неделю;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденного приказом МИД России от 19.11.2013 N 21428*(15):
- пункта 6 - положение о специализированном структурном образовательном подразделении, разработанное загранучреждением МИД России и утвержденное приказом, не содержит следующую информацию:
о предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;
о формах и порядке осуществления контроля качества обучения, в том числе в отношении промежуточной аттестации обучающихся;
- пункта 8 - загранучреждение МИД России не разместило на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
о возможности сочетания различных форм обучения и форм получения образования, о предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;
об органах управления организацией, порядке их формирования, компетенции и порядке работы;
о персональном составе педагогических работников с указанием квалификации и опыта работы;
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания);
- пункта 24.3 - договоры об образовании, заключенные загранучреждением МИД России с одним или обоими родителями (законными представителями) принимаемого на обучение лица в 2018 году, не содержат положение о содержании образовательных услуг, которые по данному договору обязуется предоставить поступающему загранучреждение МИД России, в том числе о части образовательной программы определенного уровня, о сроке освоения образовательных программ, о выдаче по результатам обучения документа об обучении, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
- пункта 25 - возникновение и прекращение образовательных отношений с учащимися не оформляется распорядительным актом (приказом) руководителя загранучреждения МИД России;
- пункта 29 - обучение по заочной форме обучения осуществляется в отсутствие решения руководителя загранучреждения МИД России;
- пункта 33 - основная общеобразовательная программа начального общего образования не включает в себя - рабочие программы курсов внеурочной деятельности, реализуется в отсутствие учебного плана и расписания учебных занятий, утвержденных директором по согласованию с руководителем загранучреждения МИД России, для реализации образовательной программы по заочной форме обучения;
- пункта 34 - учебным планом основной общеобразовательной программы начального общего образования не предусмотрены формы и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, осуществляемых в процессе реализации общеобразовательной программы.
Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383*(16):
- пункта 3 - программа производственной практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, входящая в состав основной профессиональной образовательной программы высшего образования, не включает в себя: вид практики, способ и формы ее проведения; место практики в структуре образовательной программы; объем практики в зачетных единицах, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;
- пункта 11 - в организации для обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, для руководства производственной практикой, проводимой в профильных организациях, не назначены руководители практики из числа работников профильных организаций;
- пункта 12 - при проведении практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, руководитель практики от организации:
не составляет рабочий график (план) проведения практики;
не разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
не оценивает результаты прохождения практики обучающимися;
- пункта 14 - при проведении практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации не составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.
Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124*(17):
- пункта 3 - образовательной организацией не установлены сроки проведения перевода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, в том числе с использованием сетевой формы их реализации, из образовательной организации в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе сроки приема документов, необходимых для перевода;
- пункта 5 - организация не установила количество вакантных мест для перевода с детализацией по образовательным программам, формам обучения, курсам обучения с указанием количества вакантных мест для перевода, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- пункта 17 - в образовательной организации в личных делах лиц, отчисленных в связи с переводом, не хранятся студенческие билеты, зачетные книжки.
Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443*(18):
- пункта 4 - организацией не установлены сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное при наличии вакантных бюджетных мест;
- пункта 5 - организацией не обеспечивается открытость информации о сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет".
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636*(19):
- пункта 15 - в образовательной организации не утвержден срок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;
- пункта 20 - в образовательной организации не установлены локальными нормативными актами регламенты работы экзаменационной и апелляционной комиссий;
- пункта 26 - в образовательной организации:
а) состав апелляционной комиссии формируется из числа лиц входящих в состав государственных экзаменационных комиссий;
б) в составе государственной экзаменационной комиссии состоят лица, не являющиеся ведущими специалистами - представителями работодателей и (или) их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (далее - специалисты) и (или) представителями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в соответствующей области профессиональной деятельности, лицами, не относящимися к профессорско-преподавательскому составу данной организации, и (или) иных организаций и (или) научными работниками данной организации и (или) иных организаций, не имеющими ученое звание и (или) ученую степень и (или) имеющими государственное почетное звание;
- пункта 28 - в протоколах заседаний государственных экзаменационных комиссий не указаны решения, принятые комиссиями;
- пункта 30:
а) в утвержденных образовательной организацией программах государственной итоговой аттестации по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам магистратуры отсутствуют рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену;
б) в образовательной организации не утвержден порядок подачи и рассмотрения апелляций;
- пункта 32 - в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления обучающемуся (обучающимся) возможности подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме предложенной обучающимся (обучающимися);
- пункта 33 - в расписании государственной итоговой аттестации по направлениям подготовки не указаны дата, время и место предэкзаменационных консультаций;
- пункта 38 - тексты выпускных квалификационных работ не размещены организацией в электронно-библиотечной системе.
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 N 227*(20):
пункта 16 - в образовательной организации не утвержден срок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- пункта 21 - в образовательной организации не установлены локальными нормативными актами регламенты работы экзаменационной и апелляционной комиссий;
- пункта 24 - образовательная организация утвердила составы государственной экзаменационной и апелляционной комиссий позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации;
- пункта 27 - в образовательной организации:
а) состав апелляционной комиссии формируется из числа лиц входящих в состав государственных экзаменационных комиссий;
б) в составе государственной экзаменационной комиссии состоят лица, не являющиеся ведущими специалистами - представителями работодателей и (или) их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (далее - специалисты) и (или) представителями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в соответствующей области профессиональной деятельности, лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу данной организации, и (или) иных организаций и (или) научными работниками данной организации и (или) иных организаций, имеющими ученое звание и (или) ученую степень и(или) имеющими государственное почетное звание Российской Федерации, СССР, РСФСР и иных республик, входивших в состав СССР, и (или) лицами, не являющимися лауреатами государственных премий в соответствующей области.
- пункта 28 - образовательной организации секретари государственных экзаменационных комиссий назначаются не председателями государственных экзаменационных комиссий, а приказом ректора;
- пункта 30 - в протоколах заседаний государственных экзаменационных комиссий не указаны решения, принятые комиссиями;
- пункта 31 - в образовательной организации отсутствуют порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также требования к порядку подготовки научного доклада;
- пункта 32 - в утвержденных программах государственной итоговой аттестации отсутствуют рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену и перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену.
Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112*(21):
- пункта 25 - книга выдачи дипломов организации не отвечает требованиям, предъявляемым к перечню данных, которые должны быть внесены в книгу регистрации выданных документов об образовании и о квалификации (не содержит граф для внесения данных о регистрационном номере диплома (дубликата), наименовании специальности, дате и номере протокола государственной экзаменационной комиссии); при выдаче дипломов в книгу регистрации дипломов не внесены необходимые данные о наименовании специальности и присвоенной квалификации, подпись руководителя подразделения (службы), выдающей диплом, подпись лица, которому выдан диплом.
Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186*(22),
пункта 20 - организацией в книгу регистрации дипломов о среднем профессиональном образовании не внесены необходимые данные (либо данные внесены не в полном объеме).
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785*(23),
пункта 3 - на официальном сайте организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует обязательная информация (либо информация представлена не в полном объеме).
При осуществлении федерального государственного контроля качества образования выявлены несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам:
- обучающиеся не обеспечены доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам;
- электронная информационно-образовательная среда организации не обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов освоения основной образовательной программы, а также взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет";
- в организации при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования не выполняются требования к материально-техническому обеспечению программы специалитета в части наличия специальных помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, а также помещений для хранения и профилактического обслуживания оборудования;
- в организации при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей, работников, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, менее установленной федеральным государственным образовательным стандартом;
- квалификация руководящих работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н*(24);
- у образовательной организации в утвержденной "Программе государственной итоговой аттестации" отсутствуют оценочные средства, необходимые для определения требуемых результатов освоения образовательной программы;
- в программах практик не учитываются виды профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата;
- в образовательной организации при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки планируемые результаты обучения не обеспечивают формирование профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры;
- основная профессиональная образовательная программа магистратуры не обеспечивает освоение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отнесенных к выбранным видам профессиональной деятельности;
- общее руководство научным содержанием основной профессиональной образовательной программой высшего образования осуществляется научно-педагогическими работниками, не имеющими ежегодных публикаций по результатам научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях;
- при реализации основной профессиональной образовательной программы образовательная организация не дает заключение по результатам представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации);
- в образовательной организации научные сотрудники, назначенные руководителями аспирантов, не имеют публикаций по результатам научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также не осуществляют апробацию результатов научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях;
- при реализации основной профессиональной образовательной программы образовательной организацией обучающимся и научно-педагогическим работникам не обеспечен доступ (удаленный доступ) к современным профессиональным базам данных (в том числе международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;
- при реализации основной профессиональной образовательной программы образовательной организацией превышена общая трудоемкость программы, установленная ФГОС (трудоемкость, указанная в рабочих программах дисциплин, рабочей программе научных исследований превышает установленную учебными планами; трудоемкость научных исследований, указанная в календарном учебном графике, превышает установленную ФГОС).
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции выявлены нарушения Требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161*(25):
- подпункта 3.2 пункта 3 - отсутствуют материалы и сведения об ознакомлении работников, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для детей, с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с положением об использовании сети "Интернет" в образовательной организации;
- подпункта 3.3 пункта 3 - не назначен работник, ответственный за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения;
- подпункта 3.4 пункта 3 - отсутствуют материалы и сведения об осуществлении внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, положению об использовании сети Интернет в образовательной организации;
- подпункта 3.4.1 пункта 3 - отсутствуют материалы и сведения о порядке направления мотивированного ответа о результатах рассмотрения обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- подпункта 4.1 пункта 4 - отсутствуют материалы и сведения о размещении на информационных стендах в местах, доступных для детей, а также о доведении иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных в соответствии с подпунктом 3.1 Требований локальных актах;
- пункта 5 - отсутствуют документы о наличии в организации технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяемым при предоставлении доступа к информации, распространяемой посредством сети "Интернет".
______________________________
*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 2, 3.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 33.
*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 27.
*(4) См. Официальные документы в образовании. 2013. - N 23.
*(5) См. Официальные документы в образовании. 2013. - N 27.
*(6) См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 9.
*(7) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 35.
*(8) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 19.
*(9) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 35, 36.
*(10) См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 11.
*(11) См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 22.
*(12) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 8.
*(13) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 27.
*(14) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 25.
*(15) См. Официальные документы в образовании. - 2018. - N 17, 18.
*(16) См. Официальные документы в образовании. - 2016. - N 4.
*(17) См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 13.
*(18) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 23.
*(19) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 26.
*(20) См. Официальные документы в образовании. - 2016. - N 13.
*(21) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 18.
*(22) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 4.
*(23) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 27.
*(24) См. Официальные документы в образовании. - 2011. - N 14,15.
*(25) См. Образование в Документах. - 2014. - N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 декабря 2018 г. "О результатах проведения в IV квартале 2018 г. контрольно-надзорных мероприятий"
Текст информации опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", март 2019 г., N 7