I. Содержание и основные направления государственной политики в сфере ведения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (далее - Положение), Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, включающей в себя лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования (часть 2 статьи 90 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, функции по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, по предоставлению государственных услуг, в рамках полномочий предусмотренных Положением. Руководство деятельностью Рособрнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.
В рамках возложенных на Рособрнадзор полномочий, предусмотренных Положением, Рособрнадзор осуществляет:
1. лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности;
2. государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
3. признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
4. федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотренных пунктом 1 раздела I Плана, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов указанных организаций, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
5. федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотренных пунктом 1 раздела I Плана, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
6. государственный надзор за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предусмотренными пунктом 1 раздела I Плана, требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи указанным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, и контроль за исполнением таких предписаний;
7. контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или внесении в них изменений;
8. контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;
9. контроль за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, а также контроль за расходованием средств на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях в пределах своей компетенции;
10. контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
11. контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
12. организацию мониторинга системы образования в установленной сфере ведения;
13. методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
14. обеспечение в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации, включая создание государственных экзаменационных комиссий для проведения указанной государственной итоговой аттестации;
15. организацию разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечение этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий;
16. организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
17. согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях;
18. согласование назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации);
19. внесение в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
20. издание методических рекомендаций и обязательных для исполнения инструктивных материалов по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях;
21. мониторинг в системе образования на федеральном уровне в установленной сфере ведения.
Рособрнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей организации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Сведения о целях и задачах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в рамках реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения
(в количественных и качественных характеристиках)
Исходя из приоритетов государственной политики в сфере ведения Рособрнадзора, главной целью деятельности Рособрнадзора в период 2019-2024 годов является качество образования в параметрах, заданных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, а также государственными программами Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - государственная программа "Развитие образования"), и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
В целях реализации государственной программы "Развитие образования" приказом Рособрнадзора от 22 января 2019 г. N 39 утверждена Ведомственная целевая программа "Качество образования", мероприятия которой направлены на получение комплексной информации о качестве общего и среднего профессионального образования в Российской Федерации (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях). Реализация указанной выше Ведомственной целевой программы позволит разработать механизмы, направленные на развитие конкурентоспособности системы образования и повышение позиций Российской Федерации в международных исследованиях качества образования.
Мероприятия, направленные на обеспечение проведения оценки и контроля качества образования, будут реализовываться Рособрнадзором в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"*.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование и реализация мероприятий по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования и науки, процедур предоставления государственных услуг;
обеспечение проведения мониторинга системы образования в части оценки качества образования и анализа полученных результатов, функционирования системы государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Реализация указанных выше задач будет осуществлена путем выполнения мероприятий, предусмотренных Планом-графиком мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования.
В рамках направлений документов стратегического планирования в период 2019-2024 годов Рособрнадзором будет обеспечено:
предоставление государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
реализация контрольно-надзорных функций в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
совершенствование процессов предоставления государственных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций, закрепленных за Рособрнадзором;
участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования;
развитие системы независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования, в том числе развитие технологий проведения государственной итоговой аттестации;
объективность проведения государственной итоговой аттестации;
проведение мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по образовательным программам общего образования;
проведение исследований профессиональных компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования;
развитие информационных систем, формирование и ведение которых осуществляет Рособрнадзор;
совершенствование инструктивно-методического обеспечения для осуществления процедур контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, а также для осуществления государственного надзора за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
подготовка лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации, а также лиц, задействованных в процедурах государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, процедурах осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, и в процедурах оценки качества образования.
Целевые индикаторы:
1. Количество мероприятий по контролю (надзору), проведенных Рособрнадзором в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Количество мероприятий по контролю (надзору), проведенных Рособрнадзором в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Количество проведенных Рособрнадзором процедур лицензирования образовательной деятельности.
4. Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, прошедших процедуру государственной аккредитации.
5. Количество проведенных Рособрнадзором процедур признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
6. Количество международных исследований качества образования, в которых обеспечено участие Российской Федерации.
7. Количество субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
8. Количество субъектов Российской Федерации, осуществляющих применение и развитие технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества общего образования.
9. Выполнение контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наименование целевого показателя |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Количество мероприятий по контролю (надзору), проведенных Рособрнадзором в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
30 |
30 |
x |
x |
x |
x |
Количество мероприятий по контролю (надзору), проведенных Рособрнадзором в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
80 |
80 |
x |
x |
x |
x |
Количество проведенных Рособрнадзором процедур лицензирования образовательной деятельности |
4080 |
4080 |
x |
x |
x |
x |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, прошедших процедуру государственной аккредитации |
500 |
500 |
x |
x |
x |
x |
Количество проведенных Рособрнадзором процедур признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве |
8800 |
8800 |
x |
x |
x |
x |
Количество международных исследований качества образования, в которых обеспечено участие Российской Федерации, единицы |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Количество субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, единицы |
63 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
Количество субъектов Российской Федерации, осуществляющих применение и развитие технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества общего образования, единицы |
8 |
17 |
29 |
46 |
63 |
72 |
Выполнение контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (% от утвержденного плана контрольных мероприятий)*, проценты |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
______________________________
* За исключением мероприятий, в том числе проведение необходимых исследований, испытаний и экспертиз, продолжительность которых, с учетом установленных законодательством требований, выходит за пределы текущего года.
III. Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Достижение цели деятельности и значений целевых показателей (индикаторов) Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019-2024 годы планируется обеспечить в том числе посредством ежегодного формирования и размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (подраздел "Планы и отчеты" раздела "Открытое правительство").
В Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки приводятся приоритетные краткосрочные цели и задачи деятельности Рособрнадзора, определяемые исходя из анализа текущего состояния сферы образования, тенденций и рисков в осуществлении Рособрнадзором государственных услуг и государственных функций в установленной сфере ведения.
Фактические результаты приводятся в информационно-аналитических материалах об итогах реализации Публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, подготавливаемых Рособрнадзором один раз в полгода.
IV. Перечень документов стратегического планирования, по которым Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является ответственным исполнителем или соисполнителем
Основными стратегически важными документами по основной деятельности Рособрнадзора являются:
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, вместе с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г.;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
Ведомственная целевая программа "Качество образования", утвержденная приказом Рособрнадзора от 22 января 2019 г. N 39.
V. Краткая характеристика сил и средств, которыми располагает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки для реализации документов стратегического планирования
Бюджетные ассигнования Рособрнадзору определяются (утверждаются) федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Расходы Рособрнадзора осуществляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных Рособрнадзору лимитов бюджетных обязательств.
Реализация документов стратегического планирования осуществляется в пределах штатной численности Рособрнадзора с привлечением в установленном порядке подведомственных Рособрнадзору организаций.
VI. Информация о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования
С учетом разграничения полномочий между Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и наделением Рособрнадзора полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", и в целях приведения параметров финансового обеспечения и структуры государственной программы "Развитие образования" в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" ведется работа по внесению изменений в государственную программу "Развитие образования".
В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в планируемый период государственная программа "Развитие образования" подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. Соответствующие предложения направлены Рособрнадзором в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Рособрнадзору предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", которая будет утверждена в установленные законодательством сроки и мероприятия которой также найдут свое отражение при корректировке Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019-2024 годы.
План деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки будет уточняться по мере разработки и корректировки иных документов стратегического планирования Российской Федерации, реализация которых осуществляется Рособрнадзором.
______________________________
* Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Руководитель Федеральной службы |
С.С. Кравцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
План деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019-2024 годы (утв. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 11 марта 2019 г.)
Текст плана опубликован не был