Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2018 г. N 5-КГ18-306
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность "МД Ресурс" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственность "МД Ресурс" на решение Московского городского суда от 7 декабря 2017 г., апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 20 марта 2018 г. и определение Московского городского суда от 25 июля 2018 г. об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "МД Ресурс" Кравченко В.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы - Моисеева А.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "МД Ресурс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 1 января 2016 г. нежилых помещений расположенных по адресу: г. Москва, ул. Доброслободская, д. 3: с кадастровым номером 77:01:0003017:3776 общей площадью 6 305,1 кв.м в размере 430 413 000 руб.; с кадастровым номером 77:01:0003017:3803 общей площадью 226,8 кв.м в размере 19 408 000 руб.; с кадастровым номером 77:01:0003017:3801 общей площадью 1 777,2 кв.м в размер 94 027 000 руб.; с кадастровым номером 77:01:0003017:3804 общей площадью 738, кв.м, в размере 42 891 000 руб., представив отчет об оценке N 2006/17-01н, подготовленный ООО "РусБизнесПроект".
Кадастровая стоимость нежилых помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 г. установлена в отношении помещений: с кадастровым номером 77:01:0003017:3776 в размере 1 024 307 378,50 руб.; с кадастровым номером 77:01:0003017:3803 в размере 43 726 345,99 руб., с кадастровым номером 77:01:0003017:3801 - 308 173 144,50 руб., с кадастровым номером 77:01:0003017:3804-133 982 657,90 руб.
Решением Московского городского суда от 7 декабря 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 20 марта 2018 г., исковое заявление частично удовлетворено. Судом установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости на основании результатов проведенной судебной экспертизы в размере рыночной стоимости для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003017:3776 равном 562 396 750 руб.; для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003017:3803 равном 17 314 000 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003017:3801 - 128 110 650 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003017:3804 - 53 247 900 руб. с учетом налога на добавленную стоимость по состоянию на 01 января 2016 г.
Определением Московского областного суда от 25 июля 2018 г. ООО "МД Ресурс" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной и отменить определение суда кассационной инстанции, в части включения налога на добавленную стоимость в рыночную стоимость объектов недвижимости ссылаясь на нарушение судами норм права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Москвы представлены в дело письменные пояснения по кассационной жалобе истца.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной по результатам судебной экспертизы, согласно экспертному заключению составленному ООО "Де-ЮреРеалЭстейн", итоговые результаты рыночной стоимости объектов недвижимости вошедшие в резолютивную часть решения суда, установлены с учетом налога на добавленную стоимость, суды первой и апелляционной инстанции оценку данному факту в судебных актах не дали, суд кассационной инстанции в своем определении указал, что объект оценки в отношении, которого установлена рыночная стоимость, может быть отчужден на открытом рынке, посредством публичной оферты. Следовательно в момент совершения сделки по цене равной рыночной стоимости, цена сделки будет всегда содержать НДС.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы судов о включении налога на добавленную стоимость в кадастровую стоимость в размере рыночной, основан на неправильном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) реализацией товаров, работ, услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно статье 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, на которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, а на величине цены сделки не откроются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в том числе когда, одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2), утвержденных приказом Минэкономразвития Росси от 20 мая 2015 г. N 298 результатом оценки является итоговая величина. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Рыночная стоимость объекта недвижимости определяется не по факту совершения сделки при состоявшемся соглашении сторон, а, как и кадастровая стоимость, по итогам профессионального исполнения оценщиком законных процедур в предполагаемых идеальных условиях купли-продажи (без предварительного договора, отлагательных и отменительных условий, с денежным платежом без отсрочки или рассрочки между сторонами, не связанными предшествующими обязательствами и взаимозависимостью) и в отличие от действующих цен, которые меняются в зависимости от колебаний на рынке недвижимости, остается неизменной до следующей государственной кадастровой оценки в величине, определенной оценщиком, образуя налоговую базу по налогам.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации, поскольку она получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 7 декабря 2017 г., апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 20 марта 2018 г. и определение Московского городского суда от 25 июля 2018 г. отменить, дело направить новое на рассмотрение в Московский городской суд в ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2018 г. N 5-КГ18-306
Текст определения опубликован не был