Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2019 г. N 305-ЭС19-1649
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 25.01.2019 Правительства Республики Бурятия на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2018 по делу N А40-11349/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018 по тому же делу
по заявлению Правительства Республики Бурятия к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными приказов от 19.10.2017 NN 944, 945, к Федеральному казначейству Российской Федерации о признании недействительным уведомления от 19.09.2017 N 07-04-04/09-1806 о применении мер бюджетного принуждения, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства культуры Российской Федерации, Министерства финансов Республики Бурятия, Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по Республике Бурятия), Министерства культуры Республики Бурятии, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - ГКУ "УКС Правительства Республики Бурятия", учреждение), установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Республики Бурятия просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, по результатам выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" за 2016 год, проведенной УФК по Республике Бурятия в ГКУ "УКС Правительства Республики Бурятия", выявлен факт нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
Указанные нарушения выразились в расходовании учреждением средств федерального бюджета на приобретение компьютерного оборудования в объеме, превышающем объем запланированных на это денежных средств, за счет направления на эти цели средств, предусмотренных на строительно-монтажные работы и на прочие затраты и услуги; несоблюдении условий софинансирования мероприятий федеральной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации, что привело к перерасходованию средств федерального бюджета и необоснованной экономии средств бюджета Республики Бурятия.
По фактам выявленных нарушений УФК по Республике Бурятия инициирована процедура применения мер бюджетного принуждения, в рамках которой вынесено уведомление Федерального казначейства от 19.09.2017 N 07-04-04/09-1806, явившееся основанием для принятия приказов Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2017 N 944 и 945.
Приказами от 19.10.2017 N 944 и 945 применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания денежных сумм в размере соответственно 13 095 326 рублей 34 копейки и 21 259 538 рублей 22 копейки, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Бурятия.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н, суды пришли к выводу о доказанности факта нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Бурятии, соблюдении процедуры привлечения субъекта Российской Федерации к бюджетной ответственности, обоснованности примененной меры бюджетного принуждения и, как следствие, законности обжалуемых приказов Министерства финансов Российской Федерации и уведомления Федерального казначейства.
Суды установили, что нарушение бюджетного законодательство имело место в действиях Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансирование мероприятий Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", при заключении соглашения с ГКУ "УКС Правительства Республики Бурятия" по вопросу предоставления субсидии, не обеспечило надлежащих мер по соблюдению правового режима данных бюджетных средств, установленного при их выделении из федерального бюджета.
Приняты во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А10-7269/2017.
В кассационной жалобе Правительство Республики Бурятия заявляет об ошибочности выводов судов, ссылаясь на нарушение порядка применения мер бюджетного принуждения, на отсутствие нарушения бюджетного законодательства.
Содержание судебных актов свидетельствует, что аналогичные доводы заявлялись Правительством при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и фактически повторяют его позицию по возникшему спору. Доводы были исчерпывающе исследованы судами, в том числе судом первой инстанции, и не нашли своего подтверждения применительно к материалам дела и объяснениям сторон.
Несогласие Правительства Республики Бурятия с возможностью применения меры бюджетного принуждения в том изложении, которое дано в положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, о незаконности судебных актов не свидетельствует.
Существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права судами не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Правительству Республики Бурятия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2019 г. N 305-ЭС19-1649 по делу N А40-11349/2018
Текст определения опубликован не был