Представление Счетной палаты РФ от 31 октября 2016 г. N ПР 04-268/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год и Основными мероприятиями контрольной деятельности, запланированными к проведению Комитетом государственного контроля Республики Беларусь в 2016 году, проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2015 год" и бюджетной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства за 2015 год" на объекте Постоянный Комитет Союзного государства (далее - Постоянный Комитет), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение абзаца 5 статьи 80 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства*(1) (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета на 2016 год), пункта 7.2 Порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства*(2) отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2015 год (далее - Отчет) Постоянным Комитетом представлен в Совет Министров Союзного государства с нарушением установленного срока (не позднее 15 июня) на один день.
2. В нарушение абзаца 5 статьи 80 Порядка формирования и исполнения бюджета на 2016 год, пунктов 7.3 и 8 Порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства*(3) Отчет Постоянным Комитетом не представлен для внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
3. Проект бюджета Союзного государства на 2015 год, как и в 2014 году, сформирован в отсутствие прогноза дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства и основных приоритетов бюджетно-финансовой политики Союзного государства, предусмотренных статьями 45 и 53 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства*(4) (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета).
4. В нарушение пункта 8 Порядка исполнения бюджета через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь*(5) (далее - Порядок исполнения бюджета через органы национальных казначейств) восемь изменений и дополнений в реестры распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства на 2015 год по принадлежности к территориям государств - участников утверждались заместителями Государственного секретаря - членами Постоянного Комитета.
5. Результаты проверки свидетельствуют о необходимости повышения качества управления государственными финансами.
5.1. В 2015 году общий объем нераспределенных и недоведенных Постоянным Комитетом лимитов бюджетных обязательств (по данным выписок со счетов Федерального казначейства) до распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации составил 178 497,0 тыс. рублей.
Кассовые расходы бюджета Союзного государства на 1 января 2016 года составили 4 666 316,6 тыс. рублей, что меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных уточненной сводной бюджетной росписью, на 254 903,0 тыс. рублей.
5.2. Кассовое исполнение расходов бюджета в 2015 году осуществлялось, как и в предыдущие годы, недостаточно равномерно, что привело к образованию неиспользованных остатков на счетах национальных казначейств. Кассовые расходы в IV квартале 2015 года составили 41,4 % объема расходов, произведенных в целом за год (в 2014 году - 38,8 %, в 2013 году - 39,4 %), в абсолютном выражении - 1 931 486,1 тыс. рублей.
5.3. По состоянию на 1 января 2016 года остатки средств бюджета Союзного государства составили 1 872 840,1 тыс. рублей (на счете в Федеральном казначействе - 1 180 009,9 тыс. рублей, на счете в Главном государственном казначействе Министерства финансов Республики Беларусь - 692 830,2 тыс. рублей) и увеличились по сравнению с началом года на 5,3 % (95 094,0 тыс. рублей), что свидетельствует о низкой эффективности планирования и использования средств бюджета Союзного государства.
Организация исполнения бюджета Союзного государства осуществлялась в условиях несогласованности положений нормативных правовых актов Союзного государства и их применения. Так, Порядком формирования и исполнения бюджета на 2016 год и Порядком составления и представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства*(6) предусмотрено представление отчетности национальными казначействами государств - участников в российских рублях.
До настоящего времени в соответствии с пунктами 7 и 17 Порядка исполнения бюджета через органы национальных казначейств представление сводной бюджетной росписи доходов и расходов и ежемесячных, квартальных и годовых отчетов осуществляется в национальных валютах. В этой связи требуется актуализация указанного порядка.
На 1 января 2016 года на территории Республики Беларусь сложилась отрицательная курсовая разница (в результате повышения курса российского рубля по отношению к белорусскому рублю) в объеме 120 136,1 тыс. рублей, которая учтена в отчете Министерства финансов Республики Беларусь об исполнении бюджета Союзного государства на территории Республики Беларусь за 2015 год (при этом входящий остаток на 1 января 2015 года составляла положительная курсовая разница в объеме 146 204,2 тыс. рублей). При этом до настоящего времени вопрос учета курсовой разницы нормативно не урегулирован.
6. Проверкой данных Отчета о предоставленных Постоянным Комитетом Союзного государства бюджетных кредитах и их погашении на 1 января 2016 года установлено следующее.
В 1998 - 2002 годах на реализацию 4 программ Союзного государства были предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 1 670 352,2 тыс. рублей. На 1 января 2016 года долговые обязательства перед бюджетом Союзного государства погашены в общем объеме 1 127 900,2 тыс. рублей, из них сумма основного долга - 1 124 321,1 тыс. рублей.
Задолженность по бюджетным кредитам на 1 января 2016 года сложилась в объеме 1 944 117,6 тыс. рублей, увеличившись на 166 893,6 тыс. рублей, в том числе по процентам - на 56 710,9 тыс. рублей, по пеням - на 110 182,7 тыс. рублей.
До 2013 года претензионная работа по возвращению ранее предоставленных бюджетных кредитов Постоянным Комитетом не проводилась, а предпринятые в 2013 - 2016 годах действия по возврату кредитов в бюджет Союзного государства не дали должного результата. До настоящего времени решение на уровне Совета Министров Союзного государства о проведении реструктуризации или списании с учета задолженности по бюджетным кредитам, образовавшейся в результате их предоставления на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах на реализацию программ Союзного государства, не принято.
Проверкой установлено, что начисление пени в случае несвоевременной уплаты основного долга по кредитам и процентов, предусмотренное условиями договоров от 26 августа 2002 г. N 047, от 6 ноября 2001 г. N 001, от 24 июля 2000 г. N ВС-440, заключенными с ЗАО "Центральная компания Межгосударственной финансово-промышленной группы "БелРусАвто", производилось по ставке рефинансирования 8,25 %, действовавшей в 2015 году, тогда как в соответствии с условиями дополнительных соглашений, принятых 11 января 2005 года, следовало применять 13 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вступления в силу дополнительного соглашения.
Таким образом, сумма пени, рассчитанной за несвоевременное исполнение обязательств по кредитным договорам за 2015 год, Постоянным Комитетом определена неверно, что привело к искажению суммы задолженности (в части начисленной пени) в отчете о предоставленных Постоянным Комитетом бюджетных кредитах и их погашении на 1 января 2016 года, а также в бухгалтерской отчетности Постоянного Комитета на 26 500,6 тыс. рублей.
7. В части реализации программ Союзного государства:
7.1. Анализ выполнения программ показал, что с 2010 года их количество сократилось в 2 раза (с 18 до 9), а финансовое обеспечение - на 20,5 % (829 744,8 тыс. рублей). В 2015 году доля расходов на реализацию программ в общем объеме расходов составила 67,9 %, что на 2,6 процентного пункта меньше 2014 года (70,5 %). По состоянию на 1 января 2016 года целевые остатки по программам Союзного государства составили 48 667,8 тыс. рублей.
Средства бюджета Союзного государства в объеме 1 960,5 тыс. рублей по итогам 2015 года остались невостребованными в связи с завершением срока реализации 2 программ, что свидетельствует о низком уровне планирования ресурсного обеспечения программ Союзного государства. До настоящего времени итоговые отчеты о выполнении указанных программ не утверждены.
7.2. Укрепилась тенденция переноса на последующие периоды принятия концепций новых программ и их утверждения. Так, в 2015 году концепции программ Союзного государства на заседание Совета Министров Союзного государства не выносились, программы не утверждались. При этом остатки средств бюджета Союзного государства, находящиеся по состоянию на 1 января 2016 года на счетах в органах национальных казначейств, составили 1 872 840,0 тыс. рублей, или 38,4 % ежегодных долевых взносов государств - участников. Процесс накопления значительных остатков сохраняется длительное время, но динамика прогрессирует и с 2011 года остатки возросли в 3,2 раза.
В проверяемом периоде остатки прошлых лет не использовались, в то время как пунктом 1 статьи 6 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2015 год" (далее - Декрет N 2) предусматривалась возможность их расходования в качестве дополнительного источника финансирования программ и мероприятий Союзного государства.
7.3. В 2015 году вследствие неиспользования выделенных средств государственным заказчиком-координатором - Минсельхозом России реализация программы "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" на территории Российской Федерации приостанавливалась. Головным исполнителем программы ООО "Западно-сибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и топинамбура" было допущено несоблюдение сроков сдачи-приемки результатов работ, определенных Календарным планом выполнения работ, что привело к расторжению Минсельхозом России государственного контракта в одностороннем порядке.
При этом Постоянный Комитет в 2015 году, как и в 2014 году, проверки выполнения указанной программы не проводил. Контроль осуществлялся только посредством участия в совещаниях, проводимых с представителями Минсельхоза России, НАН Беларуси, исполнителей и соисполнителей программы, а также в форме направления государственному заказчику-координатору Минсельхозу России писем для принятия мер по ее реализации.
Контрольные функции за ходом реализации программ, а также полномочия по проведению проверок эффективности и целевого использования средств бюджета Союзного государства не закреплены за Постоянным Комитетом Порядком формирования и исполнения бюджета на 2016 год, Порядком разработки и реализации программ Союзного государства*(7), Положением о Постоянном Комитете Союзного государства*(8).
8. Проверкой выявлен ряд недостатков при проведении мероприятий в области информационного обеспечения строительства Союзного государства.
8.1. При проведении Постоянным Комитетом (Заказчик) мероприятия Союзного государства по изданию и распространению общественно-политического ежемесячного журнала "Союзное государство" (далее - Журнал) на основании заключенного с ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" (Исполнитель) договора от 10 февраля 2015 г. N 16 (далее - Договор) установлено следующее:
условие о предоставлении Исполнителем обеспечения исполнения обязательств, а также размер требуемого обеспечения, определяемого от начальной (максимальной) цены договора, в договоре отсутствовало, при этом авансирование стоимости планируемых расходов на каждый номер журнала составляло 70 процентов;
проверка издания и распространения Журнала ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" Постоянным Комитетом не проводилась. Так, должностными лицами Постоянного Комитета не подтверждено, что до или во время подписания актов сдачи-приемки выполненных работ проводилась проверка издания 10 выпусков Журнала (12 номеров, в том числе 2 сдвоенных) в предусмотренном Договором объеме 15 000 экземпляров;
Заказчиком не определены единые подходы и порядок выделения экземпляров Журнала по территориям распространения и адресатам;
отсутствуют обоснования количества экземпляров, зарезервированных авторскому коллективу - 288 ед., не раскрывается позиция "Экземпляры на просчет", по которой зарезервировано 30 ед. Журнала;
в списках адресатов указаны неполные (или недействительные) наименования адресатов, не соответствующие юридическим наименованиям; отсутствуют почтовые адреса; указаны упраздненные должности получателей. Таким образом, идентификация адресатов либо невозможна, либо затруднительна;
в перечне списков допущены неоднократные повторения одних и тех же адресатов либо их отсутствие, что необоснованно увеличивает общее количество получателей;
при квотном распределении экземпляров Журнала по субъектам Российской Федерации в списках одних регионов значатся адресаты из других регионов;
при условии Заказчика распространять Журнал крупным предприятиям значительное количество адресатов представляют собой микро- или малые предприятия - до 5 человек;
установлены многочисленные случаи указания в составе адресатов (получателей) юридических лиц, которые в соответствии с официальными данными Системы анализа рынков и компаний СПАРК http://www.spark-interfax.ru ликвидированы.
В результате выборочной проверки распространения журнала в 7 субъектах Российской Федерации, в среднем, порядка 30 % получение адресатами в каждом регионе не подтвердилось. Таким образом, с учетом усредненной стоимости одного экземпляра Журнала в 2015 году (378,67 рублей), количества выпусков в году и сроков ликвидации адресатов, средства бюджета Союзного государства в сумме 200,7 тыс. рублей использованы без достижения требуемого результата.
Кроме того, значительное количество адресатов по курьерской доставке повторяет адресатов по почтовой рассылке. Так, в таблице для доставки Журнала в Совет Федерации Российской Федерации выделено по двум разным спискам 190 и 189 экземпляров. Обоснования направления указанного количества экземпляров при повторяющихся адресатах (члены Совета Федерации, члены комиссий, которые, по сути, являются членами Совета Федерации, аппараты Совета Федерации и его комитетов) отсутствуют, расходы без достижения требуемого результата составили 715,7 тыс. рублей. При этом члены Совета Федерации (170 сенаторов), а также его аппарат обеспечены открытым доступом к PDF-версии Журнала.
В целях определения факта доставки Исполнителем Журнала и его фактического получения адресатами Счетной палатой Российской Федерации 12 сентября 2016 года направлены 10 запросов. Из них 3 адресата устно и 6 адресатов письменно подтвердили, что 2014 - 2016 годах Журнал не получали. Один адресат ответил, что Журнал периодически поступал без сопроводительного письма и указания адресата, в связи с чем не регистрировался и документально подтвердить факт его получения не представляется возможным. Изложенное свидетельствует о неисполнении условий Договора Исполнителем, что содержит признаки причинения ущерба экономическим интересам Союзного государства в размере 37,9 тыс. рублей (расчетно).
8.2. В нарушение пункта 1.3 договора от 10 февраля 2015 г. N 16, заключенного с ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" (исполнитель), предусматривающего возможность размещения рекламы в журнале "Союзное государство" на платной основе, в течение 9 месяцев 2015 года (7 выпусков) на 4-ой обложке журнала "Союзное государство" размещалась реклама авиакомпании "Белавиа" на бесфинансовой основе (взамен журнал распространялся на рейсах авиакомпанией "Белавиа").
При этом согласно пункту 2.2.18 указанного договора исполнитель обязан 50 % доходов от рекламы, размещенной на платной основе, по согласованию с заказчиком направить на увеличение тиража журнала, а остальные 50 % доходов от рекламы поступают в бюджет Союзного государства.
Кроме того, в смету расходов на подготовку, издание и распространение общественно-политического ежемесячного журнала "Союзное государство" с предоставлением PDF-версии каждого номера журнала уже включены расходы на его распространение в размере 10 057,0 тыс. рублей.
На официальном сайте редакции Журнала http://www.soyuzgos.ru в разделе "Рекламодателям" указаны установленные расценки на размещение рекламы в нем: на 4-ой обложке в 4-е цвета (аналогичная рекламе "Белавиа", размещенной в 2015 году) в размере 196,0 тыс. рублей.
В результате упущенная выгода от размещения рекламы в журнале "Союзное государство" на бесфинансовой основе составила расчетно порядка 1 372,0 тыс. рублей.
8.3. В соответствии с постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 30 Постоянный Комитет является государственным заказчиком мероприятия "Периодическое издание Совета Министров Союзного государства - газета "Союз. Беларусь - Россия".
В целях подготовки, выпуска и распространения указанной общественно-политической газеты Постоянный Комитет заключил договор от 14 декабря 2011 г. N 132 (далее - Договор N 132) с Федеральным государственным учреждением "Редакция "Российской газеты", с редакцией газеты "Советская Белоруссия" и с ЗАО "Издательство Российская газета" на выпуск и распространение газеты "Союз. Беларусь - Россия" в качестве приложения к газетам "Российская газета" и "Советская Белоруссия".
Подпунктом 3.4 Договора N 132 предусмотрено перечисление ЗАО "Издательство Российская газета" аванса в размере 70 % суммы затрат каждого квартала. Подпунктом 3.4.2 Договора N 132 предусмотрено перечисление Редакции "Советская Белоруссия" аванса в размере 80 % суммы затрат каждого квартала. При этом условие о предоставлении исполнителями обеспечения исполнения обязательств, а также размер требуемого обеспечения, определяемого от начальной (максимальной) цены договора, в договоре отсутствуют.
Расходы по выпуску газеты в 2015 году составили 140 468,9 тыс. рублей (98,7 % уточненной сводной бюджетной росписи), в том числе: на территории Российской Федерации - 94 227,7 тыс. рублей (100 %), на территории Республики Беларусь - 46 241,2 тыс. рублей (96,1 процента).
В 2015 году за счет средств бюджета Союзного государства выпущено и распространено 48 номеров газеты "Союз. Беларусь - Россия" (на территории Российской Федерации приложением к газете "Российская газета" 153 091 экз. и на территории Беларуси приложением к газете "Советская Белоруссия" 217 620 экз.).
Пользование читателями этой газетой предусмотрено на бесплатной основе, весь объем затрат по подготовке, выпуску и распространению несет Постоянный Комитет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 30 распространение газеты "Союз, Беларусь - Россия" осуществляется тетрадкой - вложением в газеты "Советская Белоруссия" и "Российская газета", что не влияет на их розничную стоимость или стоимость подписки по каталогу.
Данное решение фактически ограничивает круг читателей газеты "Союз. Беларусь - Россия" лицами, подписавшимися на издание, либо приобретающими ее в розницу.
9. Постоянным Комитетом при использовании бюджетных средств допущено несоблюдение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, предусмотренного статьями 8, 12 Порядка формирования и исполнения бюджета на сумму 347,7 тыс. рублей, в частности:
9.1. Постоянным Комитетом заключены типовые договоры от 29 июля 2015 г. N 100, 101 и 102 с ФГНИУ "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" на выполнение трех НИР по одной теме "Разработка рекомендаций по совершенствованию порядка исполнения бюджета Союзного государства", включающей три подраздела. По результатам их исполнения Постоянным Комитетом научные работы приняты и оплачены, срок исполнения обязательств составил 4,5 месяца (с учетом продления их исполнения в связи с доработкой и устранением замечаний).
В соответствии с пунктом 1.1. Технического задания ожидаемыми результатами работ являются предложения по изменению, дополнению, принятию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы тематики вышеуказанных НИР.
Пунктами 3.2 раздела 3 и разделом 5 Технического задания к указанным договорам предусмотрено, что результаты работы оформляются научным отчетом (структурным элементом которого является реферат), содержащим конкретные предложения по урегулированию вопросов каждого подраздела, с приложением слайдов, таблиц, перечня нормативных актов, подлежащих изменению, и других необходимых материалов.
В соответствии с актами выполненных работ Постоянным Комитетом за счет средств Союзного государства оплачены научно-исследовательские работы, содержание которых не соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям и научной деятельности, определенным статьей 769 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127 "О науке и государственной научно-технической политике" в части содержания и результатов работ, не отвечающих требованиям новизны.
Так, содержание представленных результатов работ составляют сведения, находящиеся в открытом доступе и заимствованные из сети "Интернет", без указания ссылок на заимствование. При этом исполнителем указанных договоров использовались неактуальные статьи и источники, в некоторых случаях использовались одни и те же источники, содержащиеся в научных отчетах, предложения в недостаточной степени конкретизированы, слайды, рефераты, таблицы, и другие необходимые материалы, предусмотренные техническим заданием, не представлены. Качество вышеуказанных НИР не отвечает требованиям новизны к их содержанию.
Таким образом, по результатам принятых работ в рамках исполнения договоров от 29 июля 2015 г. N N 100, 101 и 102 средства бюджета Союзного государства в сумме 293,0 тыс. рублей использованы без достижения требуемого результата;
9.2. В отсутствие локального распорядительного документа, определяющего нормы обеспечения материально-техническими средствами (оснащение служебных помещений, исходя из их технических характеристик, предельной штатной численности и направления деятельности) для выполнения закрепленных функций, Постоянным Комитетом в 2015 году для собственных нужд приобретены четыре микроволновые печи общей стоимостью 54,7 тыс. рублей.
Законодательством Союзного государства порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций органов Союзного государства не урегулирован, что указывает на необходимость руководствоваться национальным законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 предусмотрена обязанность федеральных государственных органов разрабатывать и утверждать индивидуальные и (или) коллективные нормативы обеспечения материально-техническими средствами, исходя из специфики своих функций и полномочий.
Временным положением о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов, утвержденным постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 24 октября 2000 г. N 20, государственные должности государственной службы органов Союзного государства и их аппаратов приравниваются к Реестру государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
10. Постоянным Комитетом государственному служащему Постоянного Комитета - заместителю Государственного секретаря Союзного государства Д. авансом предоставлен отпуск, задолженность за неотработанные дни отпуска составила 283,9 тыс. рублей. На момент увольнения 31 августа 2015 года возможность удержания указанных денежных средств из заработной платы отсутствовала, ввиду отсутствия начислений. Таким образом, потери бюджета Союзного государства составили 283,9 тыс. рублей.
11. В части осуществления закупочной деятельности установлено следующее:
11.1. Правовой акт, регламентирующий вопросы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд органов Союзного государства, в нарушение пункта 4 статьи 32 Договора о создании Союзного государства, до настоящего времени не принят, единая система закупок для органов и учреждения Союзного государства не разработана и не внедрена.
Проект Положения Союзного государства о закупках разработан Постоянным Комитетом в 2014 году, но до настоящего времени не завершена процедура его согласования с заинтересованными министерствами государств - участников.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд органов и учреждения Союзного государства осуществлялось на основании положений, утвержденных их руководителями.
При этом анализ указанных положений о закупках свидетельствует об их несоответствии национальным законодательствам государств - участников в сфере закупок. Так, в положениях не предусматривались такие обязательные условия договоров как обеспечение обязательств и их размер, ответственность поставщиков, формирование и размещение заказчиками планов закупок на своих официальных сайтах и т.д.
11.2. В 2015 году, как и в предыдущие годы, Секретариатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - Секретариат), Постоянным Комитетом, государственным учреждением "Телерадиовещательная организация Союза" (далее - ТРО Союза) вопрос о регистрации на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru для получения доступа в Единую информационную систему в сфере закупок не рассматривался и до настоящего времени остается неурегулированным.
Отсутствие доступа в единой информационной системе и осуществление закупок Постоянным Комитетом, Секретариатом и ТРО Союза только на своих официальных сайтах не отвечает цели и основным принципам контрактной системы в сфере закупок, обеспечению гласности и прозрачности закупки, добросовестной конкуренции между участниками закупок, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
11.3. Качество осуществления в 2015 году закупок товаров, работ, услуг для нужд Постоянного Комитета, Секретариата, ТРО Союза оставалось низким.
Не обеспечивается принцип конкуренции между участниками закупок товаров, работ, услуг, что приводит к необоснованному ограничению числа участников при проведении открытых конкурсов и ценовой конкуренции, не обеспечивается достижение результативности и эффективности проводимых закупок товаров, работ, услуг.
В результате доля договоров, заключенных с единственным поставщиком на выполнение работ, оказание услуг, как и в предыдущие годы, остается высокой (до 86,5 %), а доля договоров, заключенных по результатам конкурентных процедур остается низкой (от 13,5 %), что свидетельствует о недостаточной работе Постоянного Комитета, Секретариата и ТРО Союза по привлечению потенциальных поставщиков (исполнителей) к участию при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Следует отметить, что на протяжении ряда лет в большинстве проведенных Постоянным Комитетом и ТРО Союза конкурсов победителями являлись одни и те же организации.
11.4. Проверкой установлены многочисленные нарушения положений о закупках органов и учреждения Союзного государства.
12. Постоянный Комитет, как орган, осуществляющий контроль за выполнением решений Совета Министров Союзного государства, не обеспечил должный контроль за представлением в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом государственными заказчиками - координаторами и государственными заказчиками программ и мероприятий Союзного государства сведений об имуществе, созданном или приобретенном в результате их реализации в 2014 году.
Так, например, Постоянный Комитет не обеспечил представление полной информации Минпромторгом России, Минсельхозом России и Роскосмосом, которые в 2014 году на выполнение программных мероприятий, в том числе на создание или приобретение имущества, израсходовали средств бюджета Союзного государства в общем объеме 812 299,0 тыс. рублей.
13. Законодательством Союзного государства не урегулирован порядок учета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь созданного или приобретенного органами и учреждением Союзного государства имущества в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства и закрепленного за ними на праве оперативного управления.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Постоянному Комитету Союзного государства необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Доначислить пени за несвоевременное исполнение в 2015 году обязательств заемщиками по кредитным договорам и отразить эту сумму в Отчете о предоставленных Постоянным Комитетом Союзного государства кредитах и их погашении за 2016 год.
2. Подготовить и представить на утверждение Совета Министров Союзного государства предложения о проведении реструктуризации или списании в установленном порядке просроченной задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах на реализацию программ Союзного государства, как безнадежного долга.
3. Разработать совместно с министерствами финансов государств - участников Союзного государства и внести на утверждение Совета Министров Союзного государства новый Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, предусматривающий исполнение доходной и расходной частей в российских рублях.
4. Совместно с Министерством финансов Республики Беларусь подготовить и внести на утверждение Совета Министров Союзного государства проект нормативного правового акта о порядке учета курсовой разницы при исполнении бюджета Союзного государства на территории Республики Беларусь.
5. В проекте Порядка разработки и реализации программ Союзного государства предусмотреть контрольные функции Постоянного Комитета за ходом реализации программ, эффективным и целевым использованием средств бюджета Союзного государства.
6. Путем осуществления распорядительных и контрольных функций обеспечить представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом государственными заказчиками - координаторами и государственными заказчиками программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства сведений об имуществе, созданном или приобретенном в результате их реализации.
7. Совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь проработать возможность создания единой системы учета имущества Союзного государства, при необходимости с подготовкой проектов решений Совета Министров Союзного государства.
8. Разработать и утвердить локальный распорядительный документ, определяющий нормы обеспеченности материально-техническими средствами (оснащение служебных помещений исходя из их технических характеристик, предельной штатной численности и направления деятельности) служащих органов Союзного государства для выполнения закрепленных за ними функций.
9. По фактам нарушений нормативных актов Союзного государства и Российской Федерации, установленным Счетной палатой Российской Федерации, провести проверки и принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 20 октября 2016 г. N 54К (1129) / 14).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Государственному секретарю или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в следующие сроки: по пунктам 1, 7, 8 до 20 января 2017 года, по пунктам 2 - 6 до 1 июня 2017 года.
_____________________________
*(1) Утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3.
*(2) Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 13.
*(3) Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 13.
*(4) Утвержден постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 12 апреля 2002 г. N 3 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Высшего Государственного Совета Союзного государства от 15 декабря 2006 г. N 11, от 14 декабря 2007 г. N 5), утратил силу 1 января 2016 года.
*(5) Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 24.
*(6) Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 13.
*(7) Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
*(8) Утверждено постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 13.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 октября 2016 г. N ПР 04-268/04-02
Текст представления официально опубликован не был