Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.А. Кольцова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.А. Кольцов оспаривает конституционность следующих примененных в деле с его участием нормативных положений:
подпункта "е" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354), пункта 62 данных Правил (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498), устанавливающих, в частности, запрет несанкционированного подключения потребителей коммунальных услуг к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета; обязывающих исполнителя коммунальных услуг выявлять указанные правонарушения, составляя с привлечением ресурсоснабжающей организации акты о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам, доначислять правонарушителям плату за коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения (в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения);
пункта 2, а фактически - его абзаца одиннадцатого, пунктов 4 и 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644), закрепляющих для целей данных Правил понятие "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения", а также устанавливающих, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения; договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения";
пункта 14, а фактически - его подпункта "а", пункта 15, а фактически - его подпункта "а" Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776), предусматривающих, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; при расчетном способе коммерческого учета воды применяется в том числе метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, а также пункта 16 данных Правил, а фактически - его подпункта "а", согласно которому применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года; при этом период, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования); в случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу данных Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
пунктов 3-5 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 641/пр), содержащих формулы для расчета секундного расхода сточных вод в зависимости от типа присоединения канализационной сети к централизованной системе водоотведения (по напорным или самотечным трубопроводам).
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 18, 19 (часть 1), 35 (части 1-3), 40 (часть 2), 55 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той части, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают возможность взыскания с потребителя коммунальных услуг, являющегося собственником жилого дома, в пользу ресурсоснабжающей организации денежную сумму, многократно превышающую фактически причиненные ей убытки от самовольного присоединения и (или) пользования потребителем централизованной системой водоснабжения и водоотведения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Содержащееся в пунктах 4 и 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения правовое регулирование направлено на обеспечение баланса интересов сторон договоров холодного водоснабжения, водоотведения или единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Положения подпункта "е" пункта 35, пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (как в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498, так и в ныне действующей редакции), рассматриваемые во взаимосвязи с абзацем одиннадцатым пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, подпунктом "а" пункта 14, подпунктом "а" пункта 15 и подпунктом "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, направлены - с учетом особенностей регулируемых отношений - в том числе на защиту имущественных прав абонентов (потребителей) в случае самовольного подключения и (или) пользования сетями инженерно-технического обеспечения, включая централизованные системы водоснабжения и водоотведения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года N 2633-О). Таким образом, данные нормативные положения также не могут расцениваться как нарушающие перечисленные в жалобе конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды пришли к выводу о самовольном (несанкционированном) подключении и пользовании Е.А. Кольцовым централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, проверка правильности применения оспариваемых норм с учетом данных обстоятельств, равно как и проверка по жалобам граждан конституционности ведомственных нормативных актов, к числу которых относится приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которым утверждены "Методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей", к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кольцова Евгения Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 396-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кольцова Евгения Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, а также Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)