Решения представителей министров
(1331-е заседание, CM /Del/Dec(2018)1331/H46-24)
Дело "Алексеев против Российской Федерации"* и "Баев и другие против Российской Федерации"*
4-6 декабря 2018 г.
* (Постановление от 21 октября 2010 г., жалоба N 4916/07. См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. N 11 (примеч. редактора).)
* (Постановление от 20 июня 2017 г., жалоба N 67667/09 и другие. См.: Российская хроника Европейского Суда. 2018. N 2 (примеч. редактора).)
Представители министров
1) напоминают, что данные дела преимущественно касались неоднократных дискриминационных отказов местных властей в разрешении проведения общественных мероприятий для представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, планируемых в целях реализации их права на свободу собраний, а также применения к заявителям штрафов за демонстрацию баннеров, которые, по мнению властей, способствовали пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, основываясь на законах, запрещающих такую "пропаганду", в нарушение права на свободу выражения.
В отношении индивидуальных мер
2) отмечают, что необязательно повторно рассматривать дело "Баев и другие против Российской Федерации", поскольку присужденные штрафы не были взысканы или были возвращены согласно справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом, и с тех пор не последовало каких-либо иных негативных последствий;
3) подчеркивают, что иные возможные индивидуальные меры для обеспечения заявителям права на свободу собраний и выражений по данному вопросу в рассматриваемых делах без излишнего вмешательства тесно связаны с общими мерами.
В отношении общих мер
4) отмечают, что часть информации, предоставленной властями Российской Федерации, в отношении общих мер, принятых по делу "Алексеев против Российской Федерации", уже была рассмотрена в предыдущих решениях, и свидетельствует о ряде положительных изменений. Тем не менее серьезную озабоченность вызывают продолжающиеся отказы местных властей в проведении публичных мероприятий представителями нетрадиционной сексуальной ориентации на основе законодательства, запрещающего "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних";
5) с глубоким сожалением отмечают, что власти Российской Федерации не смогли предоставить информацию в ответ на запрос Комитета министров Совета Европы в декабре 2016 года, и подчеркивают, что доступные статистические данные, предоставленные негосударственными организациями, демонстрируют очень незначительный прогресс по данному вопросу;
6) с интересом отмечают недавно принятые дополнительные меры, включая распространение информации, и иные усилия по проявлению терпимости в отношении лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г.* (* По-видимому, имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (примеч. редактора).), содержащее разъяснения, в целом касающиеся организации и проведения публичных мероприятий, данные в свете практики Европейского Суда, относительно спорных решений и актов (или бездействия) властей, а также рекомендующее судам выносить мотивированные решения;
7) призывают власти Российской Федерации с учетом проблем, возникающих в связи с законодательством о запрете "пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних", как это отмечалось в деле "Баев и другие против Российской Федерации", рассмотреть вопрос об отмене или внесении изменений в соответствующие законы согласно требованиям Конвенции;
8) призывают власти Российской Федерации одновременно продолжать активные действия по распространению информации и юридической практики для обеспечения соответствующего Конвенции применения законов о свободе собраний и выражения мнения в отношении представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, в частности, способствовать устранению чрезмерной настороженности, в том числе среди местных властей, вызванной "законами о пропаганде", а также для избавления от предвзятого отношения, связанного с указанными законами и установленного Европейским Судом;
9) поддерживают власти Российской Федерации в том, чтобы они в соответствии с существующей практикой продолжали предоставлять статистическую информацию о развитии ситуации в 2017-2018 годах, включая информацию о влиянии, которое будет оказывать упоминавшееся выше постановление Верховного Суда Российской Федерации на защиту прав, предусмотренных Конвенцией, в отношении лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решения представителей министров дела "Алексеев против Российской Федерации" и "Баев и другие против Российской Федерации" (1331-е заседание, CM /Del/Dec(2018)1331/H46-24)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 1/2019