Представление Счетной палаты РФ от 11 ноября 2015 г. N ПР 04-240/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2014 год для подготовки заключения Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2014 год" на объекте Постоянный Комитет Союзного государства (далее - Постоянный Комитет), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Форма отчета об исполнении бюджета Союзного государства1 предусматривает графу "Утверждено бюджетом Союзного государства на 200_ год", в том числе в подразделе 2.4 Экономическая структура расходов раздела 2 "Расходы бюджета Союзного государства". В этой связи в отчете об исполнении бюджета Союзного государства за 2014 год (далее - Отчет) в разделе 2.4 в графе "Утверждено бюджетом Союзного государства на 2014 год" указаны показатели расходов бюджета по их экономическому содержанию.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 2 к Декрету Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2014 год" (далее - Декрет N 1) расходы бюджета Союзного государства на 2014 год распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов. Распределение расходов бюджета Союзного государства по экономической структуре Декретом N 1 не предусмотрено.
2. Организация исполнения бюджета Союзного государства осуществлялась в условиях несогласованности положений нормативных правовых актов Союзного государства и их применения: Порядка исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь2 (далее - Порядок N 24), Порядка подготовки и представления Постоянным Комитетом Союзного государства в Совет Министров Союзного государства годового и полугодового отчетов об исполнении бюджета Союзного государства3 (далее - Порядок N 31) и Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства4, что привело к несоблюдению в полной мере требований, предусмотренных указанными правовыми актами:
2.1. В соответствии со статьей 78 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства казначейства государств-участников Союзного государства представляют в Постоянный Комитет ежемесячные, квартальные и годовые отчеты в российских рублях. Кроме того, приложениями 1 и 2 к Порядку N 31 предусмотрено представление отчетов национальными казначействами в российских рублях. Вместе с тем в соответствии с пунктами 7 и 17 Порядка N 24 представление сводной бюджетной росписи доходов и расходов и ежемесячных, квартальных и годовых отчетов осуществляется в национальных валютах. В этой связи требуется актуализация Порядка N 24.
2.2. В 2014 году министерствами финансов государств - участников не обеспечено единство заполнения форм бюджетной документации при составлении Отчета, предусмотренного Порядком N 31.
Так, в отчете об исполнении бюджета Союзного государства на территории Республики Беларусь Главным государственным казначейством Минфина Республики Беларусь в отчетах на каждую отчетную дату (ежеквартально) по строке "Остаток средств на начало года" уменьшается размер средств на сумму целевых остатков средств бюджета и остатков прошлых лет, доводимых Постоянным Комитетом в течение финансового года до главных распорядителей. Например, в отчете Главного государственного казначейства Минфина Республики Беларусь на 1 января 2014 года по строке "Остаток средств на начало года" отражена сумма 614 648,7 тыс. рублей, в отчете на 1 июля 2014 года - 521 241,9 тыс. рублей, в отчете на 31 декабря 2014 года - 390 407,8 тыс. рублей.
В отчете Федерального казначейства остаток средств на начало года не изменяется, сумма целевых остатков в состав неналоговых доходов не включается.
2.3. Представляемые Постоянному Комитету отчеты Федерального казначейства не в полном объеме содержат сведения, предусмотренные формой и структурой, определенными Порядком N 31. Годовой отчет Федерального казначейства составлялся по доходам бюджета Союзного государства в части кассового исполнения, а по расходам бюджета - только по ведомственной структуре с данными по финансированию и кассовому исполнению.
2.4. В отчете Главного государственного казначейства Минфина Республики Беларусь об исполнении бюджета Союзного государства на территории Республики Беларусь за 2014 год по ведомственной и функциональной классификации в графе "Утверждено бюджетом Союзного государства на 2014 год" указана сумма расходов бюджета без учета дополнительных объемов финансирования на территории Республики Беларусь, предусмотренных Декретом N 1.
Вместе с тем Постоянный Комитет принимал отчеты национальных казначейств без замечаний.
2.5. В нарушение пункта 8 Порядка N 24 реестр распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства на 2014 год утверждался не Государственным секретарем Союзного государства, а его заместителем.
3. Результаты проверки свидетельствуют о необходимости повышения качества управления государственными финансами.
В 2014 году Постоянным Комитетом не были распределены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 592 546,9 тыс. рублей, что составляет 11,9 % объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (в 2 раза больше, чем в 2013 году).
Недовыполнение кассовых расходов бюджета Союзного государства по сравнению с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными уточненной сводной бюджетной росписью, составило 772 794,5 тыс. рублей, или 13,9 %, и увеличилось по сравнению с 2013 годом на 12 631,2 тыс. рублей, или на 1,7 процента.
Кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2014 году осуществлялось, как и в предыдущие годы, недостаточно равномерно, что приводит к образованию неиспользованных остатков на счетах национальных казначейств. Кассовые расходы в IV квартале 2014 года составили 38,8 % объема расходов, произведенных в целом за год (в 2013 году - 39,4 %, в 2012 году - 31,7 %), в абсолютном выражении - 2 158 403,0 тыс. рублей (в 2013 году - 2 087 091,5 тыс. рублей).
По состоянию на 1 января 2015 года остатки средств бюджета Союзного государства составили 1 777 746,1 тыс. рублей (на счете в Федеральном казначействе в сумме 1 016 683,2 тыс. рублей, на счете в Главном государственном казначействе Минфина Республики Беларусь в сумме 761 062,9 тыс. рублей) и увеличились по сравнению с началом года на 256 282,6 тыс. рублей, или в 1,2 раза, что свидетельствует о низкой эффективности планирования и использования средств бюджета Союзного государства.
На территории Республики Беларусь на 1 января 2015 года положительная курсовая разница составила 146 204,2 тыс. рублей, на размер которой повлияло наличие в течение года значительных остатков средств бюджета Союзного государства на счете в Главном государственном казначействе Минфина Республики Беларусь, а также изменение курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю.
При этом до настоящего времени вопрос учета курсовой разницы нормативно не урегулирован.
4. В нарушение пункта 2 статьи 15 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 декабря 2013 г. N 4 "О бюджете Союзного государства на 2014 год" целевые остатки средств Минздраву России, Минсельхозу России, ФМБА России, Рослесхозу России, Роспотребнадзору Постоянным Комитетом выделялись в отсутствие обоснованной потребности в направлении целевых остатков средств бюджета дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете Союзного государства на 2014 год.
5. Уточненная смета доходов и расходов на 2014 год на содержание Государственного учреждения "Телерадиовещательная организация Союзного государства" (далее - ТРО Союза) утверждена Государственным секретарем Союзного государства 26 декабря 2014 года, что является нарушением срока (не позднее 10 октября текущего года), установленного пунктом 3.4 Положения о порядке формирования, зачисления и расходования средств, полученных Государственным учреждением "Телерадиовещательная организация Союзного государства" от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.5
6. В соответствии со статьей 44 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства получатель бюджетных средств имеет право на получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером. При этом смета расходов на содержание ТРО Союза в разрезе кодов экономической классификации Союзного государства в части подстатей 110110 "Оплата труда гражданских служащих", 110200 "Начисление на оплату труда", 110400 "Командировки и служебные разъезды", 111040 "Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг" не соответствует росписи.
7. Установлены нарушения предусмотренного Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция), порядка осуществления бухгалтерского учета операций со средствами, получаемыми из бюджета Союзного государства, на сумму 1 858,9 тыс. рублей, в том числе:
в нарушение пункта 14 Инструкции списаны расходы на издание 2-х выпусков белорусско-российской детской газеты на базе газеты "Переходный возраст" в количестве 8,0 тыс. единиц на общую сумму 121,7 тыс. рублей без их постановки на балансовый учет;
в нарушение пункта 74 Инструкции по состоянию на 1 января 2015 года на субсчете 063.3 "Материалы" учитывалась книжная продукция в общей сумме 1 737,2 тыс. рублей.
8. Постоянным Комитетом не соблюден порядок применения бюджетной классификации расходов бюджета, установленный Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Союзного государства,6 при расходовании средств бюджета Союзного государства на его содержание:
на подстатью 110110 "Оплата труда гражданских служащих" Постоянным Комитетом отнесены расходы по выплате выходных пособий в сумме 464,7 тыс. рублей и среднего заработка на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с сокращением штатной численности, в сумме 912,8 тыс. рублей, которые следовало учесть на подстатье 110130 "Выходное пособие при увольнении";
за счет средств бюджета Союзного государства, выделенных по подстатье 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения", произведена оплата 11 наматрасников общей стоимостью 19,1 тыс. рублей, приобретенных для оснащения служебных квартир, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 110320 "Мягкий инвентарь и обмундирование";
за счет средств бюджета Союзного государства, выделенных по подстатье 240120 "Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования непроизводственного назначения", произведена оплата:
малоценных предметов общей стоимостью 57,1 тыс. рублей, приобретенных для оснащения служебных помещений, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения";
11 матрасов общей стоимостью 225,5 тыс. рублей, приобретенных для оснащения служебных квартир для проживания сотрудников, назначенных на квотной основе от Республики Беларусь, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 110320 "Мягкий инвентарь и обмундирование".
9. Постоянным Комитетом допущены факты необоснованного расходования средств:
9.1. В нарушение пунктов 3.1 и 3.2 Положения о предоставлении служебной жилой площади работникам Постоянного Комитета Союзного государства, назначенным на должность на квотной основе от Республики Беларусь7, Постоянный Комитет:
в период с января по ноябрь 2014 года за счет бюджетных средств, предусмотренных на содержание Постоянного Комитета, компенсировал 7 должностным лицам оплату коммунальных расходов за пользование жилыми помещениями в сумме 76,8 тыс. рублей, которые подлежат возврату в бюджет Союзного государства;
оплатил расходы квотных сотрудников по абонентской плате за пользование городской телефонной связью в сумме 60,7 тыс. рублей, которые подлежат возврату в бюджет Союзного государства;
9.2. Постоянным Комитетом произведена оплата расходов в сумме 23,3 тыс. рублей на одного сопровождающего лауреата премии согласно договору от 30 апреля 2014 года N 266 с Производственно-издательским республиканским унитарным предприятием "Дом прессы" (Республика Беларусь) на выполнение работ и оказание услуг по организации и проведению в 2014 году мероприятий, связанных с премированием в области литературы и искусства. Финансирование указанных расходов не предусмотрено пунктом 6.1 Положения о премиях Союзного государства в области литературы и искусства8, в связи с чем указанные расходы подлежат возврату в бюджет Союзного государства.
10. При формировании проекта бюджета Союзного государства на 2014 год Постоянным Комитетом не учтены рекомендации рабочей группы по формированию параметров и проекта бюджета Союзного государства на 2014 год (протокол заседания рабочей группы от 26-27 июня 2013 г. N 2) об исключении из проекта плана издательской деятельности на 2014 год мероприятий по изданию художественной литературы и изданий, не относящихся к нормативным правовым документам Союзного государства. В 2014 году расходы бюджета Союзного государства на издательскую деятельность, не относящиеся к нормативным правовым документам Союзного государства, составили 5 728,6 тыс. рублей, или 34,6 % от общих расходов бюджета на издательскую деятельность.
11. В нарушение пункта 1.3 договора от 24 февраля 2013 г. N 208, заключенного с ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" (исполнитель), предусматривающего возможность размещения рекламы в журнале "Союзное государство" на платной основе, в течение 2014 года на 4-ой обложке журнала "Союзное государство" размещалась реклама авиакомпании "Белавиа" на бесфинансовой основе; взамен журнал распространялся на рейсах авиакомпанией "Белавиа".
При этом согласно пункту 2.2.16 указанного договора исполнитель обязан 50 % доходов от рекламы, размещенной на платной основе, по согласованию с заказчиком направить на увеличение тиража журнала, а остальные 50 % доходов от рекламы поступают в бюджет Союзного государства,
Кроме того, в смету расходов на подготовку, издание и распространение общественно-политического ежемесячного журнала "Союзное государство" с предоставлением PDF-версии каждого номера журнала уже включены расходы на распространение журнала "Союзное государство" в размере 9 578,1 тыс. рублей.
В результате упущенная выгода от размещения рекламы в журнале "Союзное государство" составила расчетно более 600,0 тыс. рублей в год при тираже 150,0 тыс. экземпляров в год.
12. Постоянным Комитетом осуществлено расходование средств бюджета Союзного государства на издание и распространение белорусско-российской детской газеты "Друзья-Сябры" в сумме 800,0 тыс. рублей (в 2014 году по результатам открытого конкурса на выполнение редакционно-издательских и полиграфических работ и оказание услуг для нужд Постоянного Комитета заключен договор от 27 февраля 2014 г. N 213 с ЗАО "Творческие мастерские"). При этом соответствующее решение Совета Министров Союзного государства об учреждении и финансировании указанной газеты отсутствует. В соответствии со свидетельством о регистрации средств массовой информации учредителем указанной газеты является ЗАО "Творческие мастерские" (коммерческая организация).
13. Проверкой выявлен ряд недостатков при проведении мероприятий в области информационного обеспечения строительства Союзного государства. Выборочной проверкой заключенных договоров установлено отсутствие в них положений о начале сроков оказания услуг, а также о сроках осуществления авансирования, что создает риски неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. Кроме того, в заключенных договорах отсутствуют положения, предусматривающие уплату неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения обязательств, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных договорами обязательств.
14. План счетов бухгалтерского учета, применяемый распорядителями и получателями средств бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации,9 не увязан с подстатьями расходов бюджетной классификации Союзного государства.
15. Проверкой установлены недостатки в планировании бюджетных ассигнований на проведение мероприятий Союзного государства в части отсутствия единых требований к оформлению смет расходов на проведение мероприятий.
16. В отсутствие нормативного правового акта Союзного государства по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2014 году Постоянным Комитетом размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Постоянного Комитета производилось на основании Положения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Постоянного Комитета Союзного государства10 (далее - Положение Постоянного Комитета N 1), действовавшего по 7 апреля 2014 года, и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Постоянного Комитета Союзного государства11 (далее - Положение Постоянного Комитета N 2), действующего с 7 апреля по 31 декабря 2014 года.
Проверкой установлен ряд нарушений и недостатков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг:
16.1. В нарушение пункта 2.14 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 договор от 23 декабря 2013 года N 177, заключенный Постоянным Комитетом с ООО "АТАНОР" по результатам открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по оснащению конференц-зала Постоянного Комитета, не соответствует конкурсной документации в части включения позиции (источник бесперебойного питания стоимостью 199,5 тыс. рублей), не предусмотренной техническим заданием конкурсной документации;
16.2. В нарушение пункта 1 подраздела 2.13 Положения Постоянного Комитета N 2 Постоянным Комитетом ряд договоров заключался с победителями открытых конкурсов с нарушением установленного срока (двадцать дней) от 6 до 88 дней;
16.3. В нарушение подпункта 3 пункта 2.2 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 2 и пункта 2.2 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 Постоянным Комитетом в извещениях о проведении открытых конкурсов предмет конкурса не содержал указания количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
16.4. В нарушение пункта 2.2 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 в извещении, опубликованном в периодическом издании Совета Министров Союзного государства "Союз. Беларусь - Россия" от 13 марта 2014 года N 10 (638), не указаны: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации; место, дата и время вскрытия конвертов с конкурсными заявками;
16.5. В нарушение пункта 2.2 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 Постоянным Комитетом не были опубликованы извещения на официальном сайте Постоянного Комитета о проведении 4-х открытых конкурсов;
16.6. В нарушение пункта 2.4 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения контракта на оказание услуг по транспортному обслуживанию Постоянного Комитета на 2014 год содержит указание на наименование производителя транспортных средств;
16.7. В нарушение пункта 2.13 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по транспортному обслуживанию Постоянного Комитета на 2014 год не был опубликован на официальном сайте Постоянного Комитета;
16.8. В нарушение пункта 2.4 раздела 2 Положения Постоянного Комитета N 1 конкурсная документация по открытому конкурсу по размещению заказа на оказание услуг по бронированию, выписке и доставке железнодорожных и авиабилетов для нужд Постоянного Комитета на 2014 год не содержит количественных и качественных характеристик услуги;
16.9. В нарушение положений раздела 4 Положения Постоянного Комитета N 2 Постоянным Комитетом без проведения конкурса заключен договор от 6 июня 2014 года N 274 с ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации на выполнение работ по текущему ремонту жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, на общую сумму 2 771,1 тыс. рублей;
16.10. В нарушение подпункта 5 пункта 2.4 Положения Постоянного Комитета N 1 и подпункта 5 пункта 2 подраздела 2.4 Положение Постоянного Комитета N 2 конкурсная документация по открытым конкурсам на оказание услуг по бронированию, выписке и доставке железнодорожных и авиабилетов для нужд Постоянного Комитета Союзного государства на 2014 год и на подготовку, включая редактирование, и издание сборника материалов научно-практической конференции "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства" не содержит обоснования начальной (максимальной цены контракта).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Постоянному Комитету Союзного государства необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе предлагается следующее:
1) рассмотреть вопросы:
о разработке порядка бухгалтерского учета операций со средствами, получаемыми из бюджета Союзного государства на содержание органов (их аппаратов), государственных учреждений Союзного государства;
об актуализации плана счетов бухгалтерского учета, применяемого распорядителями и получателями средств бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации,
о нормативном урегулировании учета курсовой разницы при исполнении бюджета Союзного государства на территории Республики Беларусь;
об актуализации Порядка исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь;
о разработке единых нормативов, применяемых при составлении проектов смет расходов на проведение мероприятий Союзного государства;
2) исключить практику размещения рекламы на страницах журнала "Союзное государство" на бесфинансовой основе, либо предусмотреть возможность такого размещения в условиях соответствующего договора;
3) до принятия соответствующего решения Совета Министров Союзного государства исключить из Плана издательской деятельности издание детской газеты "Друзья-Сябры";
4) обеспечить возврат в бюджет Союзного государства средств в сумме 160,8 тыс. рублей, в том числе:
76,8 тыс. рублей, выплаченных в качестве компенсации оплаты коммунальных расходов за пользование жилыми помещениями 7 должностным лицам;
60,7 тыс. рублей абонентской платы за пользование городской телефонной связью квотными сотрудниками;
23,3 тыс. рублей, израсходованных на одного сопровождающего лауреата премии при проведении мероприятий, связанных с премированием в области литературы и искусства.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 22 октября 2015 г. N 45К (1056).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Государственному секретарю Союзного государства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 20 декабря 2015 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
------------------------------
1 Утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства 15.10.2002 N 31.
2 Утверждено постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 24.
3 Утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства 15.10.2002 N 31.
4 Утверждено постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 12 апреля 2002 г. N 3.
5 Утверждено Государственным секретарем Союзного государства и председателем ТРО Союза от 1 октября 2014 года.
6 Утверждены приказом Государственного секретаря Союзного государства от 31 декабря 2004 года N 23.
7 Утверждено приказом Государственного секретаря Союзного государства от 9 апреля 2013 г. N 29 (утратил силу с изданием приказа Государственного секретаря Союзного государства от 24 ноября 2014 г. N 74).
8 Утверждено постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2005 г. N 30.
9 Утвержден приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению".
10 Утверждено приказом Постоянного Комитета от 16 августа 2013 года N 53.
11 Утверждено приказом Постоянного Комитета от 7 апреля 2014 года N 24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 ноября 2015 г. N ПР 04-240/04-02
Текст представления опубликован не был