Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2019 г. N 307-ЭС19-2293
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами (Вельское обособленное подразделение) (г. Архангельск) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.07.2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2018 по делу N А05-1395/2018, установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Вельское обособленное подразделение) (далее - Управление) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Ферма" (далее - общество "ТД "Ферма") о взыскании 691 181 руб. в возмещение причиненного лесам ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Шоноша" Попова Надежда Юрьевна, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - Комитет), общество с ограниченной ответственностью "Леко" (далее - общество "Леко"), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг".
Арбитражный суд Архангельской области решением от 09.07.2018, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2018, в иске отказал.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Управления.
Дело 29.03.2019 истребовано из Арбитражного суда Архангельской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов истребованного дела, Администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - Администрация) постановлением от 09.09.2016 N 899 утвердила схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Вельского района как земель, право государственной собственности на которые не разграничено. После постановки сформированных земельных участков на кадастровый учет и присвоения им категории земель сельскохозяйственного назначения участки были предоставлены в аренду обществу "ТД "Ферма".
Так, Комитет и общество "ТД "Ферма" заключили договор от 05.12.2016 N 4289 аренды 18 участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 29:01:170108:289 категории земель "сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное производство".
Данный участок общество "ТД "Ферма" передала обществу "Леко" в субаренду по договору от 27.06.2017 "для ликвидации залесности и закустаренности сельскохозяйственных угодий".
Участковый лесничий Шадреньского участкового лесничества совместно с сотрудниками полиции выявил факт незаконной рубки лесных насаждений (породы сосна, осина, ель, ольха, береза общим объемом не менее 123,56 куб.м) в квартале 29 (выделы 16, 15) указанного лесничества, который предоставлен Департаментом лесного комплекса Архангельской области в аренду крестьянскому хозяйству "Шоноша" (далее - КХ "Шоноша") по договору от 17.02.2008 N 10 в составе лесного участка общей площадью 8069 га для использования в целях заготовки древесины.
Факт лесонарушения лесничий отразил в акте от 10.07.2017 N 28 и направил сообщение о незаконной рубке в правоохранительные органы с целью выявления лица, осуществившего правонарушение.
В результате проверки полиция установила, что рубку осуществляла бригада работников общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - общество "Экосервис") на основании договора подряда от 27.06.2017 N 28/06/2017, заключенного с обществом "Леко", которое поручило рубку лесных насаждений на основании договора субаренды, заключенного с обществом "ТД "Ферма".
Старший следователь СО ОМВД России по Вельскому району постановлением от 19.09.2017 отказал в возбуждении уголовного дела, сделав вывод об отсутствии состава преступления в действиях директора общества "ТД "Ферма", предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как вырубка лесных насаждений была осуществлена по поручению общества "ТД Ферма" на основании договора от 05.12.2016 N 4289 аренды земельного участка с кадастровым номером 29:01:170108:289.
Управление на основании акта от 17.07.2017 о выявлении незаконной рубки направило обществу "ТД "Ферма" письмо от 07.11.2017 N 908 с требованием уплатить 691 181 руб. в возмещение причиненного лесам ущерба в срок до 07.12.2017.
Поскольку общество "ТД "Ферма" добровольно не возместило причиненный лесам ущерб, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 91, 92, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года (далее - ЛК РФ 2006 года), Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон 172-ФЗ), статью 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Управления.
Суды исходили из следующего: на основании договора аренды от 05.12.2016 N 4289 общество "ТД "Ферма" является арендатором спорного земельного участка, который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) относится к категории земель "сельскохозяйственного назначения"; в силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН; поскольку в рассматриваемом случае преобладающую силу имеют сведения ЕГРП над ГЛР, спорный участок нельзя отнести к землям лесного фонда, за причинение вреда которому предусмотрена ответственность в виде взыскания ущерба; спорный участок относится к землям, право государственной собственности на который не разграничено, поэтому полномочия по его распоряжению правомерно на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" осуществляет Администрация; общество "ТД "Ферма" как арендатор и общество "Леко" как субарендатор, осуществив рубку деревьев в целях сельскохозяйственной деятельности на земельном участке, не отнесенном к землям лесного фонда, не причинили вреда лесному фонду.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций и отклонил ходатайство Управления о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А05-9687/2018 (о признании недействительным договора от 05.12.2016 N 4289 аренды спорного участка, заключенного Комитетом и ответчиком), посчитав, что рассмотрению в настоящем деле деликтных обязательств не препятствует разрешение указанного дела.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на то, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права.
Управление указывает следующее.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 06.02.2017 N 310-ЭC16-10203, лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ 2006 года представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).
С учетом приведенных обстоятельств и отсутствия доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ, наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что спорный участок в границах лесного участка перестал относиться к категории земель лесного фонда.
В силу статьи 7 ЛК РФ 2006 года к лесным участкам относится земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ 2006 года на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ 2006 года).
Участок, переданный в аренду обществу "ТД "Ферма", является частью лесного участка с кадастровым номером 29:01:000000:0160, который входит в состав Вельского лесничества, на участки которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный лесной участок предоставлен в установленном порядке в аренду КХ "Шоноша". На лесном участке КХ "Шоноша" проведено лесоустройство и определены границы лесничеств и входящих в него лесных кварталов.
Статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Между тем суды сделали необоснованный вывод о том, что государственная собственность на спорный участок не разграничена и им правомерно распорядилась Администрация в лице Комитета.
Администрация не имела полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 29:01:170108:289, поскольку этот участок является частью лесного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Данный факт подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.12.2018 по делу N А05-9687/2018, которым признан недействительным (ничтожным) договор аренды от 05.12.2016 N 4289, заключенный с обществом "ТД "Ферма".
Кроме того, ответчик не отрицает, что спорный земельный участок с назначением "земли сельскохозяйственного назначения" поставлен на кадастровый учет после 01.01.2016, в связи с чем положения пункта 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ не применимы и вывод судов о приоритете сведений ЕГРН сведениям ГЛР в данном случае неправомерен.
Поскольку договор аренды от 05.12.2016 является ничтожной сделкой, так как в аренду предоставлен участок лесного фонда, в силу разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", рубка на этом участке без разрешительных документов является незаконной. Суды не рассмотрели вопрос о наличии вины в действиях ответчика в причинении ущерба окружающей среде незаконной рубкой.
Приведенные в жалобе Управления доводы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Вельское обособленное подразделение) передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 06 июня 2019 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2019 г. N 307-ЭС19-2293 по делу N А05-1395/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-13240/19
22.11.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1395/18
06.06.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1395/18
10.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15423/18
25.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7119/18
09.07.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1395/18