Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 29.03.2019 N 363
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2019 год
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2019 год (далее - Программа) разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", а также с учетом Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1, в целях предупреждения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты), обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора (далее - обязательные требования), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
повышение прозрачности осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на повышение качества образования комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности Рособрнадзора;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Задачами Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
внедрение в деятельность Рособрнадзора информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики, в том числе на базе "личных кабинетов" подконтрольных субъектов;
совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Рособрнадзором мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
III. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Виды подконтрольных субъектов
В рамках осуществления возложенных на Рособрнадзор полномочий по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, предусмотренных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885 (далее - Положение), Рособрнадзор осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
федеральный государственный надзор в сфере образования;
федеральный государственный контроль качества образования;
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
лицензионный контроль за образовательной деятельностью.
При осуществлении Рособрнадзором вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе - образовательные организации);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Необходимо отметить, что в соответствии с Положением Рособрнадзор также осуществляет:
контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или внесении в них изменений;
контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных организаций, являющихся подконтрольными Рособрнадзору субъектами), выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;
контроль за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, а также контроль за расходованием средств на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях в пределах своей компетенции;
контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Указанные выше виды государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
IV. Обзор текущего состояния подконтрольной сферы
В 2018 году Рособрнадзором осуществлено 442 контрольно-надзорных мероприятия (101 - в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год и 341 - внеплановых) в отношении образовательных организаций, из них в части:
лицензионного контроля - 283 (26 плановых выездных проверок, 5 плановых документарных проверок, 252 внеплановые выездные проверки);
федерального государственного надзора в сфере образования - 204 (71 плановая выездная проверка, 30 плановых документарных проверок, 37 внеплановых выездных проверок, 66 внеплановых документарных проверок);
федерального государственного контроля качества образования - 50 (41 плановая выездная проверка, 7 плановых документарных проверок, 2 внеплановые выездные проверки);
государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции - 10 (5 плановых выездных проверок, 4 плановые документарные проверки, 1 внеплановая документарная проверка).
В результате проведенных проверок образовательных организаций выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций дел об административных правонарушениях, выдачи образовательным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, а также принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
За аналогичный период 2017 года по сравнению с 2018 годом общее количество проведенных проверок уменьшилось на 14% с одновременным снижением количества проведенных внеплановых проверок на 28% (504 контрольно-надзорных мероприятия, из них 66 плановых и 438 внеплановых проверок). Такое снижение количества внеплановых проверок обусловлено проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений образовательными организациями обязательных требований, и снижением административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
В 2018 году возбуждено 161 дело об административном правонарушении (в отношении юридических лиц - 70, в отношении должностных лиц - 91). Постановлениями судебных органов, поступившими в Рособрнадзор в 2018 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы), юридические лица и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов (на общую сумму 2 миллиона 301 тысяча рублей);
предупреждения (назначено 1 юридическому лицу);
административного приостановления деятельности (осуществлено в отношении 1 образовательной организации на 30 суток);
объявления устного замечания (объявлено 16 образовательным организациям и должностным лицам образовательных организаций).
Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, выдано 187 предписаний Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений (в том числе 56 предписаний выданы повторно и 2 предписания выданы вновь), из них в части:
нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования - 155;
нарушений лицензионных требований - 34;
нарушений требований законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
В связи с неисполнением предписаний Рособрнадзора (в том числе выданных в предыдущие годы):
проведено 106 внеплановых проверок исполнения предписаний;
запрещён приём в 55 образовательных организаций, филиалы образовательных организаций;
21 образовательной организации приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
на основании решений арбитражных судов аннулировано действие лицензии на осуществление образовательной деятельности 17 организаций;
5 образовательным организациям действие лицензии на осуществление образовательной деятельности возобновлено;
34 образовательным организациям возобновлен прием.
По результатам федерального государственного контроля качества образования в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам изданы распорядительные акты:
о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 47;
о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 30;
о возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации - 53.
В части исполнения функций по контролю и надзору за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2018 году Рособрнадзором осуществлено следующее:
проведено 30 проверок (20 плановых выездных проверок, 10 внеплановых документарных проверок по снятию с контроля предписания Рособрнадзора);
выдано 21 предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
направлено 8 писем Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений, исполнено и снято с контроля 10 предписаний Рособрнадзора, выданных в 2017 и 2018 годах.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее - перечень видов государственного контроля (надзора). Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Рособрнадзором в установленной сфере деятельности, не предусмотрены перечнем видов государственного контроля (надзора), в связи с чем, отнесение подконтрольных субъектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности в настоящее время не осуществляется.
Вместе с тем необходимо отметить наиболее значимые риски несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований:
отсутствие условий для охраны здоровья обучающихся; отсутствие на официальном сайте подконтрольных субъектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотренной законодательством об образовании информации;
нарушение установленных законодательством об образовании требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
реализация образовательных программ, разработанных с нарушением требований федерального государственного образовательного стандарта;
отсутствие доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации всем участникам образовательного процесса, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
наличие доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
отсутствие условий, обеспечивающих доступность инвалидов к объектам образовательной организации, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
допуск к педагогической деятельности лиц, не отвечающих квалификационным требованиям;
грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
V. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2018 году Рособрнадзором осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2018 год, утвержденной приказом Рособрнадзора от 28.02.2018 N 257:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии подраздела "Часто задаваемые вопросы" раздела "Открытое правительство" на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение личного приема руководством Рособрнадзора представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Рособрнадзор полномочий;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющимся федеральной государственной информационной системой;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Рособрнадзоре;
размещение на официальном сайте Рособрнадзора статистических данных о количестве проведенных Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий, включая статистику по суммам административных штрафов, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований.
В 2018 году на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
руководство по соблюдению образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и информация для руководителей образовательных организаций о вступлении в силу с 1 января 2018 года Федерального закона от 07.06.2017 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
руководство по соблюдению образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
комментарии об изменениях, внесенных в приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие порядок перевода граждан в случае приостановления, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановления, лишения образовательной организации государственной аккредитации;
комментарии о вступлении в силу приказа Рособрнадзора от 18.06.2018 N 831, утвердившего требования к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы;
комментарии о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения с информацией о проведенных по данному вопросу контрольно-надзорных мероприятиях и выявленных нарушениях;
информация о внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
информация о порядке принятия Рособрнадзором мер по результатам контрольно-надзорной деятельности с Рекомендациями по порядку представления документов и Блок-схема последовательности действий при принятии мер;
информация о мероприятиях, проведенных Рособрнадзором в отношении образовательных организаций в части соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ);
статистические данные о количестве проведенных Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий, перечни наиболее часто встречающихся в деятельности подконтро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.