Книга 5
"Руководство по разработке проектов"
О стандарте
Область применения стандарта
Стандарт комплексного развития территорий (далее - Стандарт) - это методический документ, определяющий основные подходы к формированию и развитию территорий жилой и многофункциональной застройки в соответствии с актуальными потребностями и запросами жителей, а также с учетом индивидуальных особенностей развития городов России.
Документ охватывает различные сферы пространственного развития городских территорий: формирование новой застройки на свободных участках, преобразование территорий сложившейся застройки, благоустройство открытых городских пространств, включая вопросы как проектирования, так и управления. Рекомендации Стандарта применимы как в административных границах городов различного размера, так и на территории других населенных пунктов России (поселков городского типа, сельских поселений и пр.).
Стандарт сводит воедино и уравновешивает требования различных сфер регулирования, таких как безопасность жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, градостроительная деятельность, планировка и застройка территории и др. На основе документа формируется комплексное предложение по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы в сфере развития территорий жилой и многофункциональной застройки в городах России.
Книги стандарта
Стандарт состоит из восьми книг, которые образуют комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.
Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий
Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой и многофункциональной застройки в городах России. В книге описаны основные приоритеты и принципы Стандарта, а также представлены целевые модели городской среды.
Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий
Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой и многофункциональной застройки.
Книга 3. Стандарт освоения свободных территорий
Содержит рекомендации по формированию новой жилой и многофункциональной застройки на свободных городских территориях.
Книга 4. Стандарт формирования облика города
Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в соответствии с установленной типологией.
Каталог элементов и узлов открытых пространств
Включает в себя конструктивные и функциональные составляющие открытых городских пространств, определяющие их вид и характер использования.
Каталог принципиальных архитектурно-планировочных решений
Содержит рекомендации по формированию жилой застройки с использованием различных типов жилых домов, архитектурно-планировочные решения для различных элементов жилого дома и пр.
Книга 5. Руководство по разработке проектов
Определяет порядок подготовки документации по развитию территорий.
Целевые модели стандарта
Цель Стандарта - разработка рекомендаций по формированию целостной городской среды на территориях жилой и многофункциональной застройки и повышение качества жизни горожан. Эти рекомендации опираются на приоритеты, принципы и целевые модели городской среды, установленные в Книге 1 "Свод принципов комплексного развития городских территорий".
Целевая модель Стандарта - эталонный образец территории жилой и многофункциональной застройки: совокупность функционально-планировочных и объемно-пространственных решений, описанная набором регулируемых параметров.
Целевые модели Стандарта различаются по двум определяющим параметрам:
- доле помещений для объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории;
- плотности застройки территории (брутто).
Оба параметра определяют ключевые характеристики качества жизни в городе: доступность объектов торговли и услуг, мест приложения труда, время ежедневных поездок на личном и общественном транспорте, безопасность и социальный контроль на открытых пространствах, эффективность использования зданий и территорий.
В зависимости от значений, устанавливаемых для определяющих параметров, Стандарт выделяет три целевые модели:
- малоэтажную;
- среднеэтажную;
- центральную.
Каждая модель обладает собственным набором функционально-планировочных и объемно-пространственных решений и соответствующих им параметров. Благодаря этим различиям обеспечивается не только равномерно высокое и устойчивое качество жизни на городских территориях, но и возможность выбора образа жизни в ключевых его составляющих: жилье, перемещения, работа, потребление и досуг.
Малоэтажная модель
Описание
Направлена на формирование индивидуальной жилой застройки, которая дает возможность жить в собственном доме или иметь участок земли в индивидуальном пользовании. Территории, развиваемые согласно малоэтажной модели, могут быть расположены в любой укрупненной планировочной зоне города: в центре, срединной зоне, на периферии. В крупных городах с высокой стоимостью земли такая застройка, как правило, будет расположена на периферии. В городах, где индивидуальные дома являются традиционно популярным видом жилой застройки, малоэтажная модель может применяться и к территориям в центральной части города.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
10-20% |
|
Плотность застройки территории |
4-8 |
|
Плотность населения |
50-80 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
10 |
|
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
30 м |
Местных улиц |
8 м |
|
Площадь кварталов (макс.) |
5 га |
|
Плотность застройки квартала |
1,5-16 |
|
Этажность застройки (макс.) |
4 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
5 эт. |
Среднеэтажная модель
Описание
Предполагает создание комфортных районов преимущественно жилой застройки. Создание таких территорий основано на формировании сомасштабных человеку пространств и повышении разнообразия объектов общественно-деловой инфраструктуры рядом с домом. Модель предполагает снижение этажности при более компактном размещении домов, многофункциональное использование зданий и территорий и создание пространственных условий для размещения объектов торговли и услуг.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
20-30% |
|
Плотность застройки территории |
8-15 |
|
Плотность населения |
300-350 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
15 |
|
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
43 м |
Второстепенных улиц |
23 м |
|
Местных улиц |
10 м |
|
Площадь кварталов (макс.) |
4,5 га |
|
Плотность застройки квартала |
5-40 |
|
Этажность застройки (макс.) |
8 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
12 эт. |
Центральная модель
Описание
Нацелена на восполнение дефицита компактных и разнообразных районов в городах России. Сегодня такие территории представляют собой исторические центры городов - наиболее популярные районы, где расположены основные культурные и деловые объекты: бизнес-центры, театры, музеи и пр. Первые этажи интенсивно используются для размещения кафе, ресторанов, магазинов. Отличительной чертой центральной модели служит размещение крупных общественно-деловых объектов в составе кварталов жилой застройки. Таким территориям свойственны хорошая транспортная доступность и развитый рынок аренды жилья.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
||
Плотность застройки территории |
15-20 |
|
Плотность населения |
350-450 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети (мин.) |
||
Ширина улиц (макс.) |
Главных улиц районного значения |
44 м |
Второстепенных улиц |
23 м |
|
Местных улиц |
10 м |
|
Размер (площадь) кварталов (макс.) |
0,9 га |
|
Плотность застройки квартала |
12-50 |
|
Этажность застройки (макс.) |
9 эт. |
|
Этажность зданий-акцентов (макс.) |
18 эт. |
Типы городской среды
Стандарт предлагает рекомендации по формированию городской среды на свободных и застроенных территориях. В первом случае возможно достижение полного соответствия параметрам целевых моделей Стандарта, во втором значения этих параметров служат ориентирами, к которым следует стремиться, учитывая особенности сложившейся планировочной структуры территории и морфологии застройки.
Стандарт выделяет пять типов городской среды - фрагментов сформированных территорий жилой и многофункциональной застройки с определенным набором планировочных и объемно-пространственных характеристик. К этим типам относятся:
- индивидуальная жилая городская среда;
- среднеэтажная микрорайонная городская среда;
- многоэтажная микрорайонная городская среда;
- советская периметральная городская среда;
- историческая смешанная городская среда.
Индивидуальная жилая городская среда по своим качественным характеристикам наиболее близка малоэтажной модели Стандарта, среднеэтажная микрорайонная - среднеэтажной. Поступательное развитие территорий многоэтажной микрорайонной городской среды предполагает достижение качественных характеристик, также сопоставимых с параметрами среднеэтажной модели. Территории советской периметральной и исторической смешанной городской среды рекомендуется развивать согласно центральной модели. При этом значения параметров, регулирование которых может привести к нарушению исторического облика таких территорий, в качестве целевых не рассматриваются. Развитие этих типов среды ведется преимущественно средствами благоустройства.
Индивидуальная жилая городская среда
Описание
Представлена главным образом частными домами советского периода и современными коттеджами, иногда включает современную блокированную застройку. Территории индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в городах России в основном представлены сложившимся в советское время частным сектором. Такая застройка может быть расположена на периферии и в центральных зонах города. Независимо от расположения она слабо обеспечена инженерными коммуникациями и объектами общественно-деловой инфраструктуры, качество улично-дорожной сети здесь низкое.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
7% |
|
Плотность застройки территории |
2 |
|
Плотность населения |
30-35 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
10 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
15 м |
Местных улиц |
8 м |
|
Площадь кварталов |
4 га |
|
Плотность застройки квартала |
0,3-5 |
|
Этажность застройки |
1 -3 надземных этажа |
Среднеэтажная микрорайонная городская среда
Описание
Сформирована застройкой первого этапа индустриального домостроения второй половины 1950 - 1960-х гг. Территории микрорайонной застройки заняты преимущественно жилой функцией и находятся на удалении от мест приложения труда. Общественно-деловая инфраструктура территорий характеризуется нехваткой офисов и малых производств.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
20% |
|
Плотность застройки территории |
8 |
|
Плотность населения |
200-250 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
4 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
70 м |
Второстепенных улиц |
45 м |
|
Местных улиц |
30 м |
|
Площадь кварталов |
24 га |
|
Плотность застройки квартала |
4-12 |
|
Этажность застройки |
5-9 надземных этажей |
Многоэтажная микрорайонная городская среда
Описание
Сформирована многоэтажными многоквартирными домами башенного и секционного типа советского и постсоветского периода. Территории многоэтажной микрорайонной городской среды обладают достаточной плотностью для развития функционально разнообразной среды, однако этому препятствуют планировочные и объемно-пространственные особенности таких территорий: укрупненные кварталы, низкая плотность улично-дорожной сети, избыточная ширина профилей улиц, отсутствие возможностей для размещения объектов стрит-ретейла на первых этажах.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
16% |
|
Плотность застройки территории |
14 |
|
Плотность населения |
450-500 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
4 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
70 м |
Второстепенных улиц |
40 м |
|
Местных улиц |
30 м |
|
Площадь кварталов |
27 га |
|
Плотность застройки квартала |
7-18 |
|
Этажность застройки |
10-18 надземных этажей |
Советская периметральная городская среда
Описание
Сформирована застройкой начала 1920-х - конца 1950-х гг., к которой относятся рабочие поселки и типовое жилье, возведенное до середины 1930-х гг., и ансамблевая застройка последующих лет, до начала эпохи индустриального домостроения. Территории такой застройки, как правило, формируют центр города или расположены рядом с ним и отличаются высоким уровнем функционального разнообразия.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
29% |
|
Плотность застройки территории |
10 |
|
Плотность населения |
250-350 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
10 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
50 м |
Второстепенных улиц |
25 м |
|
Местных улиц |
15 м |
|
Площадь кварталов |
7 га |
|
Плотность застройки квартала |
5-18 |
|
Этажность застройки |
5-8 надземных этажей |
Историческая смешанная городская среда
Описание
Состоит из территорий исторической разреженной и исторической периметральной застройки дореволюционного периода с отдельными включениями застройки всех последующих лет вплоть до настоящего времени. Историческая смешанная среда в основном представлена в центрах городов России. Для среды этого типа характерны высокая плотность улично-дорожной сети и высокая доля объектов торговли и услуг.
Параметры
Доля помещений объектов общественно-деловой инфраструктуры от общей площади застройки территории |
34% |
|
Плотность застройки территории |
11 |
|
Плотность населения |
200-300 чел./га |
|
Плотность улично-дорожной сети |
12 |
|
Ширина улиц |
Главных улиц районного значения |
30 м |
Второстепенных улиц |
25 м |
|
Местных улиц |
15 м |
|
Площадь кварталов |
4 га |
|
Плотность застройки квартала |
8-24 |
|
Этажность застройки |
3-8 надземных этажей |
Примечания
Часть 1. Общие положения
1 См., например: Lopez R., Love, P. 'Design Error Costs in Construction Projects' in Journal of Construction Engineering and Management, Volume 138, Issue 5, 2012, pp. 585-593.
2 См., например: Robinson-Fayek A., Manjula Dissanayake M., Campero O. Measuring and classifying construction rework: A pilot study. Alberta: Department of Civil and Environmental Engineering University of Alberta, 2003.
3 См. подробнее Комплексный анализ существующей практики развития городских территорий в РФ.
4 Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 20.12.2017, http://kremlin.ru/events/ president/news/56423
Часть 2. Рекомендуемый порядок градостроительного проектирования
1 В Москве согласно ППМ N 235-ПП от 30.04.2014 при принятии решения о планировке территории также производится оценка градостроительного потенциала территории, позволяющая выявить ее основные планировочные ограничения и варианты развития.
2 Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20. Постановление Правительства РФ
Часть 3. Рекомендуемый порядок архитектурно-строительного проектирования
1 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 21.04.2018).
2Ч. 22 ст. 1 и ч.11 ст. 48 ГК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ГК РФ" следует читать "ГрК РФ"
3 Согласно ч. 1 ст. 759 ГК РФ
4 Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 информация о ТУ включается в состав ГПЗУ, поэтому получение ТУ не рассматривается отдельно в данной части.
5 Строительство в сейсмических районах. СП 14.13330.2014. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*. Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 N 60/пр.
6Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. Утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России, протокол от 12.02.1999 N 11.
7 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ.
8 Например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях. Такой предварительный (экизный) проект в региональных нормативных документах чаще всего именуется "архитектурно-градостроительным решением" (АГР) или "архитектурно-градостроительным обликом" (АГО).
9 См. п. 2 Приложения 1 к Постановлению правительства Москвы от 30.04.2013 N 284-ПП. Основания для контроля за внешним обликом объектов капитального строительства, расположенных в границах территорий исторических поселения федерального или регионального значения дает ч. 2.1 ст. 38 ГрК РФ, где указано, что для таких территорий предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, строительным материалам, определяющим этот облик, объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта, влияющим на его внешний облик или на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
10 Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации (с Поправкой). ГОСТ Р 21.1101-2013. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2013 N 156-ст.
11 О применении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Письмо Минрегиона РФ от 22.06.2009 N 19088-СК/08.
12 Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения эскизных чертежей общих видов нетиповых изделий. ГОСТ 21.114-2013. Введен в действие 01.01.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2013 N 2308-ст.
13 Система проектной документации для строительства (СПДС). Спецификация оборудования, изделий и материалов. ГОСТ 21.110-2013. Введен в действие 01.01.2015 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2013 N 2310-ст.
14 Не является обязательным к исполнению. См. письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.06.2016 N 20632-ОГ/08 "О применении СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений" и СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений".
Часть 5. Рекомендации по вовлечению жителей в проекты развития городской среды
1 MURRAY, M., GREER, J., HOUSTON, D., MCKAY, S. and MURTAGH, B. (2009), 'Bridging Top down and Bottom up: Modelling Community Preferences for a Dispersed Rural Settlement Pattern', European Planning Studies, 17 (3), p. 444.
2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 48, ч. 2: "Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта". Исходя из этого определения, под градостроительной документацией в Книге 6 понимается проектная документация для осуществления деятельности по управлению развитием территорий.
Часть 6. Рекомендации по проведению творческих конкурсов
1 Согласно рекомендациям Совета европейских архитекторов (Architects' Council of Europe, ACE). Recommendations for Design Contests. ACE WG Public Procurement & Architectural Design Contests, 2016.
2 На основе рекомендаций, разработанных Советом европейских архитекторов (Architects' Council of Europe, ACE). European Public Procurement Legislation and Architects' Services:
3 Recommendations and Guidelines for Transposition into National
4 Law Adopted by the ACE General Assembly on 24 April 2014.
Часть 7. Рекомендации по определению стоимости проектов развития территорий
1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
3 Например, данные Единой информационной системы в сфере закупок // URL: http:// www.zakupki.gov.ru
4 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Федеральный закон N 135-ФЗ от 29.07.1998, Ст. 3.
5 Примером такого справочника может служить Spon's Architects' and Builders' Price Book - британский справочник цен на строительные и архитектурные работы, подготавливаемый консалтинговой фирмой АЕСОМ на основе прайс-листов поставщиков и анализа проведенных тендеров, который в 2018 г. выдержал 143-е издание // URL: http://www.pricebooks.co.uk
6 Согласно британскому стандарту PAS 11923:2014, включенному в протокол BIM Level 2 // URL: http://bim-level2.org/en/standards/
7 Например, СБЦП 81-2001-01. Государственный сметный норматив "Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий". Утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 мая 2012 г. N 213.
8 Honorarordnung fur Architekten und Ingenieure (HOAI) // URL: https://www.hoai.de
9Сборник 1.1 "Общие указания по применению Московских региональных рекомендаций. МРР-1.1-16". Утвержден приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
10 В качестве примера можно привести вышеупомянутый Spon's Book, американскую базу данных RSMeans компании Gordian, справочник УПБС-2001 "Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам", выпущенный ООО "РЦЦС СПБ".
11 См., например, Мирзоян Н.В. Управление стоимостью проекта. Московская финансово-промышленная академия // URL: http:// www.e-biblio.ru/book/bib/09_ekonomika/Ypr_ stoimost_proekt/Posobie.html
12 Порядок расчета НМЦК определен ст. 22 44-ФЗ.
13 Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71564650/#ixzz52HHSoia1
14Сборник 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16". Утвержден приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
15 Открытый международный конкурс архитектурных концепций стандартного жилья и жилой застройки, проведенный ДОМ.РФ в 2017-2018 гг. // URL: https://конкурс-дом.рф.
16СБЦП 81-2001-01. Государственный сметный норматив "Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий". Утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 мая 2012 г. N 213.
17СБЦП 81-2001-01. Государственный сметный норматив "Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий". Утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 мая 2012 г. N 213.
18Сборник 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16". Утвержден приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
19Сборник 9.1 "Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1-16". Утвержден приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2016 г. N МКЭ-ОД/16-75.
Приложение 2. Организация процесса проектирования в международной практике
1 GREAT BRITAIN. National Planning Policy Framework. London: Department for Communities and Local Government, 2012.
2 Design Council, https://www.designcouncil. org.uk/
3 GREAT BRITAIN. Government Construction: Common Minimum Standards for the procurement of built environments in the public sector. London: Cabinet Office, 2017.
4 GREAT BRITAIN. Government Construction Strategy. London: Cabinet Office, 2012.
5 Creating excellent buildings: a guide for clients. London: Design Council CABE, 2013.
6 GREAT BRITAIN. The Government Soft Landings Policy. London: Cabinet Office, 2012.
7 GREAT BRITAIN. Government Construction Strategy. London: Cabinet Office, 2011.
8 Британские стандарты и руководства по применению протокола BIM Level 2, http:// bim-level2.org/en/standards/
9 GREAT BRITAIN. Government Construction Strategy 2016-2020. London: Cabinet Office, 2016.
10 GREAT BRITAIN. Localism Act 2011. London: Parliament of the United Kingdom, 2011.
11 The London Plan: the spatial development strategy for London consolidated with alterations since 2011. London: Greater London Authority, 2016. URL: https:// www.london.gov.uk/what-we-do/planning/ london-plan.
12 GREAT BRITAIN. Planning and Compulsory Purchase Act 2004. London: Parliament of the United Kingdom, 2004.
13 GREAT BRITAIN. The Town and Country Planning (Local Planning) (England) Regulations 2012. London: Department for Communities and Local Government, 2012.
14 См., напр., заявление о вовлечении сообщества города Бристоля. Bristol City Council. 'Statement of Community Involvement: Involvement in planning applications and the Local Plan', https:// www.bristol.gov.uk
15 Bristol City Council. 'The Local Plan of Bristol', https://www.bristol.gov.uk/ planning-and-building-regulations/ local-plan
16 Oxford City Council. 'Adopted Policies Map', https://www.oxford.gov.uk/downloads/ file/1447/adopted_policies_map
17 Birmingham City Council. 'Bristol Street and St. Luke's Development Framework', https:// www.birmingham.gov.uk
18 Plymouth City Council. 'Development Guidelines', https://www.plymouth.gov.uk
19 GREAT BRITAIN. The Neighbourhood Planning (General) Regulations 2012. London: Department for Communities and Local Government, 2012.
20 GREAT BRITAIN. Neighbourhood Planning Act 2017. London: London: Parliament of the United Kingdom, 2017.
21 Chichester City Council. 'Kirdford Parish Neighbourhood Plan 2014', http:// www.chichester.gov.uk/CHttpHandler. ashx?id=23265&p=0
22 Queen Elizabeth Olympic Park, http://www. queenelizabetholympicpark.co.uk
23 Royal Institute of British Architects (RIBA), https://www.architecture.com.
24 PAS 1192-3:2014. Specification for information management for the operational phase of assets using building information modelling, https://shop.bsigroup.com.
25 GREAT BRITAIN. Public Procurement: The Public Contracts Regulations 2015. London: Cabinet Office, 2015.
26 GREAT BRITAIN. Government Construction: Common Minimum Standards for the procurement of built environments in the public sector. London: Cabinet Office, 2017.
27 GREAT BRITAIN. New Rules of Measurement. London: Royal Institute of Chartered Surveyors, 2009.
28 GERMANY. Leitfaden Nachhaltiges Bauen. Berlin: Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz, Bau und Reaktorsicherheit, 2015.
29 GERMANY. Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie. Berlin: Die Bundesregierung, 2016.
30 Abschlussbericht der Reformkommission Grobprojekte. Berlin: Bundesministerium fur Verkehr und digitale Infrastruktur, 2015.
31 ISO 31000 - Risk management. International Organization for Standardization (ISO), https://www.iso.org/iso-31000-risk-management.html
32 GERMANY. Bundeshaushaltsordnung vom 19. August 1969 (BGBl. I S. 1284), die zuletzt durch Artikel 11 des Gesetzes vom 14. August 2017 (BGBl. I S. 3122) geandert worden ist. Berlin: Bundesministeriums der Justiz und fur Verbraucherschutz, 2017.
33 Masterplan Bauen 4.0 vorgelegt. Bundesministerium fur Verkehr und digitale Infrastruktur (BMVI), http:// www.bmvi.de/SharedDocs/DE/ Pressemitteilungen/2017/009-dobrindt-bim-gipfel.html?nn=214524
34 GERMANY. Richtlinien fur die Durchfuhrung von Bauaufgaben des Bundes. Berlin: Bundesministerium fur Umwelt, Naturschutz, Bau und Reaktorsicherheit, 2018.
35 DIN EN 15643-5. Sustainability of construction works - Sustainability assessment of buildings and civil engineering works. Part 5: Framework for the assessment of sustainability performance of civil engineering works. Deutsches Institut fur Normung e.V. (DIN).
36 Baukultur Report, https://www. bundesstiftung-baukultur.de/en/ baukultur-report
37 GERMANY. Raumordnungsgesetz (ROG). Berlin: Bundestag, 2008.
38 Leitbilder und Handlungsstrategien fur die Raumentwicklung in Deutschland. Beschlossen von der 41. MKRO am 9. Marz 2016.
39 Halle (Saale) Handel-Stadt. 'Flachennutzungsplan der Stadt Halle (Saale)', http://www.halle.de
40 Bebauungsplane online Stadt Hamburg. 'Bebauungsplan Niendorf 91', https://www. hamburg.de/planportal/
41 Pahl-Weber, Elke, and Dietrich Henckel. The planning system and planning terms in Germany: A glossary. No. 7. Studies in Spatial Development, 2008.
42 http://www.stadtentwicklung.berlin.de/ planen/b-planverfahren/de/b-plaene_ fisbroker.shtml
43 http://vorort.bund.net/dresden/Dateien/ Stellungnahmen/6294_B-Pl.139_DD-Kiefernstr.pdf
44 GERMANY. Honorarordnung fur Architekten und Ingenieure (HOAI). Berlin: Bundestag, 2013.
45 FRANCE. Loi n° 77-2 du 3 janvier 1977 sur l'architecture. Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 1977.
46 FRANCE. Decret n° 2016-1738 du 14 decembre 2016 relatif a des dispenses de recours a un architecte. Paris: Le Conseil d'Etat, 2016.
47 Vie-publique.fr. 'Le Grenelle de l'environnement un an apres', http://www. vie-publique.fr.
48 FRANCE. Loi n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1). Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 2010.
49 FRANCE. Loi no 2015-992 du 17 aout 2015 relative a la transition energetique pour la croissance verte. Paris: L'Assemblee nationale, 2015.
50 Rt-batiment.fr. 'Reglementation Thermique 2012. Etudes de faisabilite. Presentation', http://www.rt-batiment.fr.
51 European Directive 2010/31/EU on the energy performance of buildings (recast Directive 2002/91/EC), https://www.epbd-ca.eu
52 Порядок получения разрешения на строительство во Франции, http://www. cohesion-territoires.gouv.fr/quelles-demandes-d-autorisation-pour-mes-tra vaux-537
53 Marche-public.fr. 'DTU Documents Techniques Unifies', http://www.marche-public.fr.
54 FRANCE. Loi n° 2014-366 du 24 mars 2014 pour l'acces au logement et un urbanisme renove. Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 2014.
55 Ministere de la Cohesion des territoires. 'La participation du public renforcee', http:// www.cohesion-territoires.gouv.fr.
56 FRANCE. Loi n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1). Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 2010.
57 Iledefrance.fr. 'Schema directeur de la Region', https://www.iledefrance.fr.
58 Ministere de la Cohesion des territoires. '50 mesures de simplification pour la construction', http://www.cohesion-territoires.gouv.fr.
59 Un urbanisme et un amenagement renoves pour relancer la construction. Paris: Le Ministere de la Cohesion des territoires, 2014.
60 Plan Transition Numerique dans le Batiment, http://www.batiment-numerique.fr/
61 Cobuilder.co.uk. 'BIM Standardisation Roadmap for the French Construction Industry - Part 1', http://cobuilder.co.uk.
62 Geospatial World. 'BIM adoption and implementation around the world: Initiatives by major nations', https://www. geospatialworld.net/.
63 FRANCE. Le reglement national d'urbanisme (RNU). Paris: Conseil d'Etat, 1973.
64 FRANCE. Code de l'urbanisme. Paris: Conseil d'Etat, 1973.
65 Land-use Planning Systems in the OECD: Country Fact Sheets. OECD Publishing, 2017. https://www.oecd.org/regional/regional-policy/land-use-France.pdf
66 Region Centre-Val de Loire SRADDT de 2011, http://www.regioncentre-valdeloire.fr/accueil/lavenir-de-ma-region/centre -val-de-loire-region-360/sraddt-2011.html
67 Ministere de la Cohesion des territoires. 'Schemas de coherence territoriale (SCoT)' http://www.cohesion-territoires.gouv.fr/ schema-de-coherence-territoriale-scot
68 FRANCE. Loi n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1). Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 2010.
69 Document d'association de l'Etat a [elaboration du SCoT de Lille Metropole, http://www.nord.gouv.fr/content/ download/11293/68531/file/document_ association_scot_de_lille_cle5bf2dc.pdf
70 Plan Local d'Urbanisme Lyon, http://plu.grandlyon.com/plu. php?select_commune=VILLEURBANNE
71 Легенда к карте PLU http://plu.grandlyon.com/data/communes/VILLEURBANNE/legende/OFFI_GDL_ZONA GE_C_OFFICIEL_LEG.pdf
72 FRANCE. Loi n° 85-704 du 12 juillet 1985 relative a la maitrise d'ouvrage publique et a ses rapports avec la maitrise d'oeuvre privee. Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 1985.
73 FRANCE. Arrete du 21 decembre 1993 precisant les modalites techniques d'execution des elements de mission de maitrise d'oeuvre confies par des maitres d'ouvrage publics a des prestataires de droit prive. Paris: Ministre de l'industrie, des postes et telecommunications et du commerce exterieur et le Ministre de l'equipement, des transports et du tourisme, 1993.
74 FRANCE. Decret n° 2016-360 du 25 mars 2016 relatif aux marches publics. Paris: Le Conseil d'Etat, 2016.
75 FRANCE. Ordonnance n° 2015-899 du 23 juillet 2015 relative aux marches publics. Paris: Le Conseil d'Etat, 2015.
76 FRANCE. Code des marches publics. Paris, 2016.
77 Mission Interministerielle pour la Qualite des Constructions Publiques (MIQCP). 'BIM et maquette numerique Guide de recommandations a la maitrise d'ouvrage', http://www.miqcp.gouv.fr.
78 2018 North American Construction: Forecast Report. Oldcastle Business Intelligence, 2018.
79 The National Institute of Building Sciences, https://www.nibs.org/
80 The American Institute of Architects (AIA), https://www.aia.org.
81 U.S. General Services Administration (GSA). 'Design Excellence Program', https://www. gsa.gov.
82 New York City Department of Design and Construction (NYC DDC). 'Design and Construction Excellence 2.0', https://www1. nyc.gov.
83 U.S. Building Green Council (USGBC), https://new.usgbc.org/about.
84 U.S. Building Green Council (USGBC). 'Achieve better buildings with LEED', https:// new.usgbc.org.
85 2016-3993 Ordinance - City of Miami Beach. The Mayor and City Commission of the City Miami Beach, Florida, 2016.
86 Center for Active Design, 'Active Design Guidelines', https://centerforactivedesign.org.
87 Whole Building Design Guide (WBDG). 'About The WBDG - Whole Building Design Guide', https://www.wbdg.org.
88 NIBS Factsheets, www.nibs.org/resource/ resmgr/Docs/NIBS_Factsheet_IRT_WBDG.pdf
89 Whole Building Design Guide (WBDG). 'Design Objectives', http://www.wbdg.org.
90 U.S. General Services Administration (GSA), https://www.gsa.gov.
91 Singh I. 'BIM adoption and implementation around the world: Initiatives by major nations'. Geospatial World, 5 April 2017, https://www.geospatialworld.net
92 The buildingSMART alliance, https://www. nibs.org/page/bsa
93 National BIM Standard - United States, https://www.nationalbimstandard.org/
94 Land-use Planning Systems in the OECD: Country Fact Sheets. OECD Publishing, 2017.
95 American Planning Association. 'Standard State Zoning Enabling Act and Standard City Planning Enabling Act', https://www.planning. org/growingsmart/enablingacts.htm
96 Town of Sunnyvale, Texas. 'Future Land Use Plan (Comprehensive Plan)', http://www. townofsunnyvale.org/index.aspx?NID=114
97 NYC Department of City Planning. 'East New York Neighborhood Plan', https://www1.nyc. gov/site/planning/plans/east-new-york/east-new-york-1.page
98 Policy Regarding Planning Commission Recognition of Plans. City of Baltimore: Department of Planning. Baltimore, 2018.
99 The American Institute of Architects (AIA), https://www.aia.org.
100 B101-2017 Owner-Architect Agreement, https://www.aiacontracts.org/contract-documents/25141-owner-architect-agr eement
101 Urban Redevelopment Authority, https:// www.ura.gov.sg/uol.
102 Jill Singapore. 'Resurgence of Mixed-Use Developments in Singapore's CBD', http:// www.ap.jll.com.
103 Building and Construction Authority (BCA), https://www.bca.gov.sg.
104 Singapore Institute of Architects (SIA), http:// www.sia.org.sg.
105 Building and Construction Authority (BCA). 'Code of Practice on Buildability. 2015 Edition', https://www.bca.gov.sg.
106 Building and Construction Authority (BCA). 'Design for Maintainability Checklist ', https://www.bca.gov.sg.
107 Urban Redevelopment Authority (URA). 'Development Control', https://www.ura.gov.sg/Corporate/Guidelines/ Development-Control
108 Building and Construction Authority (BCA). 'Singapore Leading the Way for Green Buildings in the Tropics, https://www.bca.gov.sg
109 Center for Clean Air Policy. 'Improving Building Efficiency with the Green Mark Scheme', http://ccap.org
110 Building and Construction Authority (BCA). 'BIM Factsheet', https://www.bca.gov.sg
111 Construction and Real Estate Network (CORENET). Singapore BIM Guide. Version 2.0, https://www.corenet.gov.sg
112 Building and Construction Authority (BCA). 'Construction Productivity and Capability Fund (CPCF)', https://www.bca.gov.sg
113 Andalis S. 'BIM in Singapore. Sinduscson 5th BIM Conference', http://eventos.sindusconsp. com.br.
114 Singapore VDC Guide. Singapore: Building and Construction Authority, 2017.
115 Ministry of National Development, https:// www.mnd.gov.sg/
116 National Library Board. 'Urban Redevelopment Authority', http://eresources. nlb.gov.sg/infopedia/articles/SIP_1569_2009-09-18.html
117 Urban Redevelopment Authority. 'About the Concept Plan', https://www.ura.gov. sg/Corporate/Planning/Concept-Plan/ About-Concept-Plan
118 Ministry of National Development. 'Land Use Plan', https://www.mnd.gov.sg/LandUsePlan/
119 Urban Redevelopment Authority. 'Master Plan', https://www.ura.gov.sg/Corporate/ Planning/Master-Plan
120 SINGAPORE. Planning Act. Singapore Government, 1998.
121 SINGAPORE. The Planning Act Master Plan Written Statement 2014. Singapore Government, 2014.
122 Urban Redevelopment Authority (URA). 'Urban Design', https://www.ura.gov.sg/ Corporate/Guidelines/Urban-Design
123 Building and Construction Authority (BCA). 'Singapore BIM Guide. Version 2', https:// www.corenet.gov.sg.
124 Building and Construction Authority (BCA). 'BIM Essential Guide For Architectural Consultants', http://bimsg.org.
125 Urban Redevelopment Authority (URA). 'Development Control. Outline Application', https://www.ura.gov.sg.
126 Urban Redevelopment Authority (URA). 'Development Application', https://www.ura.gov.sg
127 Building and Construction Authority (BCA). 'Guidelines on Submission of Applications to Commissioner of Building Control', https:// www.bca.gov.sg.
Приложение 3. Методология определения стоимости проектов развития территорий в международной практике
1 Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement and repealing Directive 2004/18/EC. European Parliament, 2014.
2 Great Britain. The Public Contracts Regulations 2015. London: Cabinet Office, 2015.
3 Michaelstow Parish. 'Neighbourhood Planning Guidance on Costs. Cornwall Council Summary', http://www.michaelstow. org.uk
4 Royal Town Planning Institute. 'Practice Advice', http://www.rtpi.org.uk
5 University Hospitals Birmingham HS Foundation Trust. 'Whole site master planning exercise 2008-2018. Consultant briefing paper', https://www.uhb.nhs.uk
6 RIBA Plan of Work, https://www. ribaplanofwork.com
7 The Architect's Journal. 'AJ Fees Survey 2017: How much are you charging?', https:// www.architectsjournal.co.uk
8 GREAT BRITAIN. New Rules of Measurement. London: Royal Institute of Chartered Surveyors, 2009.
9 Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement and repealing Directive 2004/18/EC. European Parliament, 2014.
10 European Commision. 'Public procurement - Study on administrative capacity in the EU Germany Country Profile', http://ec.europa. eu
11 GERMANY. Honorarordnung fur Architekten und Ingenieure (HOAI). Berlin: Bundestag, 2013.
12 Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement and repealing Directive 2004/18/EC. European Parliament, 2014.
13 FRANCE. Ordonnance n° 2015-899 du 23 juillet 2015 relative aux marches publics. Paris: Le Conseil d'Etat, 2015.
14 FRANCE. Ordonnance n° 2016-65 du 29 janvier 2016 relative aux contrats de concession. Paris: Le Conseil d'Etat, 2016.
15 FRANCE. Loi no 85-704 du 12 juillet 1985 relative a la maitrise d'ouvrage publique et a ses rapports avec la maitrise d'oeuvre privee. Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 1985.
16 FRANCE. Guide a l'intention des maitres d'ouvrage publics pour la negociation des remunerations demaitrise d'oeuvre - Loi MOP. Paris: L'Assemblee nationale et le Senat, 2011.
17 International Comparative Legal Guides, 'Public procurement 2017, USA', https://iclg. com
18 См., например, Ballard + Mensua Architecture. 'Rough Fee Structure', http:// www.ballardmensua.com/process
19 См., например, JBA Collective. 'Project Preparation Package Part 4 - The Design Process', http://jbacollective.com
20 См., например, Washington Office of Financial Management. 'Guidelines for Determining Architect/Engineer Fees for Public Works Building Projects', https://ofm. wa.gov
21 Western Australian Planning Commission, 'Introduction to the Western Australian Planning System', https://www.planning. wa.gov.au
22 AUSTRALIA. Сommonwealth Procurement Rules. Australian Government, Department of Finance, 2018.
23 Government of Western Australia.'Сode of practice: Safe design of buildings and structures', www.dmp.wa.gov.au
24 AUSTRALIA. National Construction Code. Council of Australian Governments, 2016.
25 SINGAPORE. Government Procurement Regulations. Singapore Government, 2014.
26 Urban Development Authority (URA). 'Awards', thorhttps://www.ura.gov.sg/ms/ railcorridor/rfp/awards/awards
27 Building and Сonstruction Authority (BCA). 'Quality Fee Method', https://www.bca.gov.sg
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Книга 5 "Руководство по разработке проектов"
Текст документа опубликован на официальном сайте Минстроя России
Редакция от 18 марта 2019 г.
Разработано Дом.РФ (АИЖК) и КБ "Стрелка" совместно с Минстроем России