Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 03-01-15/86801
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу о применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
В этой связи, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары и услуги организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении расчетов за услуги (за исключением услуг общественного питания), в том числе консультационные услуги, индивидуальный предприниматель вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности в указанном порядке.
2. По вопросу о налогообложении.
Исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают налоговый режим в соответствии с положениями глав 23, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса, а именно, могут быть применены общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентная система налогообложения).
Информация о налоговых режимах, о часто задаваемых вопросах в связи с их применением размещена на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" в разделе "Индивидуальные предприниматели".
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Одновременно сообщается, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, на Департамент не возложены функции по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в связи с обращениями в Минфин России и консультирования в части выбора режима налогообложения налогоплательщиками.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 9 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (далее - Положение) определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Вопросы разработки, ведения и применения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) на основании пунктов 10 и 11 указанного Положения относятся к компетенции Минэкономразвития России.
В связи с этим, по вопросу отнесения видов экономической деятельности к соответствующему коду ОКВЭД следует обращаться в Минэкономразвития России.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.