1. Порядок оценки заявок, установленный заказчиком в документации о закупке, должен позволять отобрать участника закупки с лучшим предложением.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту импортной техники (далее - Запрос предложений. Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктами 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 29.11.1 статьи 29 Положения о закупке в целях выявления победителя при проведении конкурентной закупки осуществляется оценка и сопоставление допущенных заявок по критериям и в порядке, установленном в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 29.15.2 статьи 29 Положения о закупке договор по итогам закупки может быть заключен с победителем, определенным по результатам оценки и сопоставления заявок.
Приложением N 4 к Документации установлена методика оценки заявок участников Запроса предложений (далее - Методика).
Кроме того, приложением N 1 к Методике (далее - Приложение N 1 к Методике) установлен порядок применения "понижающего коэффициента".
При соответствии заявок участников критериям, обозначенным в Приложении N 1 к Методике, из итогового количества баллов, начисленного участникам закупки. вычитается количество баллов определенное Приложением N 1 к Методике, например, в следующих случаях:
- государственная регистрация и\или фактическая деятельность участника закупки менее 2 лет;
- учредитель, руководитель участника закупки является массовым/номинальным заявителем более чем в 15 компаниях, кроме случаев, когда данные фирмы, структуры одного холдинга; учредитель является оффшорной компанией, с долей более чем 40% в уставном капитале;
- участник закупки является ответчиком в судебном споре хозяйствующих субъектов (ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки продукции/товаров, оказания работ/услуг), а также является ответчиком в судебном споре: по делам о нарушении авторских прав; по имущественным правоотношениям, решение по которым способно оказать существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность Заказчика. Общая сумма рассматриваемых судебных решений за текущий финансовый год, в том числе находящихся на рассмотрении, не в пользу участника закупки в качестве ответчика не должна превышать 20 % начальной (максимальной) цены договора (лота).
При соответствии участника вышеуказанным критериям из итогового балла, начисленного участнику по итогам оценки, вычитается 2 балла, при не соответствии - 0 баллов.
Рассмотрев Приложение N 1 к Методике, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленные в Приложении N 1 к Методике критерии не влияют на возможность выполнения участником условий заключаемого договора.
Учитывая изложенное. Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены порядок и критерии оценки заявок участников закупки в соответствии с Приложением N 1 к Методике, что ограничивает участников закупки в получении максимального количества баллов, а также не позволяет Заказчику объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений.
Таким образом, указанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 2.2. статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, пунктов 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Методике, установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Запросе предложений, а также их значимость:
Вид критерия оценки |
Значимость (вес) критерия оценки |
Ценовой |
70% (В = 0,70) |
Неценовой |
30% (В = 0,30) |
Всего |
100% (В = 1,00) |
При этом Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу, что Заказчиком в Методике допущены разночтения в части формулы присвоения соответствующих баллов по подкритериям оценки заявок участников закупки и не позволяет участникам закупки достичь максимальной значимости (веса) соответствующих критериев оценки. Так, в частности, согласно подпунктам 5,6 Методики, оценка заявок участников Запроса предложений осуществляется, в том числе, по подкритериям "Неценовой первого уровня (частный)", "Неценовой нулевого уровня (обобщенный)". Значимость подкритерия "Неценовой первого уровня (частный)" равна 1 (В4 = 1,00). При этом, значимость подкритерия "Неценовой первого уровня (частный)" (В4) учитывается Заказчиком при присвоении баллов по подкритерию "Неценовой первого уровня (частный)" по формуле БИТОГi = Б1, i х В4, где В4 - значимость (вес) критерия оценки "Успешный опыт сервисного обслуживания с горными предприятиями не менее 3-х лет" (В4 = 0,30).
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанные разночтения в порядке оценки заявок участников закупки, а также вышеназванная ошибка в формулах расчета присвоения соответствующих баллов не позволяет участникам закупки достичь максимальную значимость (вес) критерия оценки, а Заказчику - выявить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения Запроса предложений, исходя из значимости критериев оценки 30/70, на основании чего Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке.
Указанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 2.2. статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, пунктов 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2018 г. по делу N 223ФЗ-781/18/АК1280-18)
2. В соответствии с Законом о закупках участник не обязан иметь товар в наличии при подаче заявки на участие в закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды для ПАО (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 14 Информационной карты Документации установлено, что требования к качеству, техническим и иным характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ, услуг, объёмам работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика приводятся в разделе IV "Техническое задание" (далее - Техническое задание) и разделе V "Проект договора" (далее - Проект договора) к Документации.
При этом указано: "Закупаемые товары (работы, услуги) должны соответствовать следующим требованиям законодательства РФ и Заказчика:
Для Лота 1, Лота 2, Лота 3, Лота 4, Лота 5, Лота 6, Лота 7: соответствие предлагаемого товара характеристикам указанным в Техническом задании, подтвержденное документами в соответствии с п.2.2 и п.4.2 раздела IV "Техническое задание" Документации о закупке. Претендент в составе Заявки на участие в запросе прикладывает копии документов, указанных в п.2.2 и п.4.2 раздела IV "Техническое задание" Документации о закупке.
С целью подтверждения соответствия Техническому заданию образцы товаров по позициям, указанным в п.5 раздела IV "Техническое задание" Документации о закупке (Приложение N 3 к документации по проведению Открытого запроса предложений "Техническое задание" по Лоту 1, Лоту 2, Лоту 3, Лоту 4, Лоту 5, Лоту 6, Лоту 7), должны быть предоставлены Заказчику на оценку их соответствия настоящему Техническому заданию и Альбому (Конструктору) путем доставки в рабочие дни с 10.00 до 16.00 (время московское), включая погрузочно-разгрузочные работы по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Пролетарская д. 23 в срок с даты размещения Извещения о закупке (п.п.6 п.2.1 Раздела 2 "Информационная карта") и не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней включительно с даты окончания срока подачи заявок, указанной в п.п.7 п.2.1 Раздела 2 "Информационная карта".
Образцы предоставляются с обязательным приложением инструкции по эксплуатации".
Согласно пункту 2.2 Технического задания участникам Запроса предложений в составе заявки необходимо представить:
· "Сертификатами или декларациями соответствия на весь Товар. В случае отсутствия сертификата соответствия или декларации представить письмо (справку) из органа по сертификации, что Товар не подлежит обязательному подтверждению соответствия по указанному Техническому регламенту;
· На Товар, Декларированный или Сертифицированный на соответствие ТР ТС 019/2011, протоколами испытаний, подтверждающими соответствие Товара (готового изделия), требованиям настоящего Технического задания. Протоколы должны быть выданы аккредитованной испытательной лабораторией (центром), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в соответствии с типовыми схемами, утвержденными в установленном порядке;
· Зимняя спецодежда (Раздел 7) должна быть сертифицирована на защиту от пониженных температур в соответствии с ГОСТ Р 12.4.236-2011 по климатическим поясам (регионам) с подтверждением показателя коэффициента теплоизоляции в протоколах испытаний;
· Иные документы, в соответствии с настоящим Техническим заданием. Соответствие техническому заданию Ткани, из которой изготовлен предлагаемый Поставщиками Товар по позициям: 1-27,29,31-45,47,48,50-56,59-71,73 должно быть документально подтверждено в процессе подачи предложения и при поставке:
· Сертификатами соответствия, выданными в системе ГОСТ Р, на ткань, из которой изготавливается спецодежда;
· Санитарно-эпидемиологическими заключениями (или гигиеническим сертификатом / экспертным заключением) Роспотребнадзора на ткань, из которой изготавливается спецодежда, подтверждающие гигиеническую безопасность тканей;
· Протоколами испытаний, выданными аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
· Гарантийными письмами заводов - изготовителей или официального дилера, подтверждающими возможность производства и сроки поставки ткани".
В соответствии с пунктом 4.2 Технического задания технико-коммерческое предложение участника Запроса предложений должно содержать:
· подробное описание предлагаемых к поставке изделий с указанием всех технических характеристик, конструктивных особенностей, защитных свойств;
· информацию по ткани (марку, модель и ее изготовителя);
· гарантию соответствия заявленных характеристик тканей для изготовления корпоративной специальной одежды требованиям стандарта ПАО;
· подтверждение готовности поставлять Товар, соответствующий эскизам, указанным в Альбоме (Конструкторе).
При этом указано, что для участия в Запросе предложений участники должны подтвердить соответствие товара, предлагаемого к поставке, и тканей из которых изготавливается товар документами в соответствии с пунктом 2.2 Технического задания.
Согласно протоколу основного этапа закупки (рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупки) от 02.08.2018 (далее - Протокол рассмотрения) Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений. При этом согласно приложению N 1 к Протоколу рассмотрения Заказчиком выявлены следующие несоответствия заявки Заявителя:
- "Не соответствует требованиям документации Приложение N 1 к Форме 3 "Спецификация поставляемых товаров" по Лотам к Техникокоммерческому предложению.
- Не соответствует требованиям п. 4.2 "Требования к Технико-коммерческому предложению" Приложения N 3 "Техническое задание" и п.п. 14 Раздела II Информационная карты.
- Не соответствует требованиям п. 2.2 "Подтверждение соответствия Товара требованиям настоящего технического задания" Приложения N 3 "Техническое задание" и п.п. 14 Раздела II Информационная карта".
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы, заявки участников Запроса предложений и сообщили, что техникокоммерческое предложение заявки Заявителя не соответствует требованиям установленным в пунктах 2.2 и 4.2 Технического задания, поскольку представленные документы не подтверждают соответствие предлагаемого товара требованиям Технического задания.
В соответствии со статьей 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.
Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника Запроса предложений документов, указанных в пункте 2.2 Технического задания, на предлагаемую к поставке продукцию и иных документов, в соответствии с требованиями Технического задания, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании продукцию.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении вышеуказанных документов на продукцию, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе предложений в соответствии с требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.
При этом требование о предоставлении образцов одежды, полностью соответствующих на этапе подачи заявки Техническому заданию Документации, является неправомерным, поскольку накладывает на участников Запроса предложений не предусмотренные обременения.
Также представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заявителем в технико-коммерческом предложении не указаны конкретные наименования и артикулы предлагаемой продукции по предмету закупки. Вместе с тем, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о марке товара предлагаемого к поставке оборудования при заполнении заявки на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 1.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения иным участникам Запроса предложений отказано в допуске к участию в Запросе предложений по аналогичным основаниям, в том числе в связи с непредставлением образцов продукции по предмету Запроса предложений.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявок участников Запроса предложений, по основаниям указанным в Протоколе рассмотрения, а именно в связи с несоответствием неправомерным требованиям Документации, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2018 г. по делу N 223ФЗ-619/18/АК1307-18)
3. В случае проведения закупки среди субъектов малого предпринимательства заказчик обязан установить размер обеспечения заявки в размере, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 1352.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту автомотрис (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Постановление N 1352).
Согласно пункту 23 Постановления N 1352, если в документации о закупке. осуществляемой среди субъектов малого и среднего предпринимательства, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.
Пунктом 7.5.1 Документации установлено, что обеспечение аукционной заявки может быть представлено в форме внесения денежных средств или в форме банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в Аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с Документацией закупка начальной (максимальной) ценой договора, составляющей 10 669 242 рубля без учета НДС, проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, согласно пункту 1.6 Документации размер обеспечения конкурсной заявки составляет 533 ООО рублей без учета НДС, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены договора.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что размер обеспечения, установленный Документацией, составляет более 2 % от начальной (максимальной) цены договора, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, противоречат требованиям Постановления N 1352.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, части 25 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2018 г. по делу N 223ФЗ-752/18/АК1309-18)
4. Заказчик не вправе устанавливать требования к производственным мощностям участника закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованной охране объектов (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 16 раздела 2 Информационной карты Документации установлены дополнительные требования к участникам Запроса предложений, в том числе требование о наличии в каждом субъекте РФ, где оказывается услуга, введенную в эксплуатацию Комнату хранения оружия (далее - КХО) и действующее "Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему" (далее - РХИ) не менее чем на 2 единицы огнестрельного оружия.
Для подтверждения вышеуказанному требованию Документации участникам закупки необходимо представить копии следующих документов:
- Акт обследования специально оборудованного помещения для хранения служебного оружия, и патронов;
- Действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ).
В соответствии с протоколом подведения итогов от 18.07.2018 б/н Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений в связи с предоставлением неполной информации о соответствии дополнительным требованиям Документации, установленным пунктом 16 раздела 2 Информационной карты Документации.
Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика Заявителем в подтверждение наличия введенной в эксплуатацию КХО представлены копии актов обследования специально оборудованного помещения для хранения служебного оружия и патронов не по всем субъектам Российской Федерации, указанным в техническом задании Документации, в связи с чем заявка Заявителя отклонена от участия в Запросе предложений.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в Информационной карте к Документации производственных мощностей, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие производственные мощности могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 1.3.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на участие в Запросе предложений, ввиду несоответствия неправомерным требованиям Документации, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2018 г. по делу N 223ФЗ-549/18/АК1326-18)
5. Заказчик обязан установить в документации о закупке конкретные даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение ремонта корпуса N 53 (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 8,10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке и предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.
Как указывалось выше, в пунктах 8,10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке и предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Документация не содержит указаний на календарные даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке и предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке и представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункты 8, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Вместе с тем. Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, что нарушает пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2018 г. по делу N 223ФЗ-239/18/АК1349-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.