Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 74-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими частей 1 и 4 статьи 4, статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 15 декабря 2012 года) в части отсутствия срока формирования специализированного жилищного фонда Республики по апелляционным жалобам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 года, которым заявление заместителя прокурора удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года опубликован в изданиях "Якутские ведомости", N 100, 29 декабря 2012 года, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), N 4, декабрь, 2012, часть II", "Ил Тумэн", N 1, 11 января 2013 года.
Статьёй 4 названного закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц (часть 1).
Согласно части 4 этой статьи по заявлению в письменной форме перечисленных выше лиц и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных учреждениях и организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьёй 6 Закона от 15 декабря 2012 года определено, что порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приведённые нормы регионального закона в той мере, в которой они не устанавливают срок формирования специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в обоснование требований, что отсутствие в оспариваемых нормах закона сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда республики свидетельствует о их несоответствии статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и о наличии коррупциогенных факторов.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 года заявление заместителя прокурора удовлетворено частично. Признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статья 6 Закона от 15 декабря 2012 года в той мере, в какой в ней отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционных жалобах Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия) просят отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного искового заявления, как постановленного с нарушением норм материального права.
Прокуратурой Республики Саха (Якутия) представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия считает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Закон от 15 декабря 2012 года принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав части 1 и 4 статьи 4 поименованного закона, обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании их недействующими, поскольку содержащиеся в них положения не ограничивают права детей-сирот на своевременное предоставление жилых помещений.
Вместе с тем Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о несоответствии федеральному законодательству положений статьи 6 Закона от 15 декабря 2012 года.
Удовлетворяя административный иск в этой части, суд первой инстанции указал, что ни названная статья, ни Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённый постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 148 (далее - Порядок формирования специализированного жилищного фонда), не содержат сроков формирования специализированного жилищного фонда.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание, что статья 6 Закона от 15 декабря 2012 года носит исключительно бланкетный характер, не содержит конкретных норм, а положения Порядка формирования специализированного жилищного фонда административным истцом не оспаривались и не могли быть предметом судебной проверки.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки перечисленных выше лиц определяются Федеральным законом N 159-ФЗ, пунктом 1 статьи 8 которого установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены таким лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме таких лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 приведённого федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
Исходя из положений статей 8 и 11 Федерального закона N 159-ФЗ порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Республики, на обеспечение жилыми помещениями наряду с Законом от 15 декабря 2012 года регулируются постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года N 148 "Об утверждении порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, помимо регулирования иных отношений в названной сфере утверждён Порядок формирования специализированного жилищного фонда.
Так, согласно пунктам 5, 6 и 7 Порядка формирования специализированного жилищного фонда включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к специализированному жилищному фонду и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.
Для отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом, в течение месяца со дня оформления жилого помещения в собственность органа местного самоуправления выносится решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
То обстоятельство, что вопросы формирования специализированного жилищного фонда в Республике Саха (Якутия) урегулированы нормативным правовым актом, принятым постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), а не прописаны непосредственно в региональном законе, содержащем отсылочную норму, не свидетельствует о несоответствии статьи 6 Закона от 15 декабря 2012 года Федеральному закону N 159-ФЗ или иному федеральному нормативному правовому акту, регулирующему отношения в названной сфере.
Принимая во внимание изложенное выше и отсутствие доказательств нарушения или ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оспариваемой нормой, оснований для признания статьи 6 Закона от 15 декабря 2012 года недействующей у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, названная статья регионального закона прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защиту которых обратился прокурор, не нарушает, соответствует федеральному законодательству, следовательно, судебный акт в части удовлетворения административного искового заявления является незаконным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2018 года в части признания недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-3 N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующей приведённой нормы.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 74-АПА19-4
Текст определения опубликован не был