Распоряжение Правительства Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 120-рп
"Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области" на 2013-2018 годы"
12 мая 2014 г., 7 декабря 2015 г., 27 июля, 1 ноября 2016 г.
Распоряжением Правительства Новосибирской области от 11 апреля 2017 г. N 126-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу
Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области" на 2013-2018 годы, согласованный заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко 22.04.2014.
Распоряжением Правительства Новосибирской области от 27 июля 2016 г. N 264-рп пункт 2 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Распоряжением Правительства Новосибирской области от 27 июля 2016 г. N 264-рп настоящий План изложен в новой редакции
План мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области" на 2013 - 2018 годы
(далее - региональная "дорожная карта")
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 120-рп)
12 мая 2014 г., 7 декабря 2015 г., 27 июля, 1 ноября 2016 г.
I. Общее описание региональной "дорожной карты"
1. Реализация региональной "дорожной карты" направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства.
В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав:
1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство), подведомственные ему 33 государственных организации Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела);
2) муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (42 отдела), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (42 отдела), 56 муниципальных организаций социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дом милосердия и др.), 15 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
В Новосибирской области разработана достаточная нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства.
В настоящее время достижение основных качественных показателей в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства осуществляется за счет реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п.
С 2011 года в Новосибирской области функции в сфере опеки и попечительства осуществляют областные исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, министерство является куратором в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области.
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Новосибирской области разработаны и утверждены:
Закон Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области";
постановление Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 N 74-п "О дополнительных категориях граждан, которым социальные услуги в Новосибирской области предоставляются бесплатно";
постановление Правительства Новосибирской области от 09.02.2015 N 49-п "О размере и порядке выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Новосибирской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)";
постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2014 N 567-п "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 535-п "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения";
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 534-п "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области в связи с реализацией полномочий Новосибирской области в сфере социального обслуживания";
постановление Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 N 420-п "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг";
постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания";
постановление Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 N 312-п "О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 03.03.2015 N 167 "Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 10.03.2015 N 182 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1289 "Об утверждении Нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Новосибирской области";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1448 "О подушевых нормативах финансирования социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1446 "Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 19.12.2014 N 1431 "Об утверждении рекомендуемых форм договоров о предоставлении социальных услуг, рекомендуемой формы акта о предоставлении срочных социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 29.10.2014 N 1268 "Об утверждении формы Акта проверки поставщика социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.10.2014 N 1257 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений, мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Новосибирской области";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1235 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1236 "Об установлении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 20.10.2014 N 1225 "Об утверждении Плана проведения информационно-разъяснительной работы";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.08.2014 N 976 "Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Новосибирской области, подведомственными министерству социального развития Новосибирской области, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 06.10.2014 N 1164 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Новосибирской области";
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области";
приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 N 502-ТС "Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области".
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п утверждена Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы.
Пятый год подряд увеличение численности населения Новосибирской области происходит за счет естественного, а не миграционного прироста населения. Так, на 01.01.2016 численность жителей региона составила 2762,2 тыс. чел. (на 01.01.2015 - 2746,8 тыс. чел., на 01.01.2014 - 2731,2 тыс. чел.). По сравнению с 2013 годом на 0,2 промилле увеличен коэффициент естественного прироста населения, его значение достигло 0,8 промилле.
По данным Росстата в 2014 году число рождений составило 38486, число умерших - 36387.
По состоянию на 01.01.2016 на учете в региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 1174 ребенка (на 01.01.2015 - 1560 детей, на 01.01.2014 - 2131 ребенок).
На семейные формы устройства переданы 1080 детей (в 2014 году - 1396 детей, в 2013 году - 1681 ребенок), в том числе усыновлено 94 ребенка, передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 811 детей (в 2013 году - 871 ребенок).
Проведены мероприятия по реформированию системы образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2016 года в Новосибирской области функционирует 16 организаций на 1019 мест (на 01.01.2015 - 19 организаций на 1398 мест, на 01.01.2014 - 22 организации на 1766 мест).
С целью создания единой региональной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот на базе комплексных центров социального обслуживания населения Новосибирской области были созданы службы сопровождения выпускников детских домов в 11 районах Новосибирской области. Совместно с общественными организациями реализуются различные программы социализации воспитанников (проект "Служба комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов", "Отдельная квартира", "Модуль самостоятельного проживания"). На 01.01.2015 2860 выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили около 9,0 тыс. социальных услуг.
По состоянию на 01.01.2016 в Новосибирской области социальные услуги на дому предоставляются 14397 гражданам в 148 отделениях надомного и специализированного надомного обслуживания.
Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги (помощь в приеме пищи (кормление), гигиена тела, уборка жилых помещений, покупка и доставка товаров и продуктов питания, приобретение лекарственных препаратов, помощь (содействие) в приготовлении пищи, мытье посуды, покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, обеспечение водой, топка печей, организация помощи в проведении ремонта жилых помещений, стирка постельного белья и одежды).
Также оказываются социально-правовые услуги, в том числе оказание помощи в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и др.
Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление социального обслуживания на дому нет. Очередность в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, также отсутствует.
Значимым направлением в работе органов социальной защиты является оказание необходимой помощи конкретному человеку, нуждающемуся в социальном обслуживании.
На территории Новосибирской области реализуется проект "Социальный контракт", направленный на переход от "иждивенческой" системы социальной защиты к системе социального партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания населения Новосибирской области с 2011 года в Новосибирской области проводится конкурс профессионального мастерства на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания населения".
Также с 2011 года для сотрудников социальных служб в регионе реализуется комплексная программа "Синдром эмоционального выгорания. Методы профилактики". На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр" в 2015 году 1100 социальных работников имели возможность поправить физическое здоровье с помощью лечебно-оздоровительных процедур, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.
В Новосибирской области сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Общественные организации являются соразработчиками и соисполнителями государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве, являются непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.
В рамках реализации соглашения проводились мероприятия по оптимизации сети, структурных подразделений и штатной численности организаций социального обслуживания, а также расходов на их содержание.
О государственных и муниципальных организациях социального обслуживания
В 2015 году проведена реорганизация:
государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Областной комплексный центр социальной адаптации граждан" путем присоединения государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Новосибирской области "Бибихинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.05.2015 N 205-рп);
муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Созвездие" путем присоединения муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска "Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 9 VII вида" (постановление мэрии города Новосибирска от 15.04.2015 N 2979);
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, р.п. Чистоозерное Новосибирской области в муниципальное казенное учреждение "Центр помощи семье, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей Чистоозерного района Новосибирской области";
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска "Детский дом N 1" в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Жемчужина";
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска "Специальный (коррекционный) детский дом N 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Теплый дом";
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска "Детский дом N 12" в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей "Перспектива";
муниципального бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детский дом Татарского района в муниципальное бюджетное учреждение "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Татарского района Новосибирской области";
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дорогинский детский дом" в муниципальное казенное учреждение Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дорогинский" Черепановского района Новосибирской области;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тогучинского района "Тогучинский детский дом N 2" в муниципальное казенное учреждение Тогучинского района "Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей";
муниципального казенного учреждения Новосибирского района Новосибирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Барышевский детский дом" в муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей".
Расторгнут контракт от 22.12.2014 N 20/14 с негосударственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом "Приют св. Николая". Дети переведены в другие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" переименовано в государственное автономное учреждение Новосибирской области "Центр социальной помощи семье и детям "Семья" с целью расширения перечня получателей социальных услуг и перечня социальных услуг, представляемых учреждением.
Завершена работа по реорганизации муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения со стационаром социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов Чулымского района Новосибирской области" путем присоединения муниципального казенного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Чулымского района Новосибирской области".
Оптимизировано 14 структурных подразделений комплексных центров социального обслуживания населения, из них перепрофилировано 5 отделений комплексных центров социального обслуживания населения (2 надомных, 3 полустационарных), закрыто 7 отделений комплексных центров социального обслуживания населения (2 полустационарных, 5 надомных), реорганизованы в форме присоединения 2 учреждения. При этом сокращено 422,22 ставки, ранее предусмотренных штатными расписаниями организаций.
Число услуг, переведенных на условия аутсорсинга, составило 2 ед. - централизованная охрана и техническое обслуживание организаций. Шесть сторонних организаций привлечены к оказанию социальных услуг: Религиозная Организация Католический Центр "Каритас Преображенской Епархии в Новосибирске"; Новосибирская городская детская общественная организация "Все дети наши"; Новосибирская городская общественная организация инвалидов "Грань"; Новосибирская городская детская общественная организация семей с детьми инвалидами "Лучик света"; Детский благотворительный фонд "Солнечный город".
В соответствии с данными Новосибирскстата за 2014 год среднесписочная численность социальных работников в Новосибирской области составила 1978 человек. Уменьшение среднесписочной численности социальных работников по сравнению с 2014 годом составило 171 человек. Средняя заработная плата социальных работников за 2015 год составила 16158,8 руб., что соответствует 61,4% от средней заработной платы в Новосибирской области. Прирост фонда оплаты труда (с начислениями) к 2013 году при этом составил 37,0 млн. руб. Средства, получаемые от экономии в результате оптимизации расходов, направляются на повышение оплаты труда социальных работников. Прирост фонда оплаты труда (с начислениями) в 2015 году в полном объеме обеспечен данной экономией, в том числе за счет:
реструктуризации сети - 1,2 млн. руб.;
сокращения численности социальных работников - 67,4 млн. руб.;
сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания - 8,0 млн. руб.;
сокращения и оптимизации расходов на содержание организаций - 2,4 млн. руб.
В 2016 году продолжатся оптимизационные мероприятия.
В целях развития системы социального обслуживания в Новосибирской области и развития оказания платных услуг внедряются стационарозамещающие технологии социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому с привлечением волонтерских организаций: приемные семьи для пожилых, выездные мобильные службы, создание служб сиделок (2015-2016 гг.). Активно внедряются в деятельность организаций оздоровительные услуги, позволяющие сохранить здоровье и максимально продлить эффективную жизнедеятельность граждан пожилого возраста.
Уже в I квартале 2016 года средства от приносящей доход деятельности в сумме 12 млн. руб. направлены на обеспечение фонда оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства и обусловливающие их обстоятельства.
Дефицит квалифицированных кадров
В настоящее время численность работников, занятых в системе социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области, составляет около 10 тыс. человек.
На сегодняшний день существует проблема подбора персонала, сохранения и комплектования кадров, особенно в отдаленных районах области. В организациях постоянно имеются вакансии психологов, врачей, медицинских сестер. Отсутствует системная подготовка специалистов для органов опеки и попечительства.
Существующий уровень заработной платы работников, занятых в секторе социального обслуживания, опеки и попечительства Новосибирской области, и недостаточные меры их социальной поддержки не способствуют сохранению квалифицированного кадрового потенциала и являются одними из основных причин невостребованности данных профессий среди молодежи.
В настоящее время во всех организациях социального обслуживания, подведомственных министерству, введена и стабильно функционирует отраслевая система оплаты труда. Соблюдаются ее основные принципы, правила и ограничения. На основе отраслевого тарифного соглашения разработаны и действуют положения об оплате труда работников, согласованные с представительными органами трудовых коллективов.
Главными и безусловными приоритетами министерство считает обеспечение прозрачности формирования заработной платы и установление зависимости оплаты труда от конечных результатов деятельности работника. Министерство контролирует, чтобы эти принципы являлись базисом для формирования системы оплаты труда в каждой организации социального обслуживания, подведомственной министерству. В целях повышения уровня объективности в установлении стимулирующих надбавок в организациях постоянно осуществляется выверка критериев оценки качества работы сотрудников в разрезе должностей и профессий.
В министерстве работает комиссия по установлению ежемесячных стимулирующих выплат руководителям организаций социального обслуживания, подведомственных министерству. Стимулирующие выплаты устанавливаются министром по результатам оценки качественных показателей деятельности в соответствии с решениями комиссии.
В организациях социального обслуживания, подведомственных министерству, приняты меры по расширению договорной работы и совершенствованию трудовых отношений. Трудовые договоры с принимаемыми на работу лицами заключаются в соответствии с формой, рекомендованной министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, к действующим трудовым договорам разработаны дополнительные соглашения.
В рамках общей стратегии достижения к 2018 году целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", на финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы социальных работников в областном бюджете Новосибирской области на 2016 - 2018 годы запланированы средства: 664189,2 тыс. руб. - на 2016 год, 664189,2 тыс. руб. - на 2017 год, 664189,2 тыс. руб. - на 2018 год.
Недостаточно финансирование муниципальных организаций социального обслуживания с целью прохождения работниками медицинских обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Сложившиеся обстоятельства не позволяют в настоящее время в значительной степени повысить качество оказываемых услуг.
Изношенность материально-технической базы государственных и муниципальных организаций социального обслуживания
Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, подведомственных министерству, осуществляется за счет субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" и поступлений от приносящей доход деятельности. Министерством разработана Концепция развития системы организаций стационарного обслуживания до 2020 года, на основе которой подготовлена схема территориального планирования и размещения объектов социального обслуживания. Документ предусматривает введение дополнительных мест в расчетном количестве, что позволит не только решить вопрос очередности, но и обеспечить качество предоставления социальных услуг на высоком уровне.
Осуществление социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов обеспечивают 13 организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, 29 отделений интенсивного ухода (милосердия), 11 специальных домов для одиноких граждан пожилого возраста, 3 организации социальной реабилитации инвалидов, геронтологический центр.
Комфортность проживания в организациях социального обслуживания становится одним из критериев удовлетворенности граждан оказанием социальных услуг.
Материально-техническая база организаций, оказывающих социальные услуги, значительно устарела. Объекты имеют более 70% изношенности. Некоторые помещения не соответствуют требованиям СанПиН.
В стационарных организациях состояние материально-технической базы ограничивает оказание социальных услуг в полном объеме.
Анализируя состояние материально-технической базы организаций социального обслуживания Новосибирской области, следует отметить недостаточный объем выделяемых на эти цели денежных средств.
Аналогичная ситуация сложилась с образовательными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Новосибирской области системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории Новосибирской области, в качественных и доступных социальных услугах.
4. Задачами "дорожной карты" являются:
1) совершенствование нормативного правового регулирования в сферах социальной защиты населения, опеки и попечительства;
2) формирование в Новосибирской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
3) укрепление материально-технической базы органов и организаций социального обслуживания Новосибирской области, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора поставщика социальных услуг в целях получения социальных услуг;
5) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
6) внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
7) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в удаленных районах и в сельской местности;
8) принятие мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, а также способствующих притоку в сферу социального обслуживания молодых кадров, в том числе за счет повышения в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области;
9) формирование единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников и внедрения профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;
10) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом региональной специфики;
11) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
5. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
2) повышение доступности уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих стационарное либо полустационарное социальное обслуживание для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Новосибирской области;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и добровольцев к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания, опеки и попечительства;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе, страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
3) доведение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области;
4) улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;
5) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики;
6) создание единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельности организаций социального обслуживания.
6. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты":
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения: |
% |
98,0 |
99,0 |
99,7 |
99,9 |
100,0 |
100,0 |
в стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля |
% |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в стационарных организациях социального обслуживания для детей |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в полустационарных организациях социального обслуживания |
% |
90,0 |
95,0 |
97,0 |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
в организациях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности |
% |
1,7 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий |
% |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности |
% |
2,4 |
2,6 |
4,4 |
6,7 |
8,8 |
10,0 |
Очередность в организациях, осуществляющих социальное обслуживание на дому |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля детей-инвалидов, направленных после достижения возраста 18 лет из психоневрологических интернатов для детей в психоневрологические интернаты для взрослых, в общем числе детей-инвалидов, выбывших из указанных организаций в связи с достижением возраста 18 лет |
% |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
75,0 |
70,0 |
60,0 |
Количество граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, получающих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий |
тыс. человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг в Новосибирской области |
% |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
Удельный вес получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, охваченных мобильными бригадами, от общего количества получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности |
% |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
22,5 |
23,0 |
23,0 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, со средней заработной платой в Новосибирской области |
% |
51,5 |
58,6 |
61,4 |
79,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля приоритетных объектов, в которых обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения, от общего количества объектов, подлежащих обустройству |
% |
8,4 |
14,1 |
22,9 |
26,2 |
29,7 |
33,2 |
Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания и средней заработной платы работников организаций социального обслуживания за отчетный период |
раз |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания (с учетом типа организаций социального обслуживания) |
|
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
1:0,7 - 1:0,5 |
Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания |
% |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
6. Показатели нормативов "дорожной карты" представлены в приложении к настоящему Плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области" на 2013 - 2018 годы.
II. План мероприятий
N п/п |
Мероприятие |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения |
|||
1.1 |
Детальный анализ положения дел в сфере социального обслуживания населения, опеки и попечительства Новосибирской области, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства |
Разработка доклада о результатах работы и основных направлениях деятельности МСР НСО на предстоящие 3 года |
ежегодно, до 1 июля года, предшествующего очередному финансовому году |
МСР НСО |
1.2 |
Анализ социально-экономического положения пожилых людей, детей и инвалидов на территории Новосибирской области |
Направление аналитической записки в Минтруд РФ по устранению существующих проблем и повышению качества социального обслуживания.
|
ежегодно до 20-го февраля года, следующего за отчетным годом
|
МСР НСО |
Формирование прогноза и плана социально-экономического развития Новосибирской области в сфере социального обслуживания населения, опеки и попечительства Новосибирской области на предстоящие 3 года |
ежегодно, до 1 июля |
|||
1.3 |
Анализ положения детей и семей с детьми в Новосибирской области и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания детей и семей с детьми |
Направление информационно-аналитических материалов в Минтруд РФ для государственного доклада о положении детей и семей с детьми в Новосибирской области. |
ежегодно, до 1 июня |
МСР НСО |
Формирование и размещение на сайте МСР НСО информационно-аналитических материалов "О положении детей и семей с детьми в Новосибирской области". Рекомендации органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области |
ежегодно, до 1 июля |
|||
1.4 |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджете Новосибирской области на реализацию Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности |
Отсутствие задолженности по расходным обязательствам, связанным с реализацией Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", на конец финансового года |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
1.5 |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому |
Направление аналитической записки в Минтруд РФ |
ежегодно |
МСР НСО |
1.6 |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом региональной специфики и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания |
Построение эффективной системы социального обслуживания |
ежегодно |
МСР НСО |
1.7 |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности) |
Построение эффективной системы социального обслуживания |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
1.8 |
Реализация мероприятий по профессиональному обучению социальных работников с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям |
Повышение качества оказываемых социальных услуг. Обеспечение организаций социального обслуживания квалифицированными работниками |
постоянно |
МСР НСО |
1.9 |
Разработка мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Новосибирской области |
Подготовка предложений в Минтруд РФ |
ежегодно |
МСР НСО |
1.10 |
Анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений и при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
Оптимизации структуры коечной мощности, повышение объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
1.11 |
Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому с привлечением волонтерских организаций: приемные семьи для пожилых; выездные мобильные службы |
Создание условий для обеспечения максимально комфортного проживания граждан пожилого возраста в домашних условиях |
постоянно |
МСР НСО |
1.12 |
Проведение анализа социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга |
Повышение доступности и качества социального обслуживания. Увеличение количества негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
1.13 |
Мониторинг демографических процессов на территории Новосибирской области |
Направление информационно-аналитических материалов о реализации программы мер по демографическому развитию Новосибирской области по результатам мониторинга в Минтруд РФ |
ежегодно, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным годом |
МСР НСО |
1.14 |
Проведение мониторинга обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в организациях социального обслуживания Новосибирской области, подведомственных МСР НСО: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению вскрытых недостатков |
Исполнение паспортов комплексной безопасности организаций на 100%; соответствие организаций санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН); направление аналитической записки в Минтруд РФ |
ежегодно, до 20-го февраля года, следующего за отчетным годом |
МСР НСО |
1.15 |
Рассмотрение итоговых отчетов руководителей организаций Новосибирской области, подведомственных МСР НСО, включающих вопросы эффективности деятельности организаций и анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг |
Снижение неэффективных расходов организаций Новосибирской области, подведомственных МСР НСО; повышение эффективности управления имуществом организаций Новосибирской области, подведомственных МСР НСО; оптимизация и сокращение бюджетных расходов; разработка методических материалов для организаций Новосибирской области, подведомственных МСР НСО |
ежегодно, март-апрель |
МСР НСО |
1.16 |
Анализ выполнения государственных заданий организациями социального обслуживания, подведомственными МСР НСО |
Направление аналитической записки в Минтруд РФ; доведение к 2018 году до 100% соответствия организаций социального обслуживания Новосибирской области, подведомственных МСР НСО, нормативам и стандартам качества предоставления государственных услуг |
ежегодно, февраль |
МСР НСО |
1.17 |
Анализ реализации государственной программы "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" |
Направление информации в Минтруд РФ о реализации государственной программы "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" |
с 2015 года ежегодно, апрель |
МСР НСО |
2 |
Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания |
|||
2.1 |
Актуализация нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Новосибирской области с целью формирования оптимальной системы социального обслуживания в новых правовых условиях |
постоянно |
МСР НСО |
2.2 |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Новосибирской области по организации социального обслуживания населения и предоставлению мер социальной поддержки, в том числе регламентации государственных услуг |
Совершенствование механизма предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе в отношении семей с детьми |
постоянно |
МСР НСО |
3 |
Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию, организации деятельности по опеке и попечительству |
|||
3.1 |
Реализация государственной программы "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" и направленной на повышение качества жизни граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, замещающих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Реализация мероприятий по повышению качества и эффективности социального обслуживания. Обеспечение 100% доступности граждан к государственным и социальным услугам, в том числе посредством работы мобильных бригад, выездных клиентских служб, служб сопровождения замещающих семей, организации постинтернатного сопровождения |
постоянно |
МСР НСО |
3.2 |
Утверждение и реализация программ социального сопровождения отдельных категорий граждан (семей) в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Обеспечение 100% охвата социальным обслуживанием нуждающихся граждан |
постоянно |
МСР НСО |
3.3 |
Совершенствование деятельности коллегиальных органов, обеспечивающих межведомственное взаимодействие |
Повышение эффективности деятельности Координационного совета, образованного постановлением Губернатора Новосибирской области от 06.12.2013 N 296 "О Координационном совете по реализации Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы при Губернаторе Новосибирской области" |
ежегодно |
МСР НСО |
3.4 |
Организация экспериментальных площадок по внедрению служб семейной медиации на базе 5-7 комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных районов Новосибирской области (совместно с областным учебно-методическим центром "Семья", некоммерческими организациями, образовательными и медицинскими организациями) |
Внедрение новых форм и технологий предоставления социальных услуг семьям с детьми, нуждающимся в получении социальных услуг |
до 2017 года |
МСР НСО |
3.5 |
Реализация регионального проекта "За равные возможности" |
Совместное внедрение новых форм и технологий предоставления социальных услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями, детям, имеющим биологический или социальный риск развития инвалидности (с участием специалистов образовательных и медицинских организаций, организаций социального обслуживания). Привлечение 10-15 некоммерческих организаций к процессу предоставления реабилитационных и абилитационных услуг семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями |
до 2016 года |
МСР НСО |
3.6 |
Взаимодействие между медицинскими, аптечными организациями и организациями социального обслуживания Новосибирской области по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом |
100% обеспечение граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом. |
ежегодно |
МСР НСО |
Отчет о работе в Минтруд РФ |
по запросу Минтруда РФ |
|||
3.7 |
Создание региональной модели социального сопровождения граждан пожилого возраста в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") |
Организация работы органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в соответствии с методическими рекомендациями |
с 2016 года |
МСР НСО |
3.8 |
Анализ организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан |
Подготовка информации в Минтруд РФ |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
4 |
Укрепление и развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания |
|||
4.1 |
Проведение анализа состояния материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
Формирование предложений по укреплению материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
постоянно |
МСР НСО |
4.2 |
Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных организаций социального обслуживания Новосибирской области |
100% обеспечение граждан в качественном социальном обслуживании |
постоянно |
МСР НСО |
4.2.1 |
Формирование перечня действующих организаций социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте (с указанием полного перечня организаций, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристикой проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Российской Федерации, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание) |
Проведение ремонтных работ, направленных на улучшение условий проживания и повышение качества оказания социальных услуг |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
4.2.2 |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, в которых требуется закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня организаций социального обслуживания, в которых проводятся данные мероприятия, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Российской Федерации, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых мероприятий, срока проводимых мероприятий) |
Повышение качества и доступности социального обслуживания |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
4.3 |
Совершенствование стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг |
Повышение качества и доступности социального обслуживания |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
4.4 |
Улучшение социально-бытовых условий проживания инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших участников войны |
Не менее 100 человек ежегодно |
до 2017 года |
МСР НСО |
4.5 |
Развитие семейных форм устройства детей, в том числе детей-инвалидов, в Новосибирской области с привлечением общественных организаций. Оказание социальной поддержки приемным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обеспечение прав детей-инвалидов в приемных семьях |
Увеличение числа замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области. Увеличение количества приемных детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области |
ежегодно |
МСР НСО |
4.6 |
Реализация социальной программы с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации, направленной на повышение качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме |
Проведение ремонтных работ, направленных на улучшение условий проживания и повышение качества оказания социальных услуг |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
4.7 |
Анализ результатов реализации в 2012 - 2018 гг. перспективных схем развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов |
Подготовка информации в Минтруд РФ |
ежегодно, февраль |
МСР НСО |
4.8 |
Разработка и реализация перспективной схемы развития и размещения организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание граждан до 2020 года с учетом специфики Новосибирской области и нуждаемости граждан в социальных услугах |
Построение эффективной системы социального обслуживания. |
2015-2018 годы |
МСР НСО |
Строительство дополнительного корпуса в государственном автономном учреждении стационарного социального обслуживания Новосибирской области "Болотнинский психоневрологический интернат" на 75 мест. |
2016-2018 годы |
|||
Открытие дополнительного отделения в государственном автономном стационарном учреждении Новосибирской области "Областной дом милосердия" на 20 мест |
2017-2018 годы |
|||
5 |
Повышение качества и доступности предоставления услуг в сфере социального обслуживания, опеки и попечительства |
|||
5.1 |
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Новосибирской области |
Размещение информации о государственных и муниципальных организациях социального обслуживания на сайте www.bus.gov.ru, на сайтах в сети Интернет, в средствах массовой информации |
постоянно |
МСР НСО |
5.2 |
Разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам (в том числе страдающим психическими расстройствами) в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий |
Создание условий для обеспечения качественного оказания социальных услуг. Повышение качества и доступности социального обслуживания граждан, в том числе проживающих в отдаленных районах и сельской местности |
2016-2018 годы |
МСР НСО |
5.3 |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам |
Развитие системы негосударственного оказания социальных услуг |
ежегодно |
МСР НСО |
5.4 |
Совершенствование проведения Общественным советом при МСР НСО независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Новосибирской области |
Формирование рекомендаций по повышению качества оказания услуг организациям социального обслуживания Новосибирской области |
ежегодно |
МСР НСО |
5.5 |
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы государственных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги |
Подготовка доклада в Минтруд РФ о реализации независимой системы оценки качества работы государственных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги |
с 2015 года ежегодно, март |
МСР НСО |
5.6 |
Разработка и внедрение системы показателей эффективности деятельности организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и критериев оценки эффективности и результативности деятельности работников и руководителей, включая механизм увязки размера оплаты труда работников и руководителей организаций с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг, с учетом методических рекомендаций Минтруда РФ |
Повышение эффективности и качества работы государственных и муниципальных организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ответственности их руководителей |
постоянно |
МСР НСО |
5.7 |
Организация информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания и мерах социальной поддержки населения, видах и условиях предоставления социальных услуг в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Повышение информированности населения о системе социального обслуживания в Новосибирской области |
постоянно |
МСР НСО |
5.8 |
Внедрение новых технологий и организация проведения мероприятий, направленных на сохранение здоровья и продление жизнедеятельности граждан пожилого возраста |
Распространение и внедрение современных геронтотехнологий в деятельность государственных и муниципальных организаций социального обслуживания. Подготовка информации в Минтруд РФ |
с 2016 года |
МСР НСО |
5.9 |
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, от общего числа нуждающихся в жилых помещениях детей данной категории |
постоянно |
МСР НСО |
5.10 |
Развитие служб постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Повышение адаптационных возможностей выпускников детских домов. Увеличение численности выпускников, получивших государственную поддержку в рамках постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
постоянно |
МСР НСО |
6 |
Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа профессии социальных работников, работников органов опеки и попечительства, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты их труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", педагогическим работникам образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не участвующих в общеобразовательном процессе, Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
|||
6.1 |
Повышение кадрового потенциала работников организаций социального обслуживания, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Доведение доли ежегодно обученных работников не менее чем до 30%. Увеличение притока кадров в социальные службы, органы опеки и попечительства за 5 лет не менее чем на 50% от численности работающих в настоящее время |
ежегодно |
МСР НСО |
6.2 |
Сбор и обобщение данных о численности и уровне заработной платы социальных работников |
Формирование информационно-аналитических материалов |
постоянно |
МСР НСО |
6.3 |
Координация работы администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по принятию мер поэтапного повышения заработной платы социальных работников |
Повышение средней заработной платы социальных работников до 100% по отношению к средней заработной плате в Новосибирской области |
ежегодно |
МСР НСО |
6.4 |
Расчет потребности и учет при формировании областного бюджета Новосибирской области расходов на повышение заработной платы социальных работников |
Подготовка предложений в проекты законов Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области |
ежегодно |
МСР НСО; министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области |
6.5 |
Включение в заключаемые трудовые договоры (в соответствии с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем организации, утвержденной Правительством Российской Федерации) с вновь принятыми руководителями государственных организаций социального обслуживания Новосибирской области, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новосибирской области условий о соблюдении целевых значений повышения оплаты труда социальных работников организаций социального обслуживания |
100% заключение трудовых договоров с руководителями государственных организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новосибирской области в целях приведения трудовых договоров руководителей государственных организаций социального обслуживания в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем организации, утвержденной Правительством Российской Федерации |
ежегодно |
МСР НСО |
6.6 |
Проведение совместно с профсоюзными организациями разъяснительной работы в государственных организациях социального обслуживания, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новосибирской области об этапах проведения мероприятий по повышению оплаты труда, должностях, попадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", размещение информации о ходе реализации "дорожной карты" в средствах массовой информации, в сети Интернет |
Подготовка методических материалов, проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, совещаний (в том числе селекторных), семинаров |
ежеквартально |
МСР НСО |
6.7 |
Проведение тематических проверок деятельности организаций социального обслуживания, подведомственных МСР НСО, по реализации отраслевых систем оплаты труда, в том числе обоснованности и эффективности установления стимулирующих выплат на основании качественных показателей деятельности (не менее чем в 12 организациях в год) |
Устранение замечаний в организации системы оплаты труда. Выработка методических рекомендаций по использованию результатов системы оценки качества работы при определении размера стимулирующих выплат работникам и руководителям организаций в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ |
ежегодно |
МСР НСО |
6.8 |
Совершенствование системы оплаты труда в организациях социального обслуживания, подведомственных МСР НСО. Осуществление ежеквартального ведомственного мониторинга и проведение проверок в организациях социального обслуживания, подведомственных МСР НСО |
Внесение дополнений в отраслевое тарифное соглашение в части включения в перечень качественных показателей деятельности организаций социального обслуживания для оценки эффективности деятельности руководителей организаций социального обслуживания, подведомственных МСР НСО, показателя "Рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с нормативными правовыми актами Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области" и установления размера стимулирующих выплат за его выполнение. |
при необходимости (ежегодная актуализация) |
МСР НСО |
Обеспечение предельного уровня превышения средней заработной платы руководителей организаций социального обслуживания, подведомственных МСР НСО, по сравнению со средней заработной платой работников организаций социального обслуживания, подведомственных МСР НСО, за отчетный год: по государственным автономным учреждениям Новосибирской области - не более чем в 5 раз; по государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области - от 3 до 5 раз в зависимости от фактической численности работников организаций в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 N 20 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Новосибирской области". Обеспечение и поддержание соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа организации социального обслуживания). Установление и поддержание предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания не более 40% |
ежегодно |
|||
6.9 |
Проведение аттестации социальных работников, внедрение профессиональных стандартов |
Обеспечение соответствия квалификации работников организаций социального обслуживания современным требованиям |
2015-2018 годы |
МСР НСО |
6.10 |
Проведение областного конкурса профессионального мастерства среди работников организаций социального обслуживания, работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новосибирской области |
Выявление и поощрение лучших работников отрасли |
ежегодно |
МСР НСО |
6.11 |
Реализация мероприятий, направленных на оказание содействия организациям социального обслуживания населения по определению систем нормирования труда. Осуществление контроля за соблюдением норм статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации |
Совершенствование систем оплаты труда |
ежегодно |
МСР НСО |
6.12 |
Обеспечение мероприятий по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя организации социального обслуживания, подведомственной МСР НСО, а также граждан, замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя организации социального обслуживания, подведомственной МСР НСО, а также гражданами, замещающими указанные должности |
Реализация механизмов, направленных на обеспечение прозрачности начисления заработной платы руководителей организации социального обслуживания, подведомственной МСР НСО. Размещение в сети Интернет 100% сведений |
постоянно |
МСР НСО |
6.13 |
Проведение мониторинга достижения целевых показателей повышения оплаты труда социальных работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" с обсуждением доклада на заседании региональной трехсторонней комиссии |
Предоставление доклада в Минтруд РФ |
2 раза в год (сроки - 1 июля и 31 декабря) |
МСР НСО |
6.14 |
Проведение мониторинга достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) |
Подготовка информации в Минтруд РФ |
2015-2018 годы |
МСР НСО |
6.15 |
Обсуждение хода реализации "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии |
Выработка консолидированных решений, направленных на повышение эффективности мероприятий "дорожной карты" |
ежегодно |
МСР НСО |
Применяемые сокращения:
Минтруд РФ - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
МСР НСО - министерство социального развития Новосибирской области.
Распоряжением Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2016 г. N 402-рп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Плану мероприятий ("дорожной карте")
"Повышение эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания и
социальной поддержки населения, опеки
и попечительства Новосибирской области"
на 2013 - 2018 годы"
Показатели нормативов региональной "дорожной карты"
1 ноября 2016 г.
Субъект Российской Федерации: Новосибирская область
Категория работников: Социальные работники
N |
Наименование показателей |
2012 г. факт |
2013 г. факт |
2014 г. факт |
2015 г. Факт |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2014 - 2016 гг. |
2014 - 2018 гг. |
1 |
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников)** |
х |
7,8 |
8,1 |
8,9 |
9,4 |
9,5 |
10,0 |
120,5 |
128,2 |
2 |
Число получателей услуг, чел.** |
х |
17 619 |
17 410 |
17 133 |
17 640 |
17 830 |
18 700 |
100,1 |
106,1 |
3 |
Среднесписочная численность социальных работников: человек** |
х |
2 245,1 |
2 149,0 |
1 978,1 |
1 876,9 |
1 876,9 |
1 876,9 |
83,6 |
83,6 |
4 |
Численность населения субъекта Российской Федерации, чел.** |
2 686 863 |
2 709 461 |
2 731 176 |
2 746 822 |
2 762 237 |
2 780 579 |
2 799 011 |
102,0 |
103,3 |
5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
по Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012- 2018 годы |
х |
47,5 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
89,5 |
100,0 |
х |
х |
7 |
по субъекту Российской Федерации |
х |
51,5 |
58,6 |
61,4 |
79,0 |
79,0 |
100,0 |
х |
х |
8 |
Средняя заработная плата работников по субъекту Российской Федерации (начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы используется показатель - среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей** |
23 245,8 |
25 598,4 |
27 267,1 |
26 312,1 |
27 917,0 |
29 648,0 |
31 545,0 |
109,1 |
123,2 |
9 |
Темп роста к предыдущему году, % |
х |
110,1 |
106,5 |
108,3 |
106,1 |
106,2 |
106,4 |
х |
х |
10 |
Среднемесячная заработная плата социальных работников, рублей** |
10 346,0 |
13 182,8 |
15 979,7 |
16 158,8 |
22 054,4 |
23 421,9 |
31 545,0 |
167,3 |
239,3 |
11 |
Темп роста к предыдущему году, % |
х |
127,4 |
121,2 |
101,1 |
136,5 |
106,2 |
134,7 |
х |
х |
12 |
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по социальным работникам, % |
х |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
0,8 |
х |
х |
13 |
Размер начислений на фонд оплаты труда, % |
1,302 |
1,302 |
1,302 |
1,302 |
1,302 |
1,302 |
1,302 |
х |
х |
14 |
Фонд оплаты труда с начислениями, млн. рублей |
345,8 |
462,4 |
536,5 |
499,4 |
646,7 |
686,8 |
925,0 |
1682,7 |
3 294,6 |
15 |
Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 г., млн. рублей |
х |
116,6* |
74,1 |
37,0 |
184,3 |
224,4 |
462,6 |
295,4 |
982,5 |
16 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, включая дотацию из федерального бюджета, млн. руб. (данные субъекта Российской Федерации) |
х |
109,2 |
65,7 |
29,9 |
177,1 |
217,1 |
455,2 |
272,7 |
945,1 |
18 |
включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации (млн. рублей), из них: |
х |
2,0 |
34,4 |
79,0 |
139,7 |
151,7 |
203,0 |
253,1 |
607,8 |
19 |
от реструктуризации сети, млн. рублей |
х |
0,5 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
2,0 |
2,5 |
3,6 |
8,1 |
20 |
от оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала, млн. рублей |
х |
0,0 |
31,2 |
75,4 |
135,4 |
144,7 |
193,5 |
242,0 |
580,2 |
20.1 |
Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности социальных работников, млн. рублей |
х |
0,0 |
24,0 |
67,4 |
126,9 |
134,7 |
181,5 |
218,3 |
534,5 |
20.2 |
Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания, млн. рублей |
х |
0,0 |
7,2 |
8,0 |
8,5 |
10,0 |
12,0 |
23,7 |
45,7 |
21 |
от сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений, млн. рублей |
х |
1,5 |
2,1 |
2,4 |
3,0 |
5,0 |
7,0 |
7,5 |
19,5 |
22 |
за счет средств от приносящей доход деятельности, млн. рублей |
х |
7,4 |
8,4 |
7,1 |
7,2 |
7,3 |
7,4 |
22,7 |
37,4 |
23 |
за счет иных источников (решений), включая корректировку консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, млн. рублей |
х |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
24 |
Итого, объем средств, предусмотренный на повышение оплаты труда, млн. рублей (стр. 17+22+23) |
х |
116,6 |
74,1 |
37,0 |
184,3 |
224,4 |
462,6 |
295,4 |
982,5 |
25 |
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, % (стр. 18/стр. 24*100%) |
х |
1,7 |
46,4 |
213,6 |
75,8 |
67,6 |
43,9 |
85,7 |
61,9 |
26 |
Среднесписочная численность иных работников, чел.** |
х |
8 499,9 |
8 070,0 |
7 804,0 |
7 500,0 |
7 462,0 |
7 442,0 |
88,2 |
87,6 |
27 |
Среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания, чел.** |
х |
10 745,0 |
10 219,0 |
9 747,0 |
9 338,0 |
9 300,0 |
9 280,0 |
86,9 |
86,4 |
* Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2012 году.
** Темп роста в 2018 году, в 2016 году к 2013 году.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 120-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области" на 2013-2018 годы"
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 25 марта 2013 г.
Распоряжением Правительства Новосибирской области от 11 апреля 2017 г. N 126-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2016 г. N 402-рп
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 27 июля 2016 г. N 264-рп
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 7 декабря 2015 г. N 497-рп
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 12 мая 2014 г. N 163-рп