Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. N 92-КА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Кара-Сала Буяна Николаевича к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва о признании действия (отказа) в регистрации транспортного средства незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва Костина А.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Кара-Сал Б.Н. по договору купли-продажи от 1 октября 2017 года приобрел у Ондруна Б.А. транспортное средство ГА333021, паспорт транспортного средства N ... (далее - ПТС), 1997 года выпуска, с идентификационным номером (УПчГ) - X., государственными регистрационными знаками .... 27 октября 2017 года Кара-Сал Б.Н. обратился с заявлением в Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва (далее - МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Тыва) для постановки данного транспортного средства на учет. В оказании названной услуги ему было отказано на основании положений пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, хотя справкой об исследовании, выданной экспертно-криминалистическим центром МВД России по Республике Тыва от 21 октября 2017 года N 2/1852-2 (далее - справка об исследовании), установлено, что идентификационное обозначение кузова (кабины) изменению не подвергалось и является первичным (заводским), идентификационное маркировочное обозначение двигателя также не подвергалось изменению и является первичным (заводским), идентификационная маркировка шасси заводом-изготовителем была нанесена окрашиванием. На основании указанной справки отказано в возбуждении уголовного дела.
Не согласившись с указанным отказом, Кара-Сал Б.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действия (отказа) в регистрации транспортного средства ГА333021, принадлежащего ему на праве собственности, незаконным.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года требования Кара-Сала Б.Н. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 сентября 2018 года данное решение изменено в части: на МВД России по Республике Тыва возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Кара-Сала Б.Н. в течение 15 рабочих дней путём принятия в установленном законом порядке решения по его заявлению о регистрации транспортного средства от 27 октября 2017 года N 21688701.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 12 декабря 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 20 мая 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания имеются.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при отсутствии умышленных противоправных действий заинтересованных лиц (скрытия, подделки, изменения номеров узлов и агрегатов или государственных регистрационных знаков) регистрация автотранспортных средств не исключается; должностным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении сборки данного полнокомплектного транспортного средства не в условиях одного предприятия, а также о том, что техническое состояние транспортного средства исключает возможность его эксплуатации; в заключении эксперта отсутствует вывод о том, что рама и кузов не принадлежат одному автомобилю; из содержания оспариваемого отказа не ясно, что непосредственно послужило основанием для отказа в совершении регистрационного действия.
С такими выводами согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, по заявлению Кушокова И.Б. (предыдущего собственника автомобиля) МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Тыва 23 мая 2017 года произведена операция по прекращению регистрации транспортного средства ГА333021 с государственными регистрационными знаками ... в связи с его дальнейшей утилизацией; при этом, согласно карточке учёта транспортного средства совершена особая отметка, указывающая, что шасси ... автомобиля ГА333021 находятся в розыске (л.д.13, 33). Вместе с тем фактически данное транспортное средство утилизировано не было.
1 октября 2017 года Кара-Сал Б.Н. по договору купли-продажи приобрел у Ондруна Б.А. транспортное средство ГАЗ 33021, паспорт транспортного средства N ... (далее - ПТС), 1997 года выпуска, с идентификационным номером (УПчГ) - ..., государственными регистрационными знаками ...
27 октября 2017 года Кара-Сал Б.Н. обратился с заявлением в МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Тыва для постановки данного транспортного средства на учет.
В соответствии с абзацем шестым пункта 13 Правил, производится восстановление регистрации транспортных средств в отношении фактически не утилизированных транспортных средств, регистрация которых прекращена (снятых с учёта) в связи с утилизацией, на основании подтверждения учётных данных по месту последней регистрации транспортных средств.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Исходя из изложенного восстановление регистрационного учета транспортного средства допускается при условии их соответствия установленным требованиям безопасности дорожного движения и возможности их идентификации. Подтверждение соответствия установленным требованиям безопасности возможно только в отношении транспортного средства, имеющего нанесённый организацией-изготовителем идентификационный номер, позволяющий его идентифицировать.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД на период возникновения спорных правоотношений был установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, государственная услуга не предоставляется в том числе и в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращённых собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39-41 Административного регламента.
Судами установлено, что заводская табличка с маркировочным обозначением идентификационного номера (У1М) представленного автомобиля ГАЗ 33021 в месте должного расположения (в проёме правой двери кузова (кабины) отсутствует; идентификационное маркировочное обозначение кузова (кабины) указанного транспортного средства - "63923" расположено на верхней поперечине рамки радиатора, изменению не подвергалось и является первичным (заводским). При осмотре и исследовании рамы автомобиля ГАЗ 33021, в том числе места нанесения на заводе-изготовителе идентификационной маркировки шасси (на правом лонжероне рамы), установлено, что на участке расположения идентификационного маркировочного обозначения шасси лакокрасочное покрытие отсутствует, в местах, где оно отсутствует, поверхность металла подвержена коррозии, в месте должного расположения идентификационной маркировки шасси обнаружен один знак - "2". Наиболее вероятно, что знаки идентификационной маркировки шасси были уничтожены в процессе эксплуатации автомобиля под воздействием факторов эксплуатационного характера (абразивное воздействие песка, мелких камней, попадания грязи, воды и тому подобное). В связи с тем, что идентификационная маркировка шасси представленного автомобиля на заводе-изготовителе была нанесена окрашиванием, установить экспертным путём её содержание не представляется возможным. Идентификационное маркировочное обозначение двигателя автомобиля ГАЗ-33021 на маркируемой площадке блока цилиндров двигателя с левой стороны - "..." изменению не подвергалось и является первичным (заводским).
Фактическое отсутствие маркировочного обозначения идентификационного номера (УЕМ) представленного на регистрацию автомобиля ГАЗ 33021 в месте должного расположения свидетельствует о несоответствии сведениям, содержащимся в паспорте названного транспортного средства N ..., где указан идентификационный номер (У1М) - ..., что приводит к невозможности дальнейшей идентификации транспортного средства и указывает на наличие оснований для отказа в производстве регистрационных действий, иное означало бы создание условий для угрозы нарушения требований безопасности, а также жизни и здоровью участников дорожного движения.
Наличие номеров узлов и агрегатов транспортного средства, совпадающих со сведениями, содержащимися в ПТС, при отсутствии идентификационного номера (УПЧ) не является признаком, безусловно идентифицирующим конкретное транспортное средство.
Исходя из приведённых выше положений законодательства Российской Федерации отсутствие возможности идентификации транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов (в том числе рамы) в результате естественного износа, коррозии или ремонта является безусловным основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 15 Правил внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств, имеющих измененную маркировку транспортного средства и номерных агрегатов в результате коррозии, ремонта и (или) возвращенных собственникам или владельцам после хищения, производится на основании заявления владельца и копии постановления органов, осуществляющих предварительное расследование, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследования, на основании которых было идентифицировано транспортное средство.
С заявлением о восстановлении регистрационного учета и внесении изменений в паспорт транспортного средства на основании пункта 15 Правил Кара-Сал Б.Н. в МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Тыва не обращался.
При таких данных действия МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Тыва по отказу в постановке данного транспортного средства на регистрационный учет являются правомерными.
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 сентября 2018 года законными признаны быть не могут и подлежат отмене.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 сентября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного искового заявления Кара-Сала Буяна Николаевича к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Тыва о признании действия (отказа) в регистрации транспортного средства незаконным отказать.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. N 92-КА19-3
Текст определения опубликован не был