Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 5-АПА19-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Терземана Дмитрия Георгиевича на решение Московского городского суда от 16 января 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Терземана Д.Г., действующего в интересах несовершеннолетних Терземана Н.Д. и Терземан А.Д., о признании недействующими отдельных положений абзаца первого, абзаца девятнадцатого, абзацев девятого, двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого и восемнадцатого раздела 7 Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учёт, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы, утвержденных руководителем Департамента образования города Москвы, отказано.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду часть первая, часть девятнадцатая, части девятая, двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая и восемнадцатая раздела 7 Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учёт, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А, объяснения административного истца Терземана Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы Стужиной Т.А., представителей Департамента образования города Москвы Коновалова А.М., Иванова А.В., Батищева Е.А. и Ряскина В.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сударчиковой Л.В., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 июля 2014 года руководителем Департамента образования города Москвы были утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учёт, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила), которые в настоящий момент действуют в редакции от 16 декабря 2015 года. Временные правила были опубликованы и размещены на официальном сайте Департамента образования города Москвы (http://dogm.mos.ru).
На основании положений раздела 7 Временных правил направление детей осуществляется в соответствии с единым электронным реестром поэтапно в порядке, реализующем учёт приоритетов, предусмотренных в данном разделе.
Терземан Д.Г., действующий в интересах несовершеннолетних Терземана Н.Д., ... г.р., и Терземан А.Д., ... г.р., обратился в суд с административным исковым заявлением, с учётом поданных в процессе рассмотрения дела уточнений, просил признать не действующими отдельные положения раздела 7 Временных правил, а именно: в части слов "жителей города Москвы" в пунктах 1, 2, 3, 4 абзаца первого; "и зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы" в пункте 5 абзаца первого; "зарегистрированы по месту пребывания на территории города Москвы" в пунктах 6, 7, 8 абзаца первого, абзаце восемнадцатом, пунктах 1, 2 абзаца девятнадцатого; "зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы" в абзацах девятом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом.
Суть доводов сводилась к тому, что положениями введение Временными правилами приоритетов на распределение в первоочередном порядке в дошкольные учреждения детей, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве, а потом уже в иные поздние сроки детей, зарегистрированных по месту пребывания в городе Москве по остаточному принципу нарушает право его детей на дошкольное образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных организациях, гарантированное статьёй 43 Конституции, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что предполагает равный доступ в образовательные учреждения без каких-либо приоритетов, направление в дошкольное учреждение не может быть поставлено в зависимость от регистрации.
В подтверждение нарушенных прав Терземан Д.Г. ссылался на факт отказа ему в направлении детей в дошкольную группу, в то время как ровесники его детей уже с прошлого года зачислены в детский сад.
Решением Московского городского суда от 16 января 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Терземан Д.Г. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством города Москвы, Департаментом образования города Москвы, прокуратурой города Москвы представлены возражения, в которых они просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулируя общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, устанавливает требования к организации приёма на обучение по основным общеобразовательным программам, устанавливает, что правила приёма на обучение должны обеспечивать приём в образовательную организацию всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным федеральным законом; при этом эти правила должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (статьи 55, 67).
Изложенное даёт убедительную основу для вывода о том, что органы государственной власти и самоуправления в соответствии с требованиями общедоступности дошкольного образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Из этого исходит и Министерство образования Российской Федерации, утверждая порядок приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования и говоря о том, что правила приёма в государственные и муниципальные образования должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения - акт органа, определённого законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 апреля текущего года.
Приём в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Родители (законные представители) детей, для зачисления ребёнка в образовательную организацию дополнительно предъявляют свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания; родители (законные представители) детей, не проживающих на закреплённой территории, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребёнка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации. Документы о приёме подаются в образовательную организацию, в которую получено направление в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).
Проанализировав оспариваемые положения в их взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами, Судебная коллегия констатирует, что оспариваемое правовое регулирование, имея исключительно организационно-учётный характер, направленное на оптимизацию процесса направления детей на зачисление в дошкольные образовательные организации по возрастным группам, отнюдь не отменяет и не изменяет требований федерального законодательства к приёму на обучение детей по образовательным программам, обязательных (в силу единого образовательного пространства Российской Федерации) к исполнению всеми органами и должностными лицами на всей территории Российской Федерации, в том числе и городе Москве.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терземана Дмитрия Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судья |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 5-АПА19-42
Текст определения опубликован не был