В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба Александра Вячеславовича Руденко на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года N 106/6 "О жалобе А.В. Руденко" и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 (далее - окружная избирательная комиссия) от 13 июля 2019 года N 9/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Руденко А.В.".
Проведенной по жалобе проверкой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, решением Московской городской избирательной комиссии от 23 мая 2019 года N 92/2 для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 42, необходимо собрать 4803 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
4 июля 2019 года А.В. Руденко представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, содержащие 5200 подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения.
В соответствии с решением окружной избирательной комиссии от 10 июня 2019 года N 2/3 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42" проверке подлежали все подписи, представленные кандидатом для регистрации.
В результате проверки подписных листов окружной избирательной комиссией были признаны недействительными и (или) недостоверными 1441 подпись избирателей, соответственно, достоверными - 3759.
13 июля 2019 года окружной избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение об отказе А.В. Руденко в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по соответствующему избирательному округу на основании пункта 4.1, части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Московской городской избирательной комиссией в ходе рассмотрения жалобы заявителя на решение окружной избирательной комиссии была проведена проверка, в результате которой недействительными и (или) недостоверными были признаны 1339 подписей, достоверными - 3861.
30 июля 2019 года Московской городской избирательной комиссией было принято вышеуказанное решение, которым жалоба А.В. Руденко была оставлена без удовлетворения.
В ходе изучения в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подписных листов, исследованных Московской городской избирательной комиссией, установлена обоснованность выводов избирательных комиссий в части признания недействительными 1300 подписей избирателей, что превышает 10 процентов от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, и в соответствии с подпунктом "г1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пунктом 4.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является основанием отказа в регистрации кандидата.
Соответственно, достоверными являются 3900 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации А.В. Руденко кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 и в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата.
Московской городской избирательной комиссией также было отмечено, что в представленной А.В. Руденко справке о принадлежащем кандидату, его супругу, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" сведения отсутствуют.
По данному вопросу Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что согласно статье 15 Избирательного кодекса города Москвы Московская городская избирательная комиссия при проведении выборов депутатов Московской городской Думы осуществляет руководство деятельностью окружных комиссий, действующих на территории города Москвы, и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям.
Исходя из своей компетенции, установленной пунктом 10 статьи 23 Федерального закона, Московская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Московской городской Думы осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям. Подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона вышестоящая избирательная комиссия наделена правом отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу.
С учетом изложенного, реализуя такие полномочия, Московская городская избирательная комиссия была вправе указать в обжалуемом решении на выявленные ею дополнительные недостатки в представленных кандидатом документах, которые не были предметом рассмотрения окружной избирательной комиссии.
Так, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки, обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии обязательств имущественного характера, то есть данный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в указанной справке.
Таким образом, Московской городской избирательной комиссией обоснованно отмечено, что А.В. Руденко представлена по установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 форме справка о принадлежащем кандидату, его супруге, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, в которой в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" сведения отсутствуют. Указанное обстоятельство в соответствии с подпунктом "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и подпунктом 3.1 пункта 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата.
Данная позиция также подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (апелляционные определения от 5 августа 2019 года N 5-АПА19-88, от 6 сентября 2018 года N 55-АПГ18-30, от 5 сентября 2016 года N 9-АПГ16-25, от 5 сентября 2016 года N 9-АПГ16-26, от 15 сентября 2016 года N 9-АПГ16-35).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу Александра Вячеславовича Руденко на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года N 106/6 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от 13 июля 2019 года N 9/2 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 7 августа 2019 г. N 217/1648-7 "О жалобе Александра Вячеславовича Руденко на решение Московской городской избирательной комиссии от 30 июля 2019 года N 106/6 и решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 42 от 13 июля 2019 года N 9/2"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2019 г., N 9