Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 8 августа 2019 года N 433-рп
Концепция
реализации государственной антинаркотической политики
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Общие положения
Концепция реализации государственной антинаркотической политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - Концепция, автономный округ) определяет с учетом региональных особенностей систему взглядов, направлений деятельности и мер, направленных на достижение в автономном округе целей государственной антинаркотической политики, определенных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690.
Целями государственной антинаркотической политики в соответствии со Стратегией являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, снижение немедицинского потребления наркотиков.
Необходимость разработки Концепции обусловлена возникновением новых вызовов и угроз в сфере наркотизации населения, отставанием правовой базы от динамики развития наркотической ситуации (далее - наркоситуация) в Российской Федерации и автономном округе.
Действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности лечения, не отражает в полной мере масштабов наркотизации населения.
Потери общества от наркомании и связанной с ней преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркопреступность), включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социально-экономические последствия данного явления, а также значительные погрешности в статистическом учете потребителей наркотиков, высокая степень латентности потребления наркотических средств, психотропных веществ, несовершенство системы исследования и оценки наркоситуации влекут за собой снижение эффективности мер по профилактике наркомании, противодействию наркопреступности.
Данные обстоятельства определяют необходимость поиска новых форм и методов профилактической работы, направленных на дальнейшее снижение наркоситуации в автономном округе, формирование в сознании граждан понимания, что проблему наркотизации населения не решить только административными государственными мерами.
Концепция направлена на совершенствование координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с общественными институтами по достижению целей государственной антинаркотической политики.
Правовую основу Концепции составляют:
указы Президента Российской Федерации:
от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
федеральные законы:
от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде";
Закон автономного округа от 11 декабря 2013 года N 121-оз "О регулировании отношений в сфере профилактики потребления токсических веществ, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
2. Основные понятия, используемые в Концепции
Для целей Концепции используются следующие понятия.
анозогнозия - нежелание и неспособность признать наличие болезни (наркозависимость);
антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти автономного округа, антинаркотической комиссии автономного округа и органов местного самоуправления автономного округа по реализации государственной антинаркотической политики;
антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании;
лечение больных наркоманией - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни;
мероприятия, проводимые правоохранительными органами в автономном округе по пресечению незаконного оборота наркотиков, - специально организованная правоохранительная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, на производство по делам об административных правонарушениях, на выявление, раскрытие и расследование наркопреступлений;
мониторинг наркоситуации - система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
наркологические заболевания - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;
наркотизация - процесс интеграции индивида в наркотическую среду, функционирующую в обществе, в результате активизации взаимодействия факторов, способствующих развитию злоупотребления психоактивными веществами и наркотическими средствами, 2 уровней: личностного и социальной среды, характеризуется высокой степенью латентности и длительностью протекания;
профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;
реабилитация больных наркоманией - комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков, навыков психологической устойчивости;
субъекты антинаркотической деятельности в автономном округе - Антинаркотическая комиссия автономного округа, муниципальные антинаркотические комиссии автономного округа, федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти автономного округа или подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления автономного округа, общественные объединения и религиозные организации;
токсикомания - болезненное состояние, вызванное злоупотреблением химических веществ или лекарственных средств, не входящих в список наркотических средств.
3. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является снижение спроса на наркотики для немедицинских целей в автономном округе.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение эффективности системы профилактики наркомании;
повышение эффективности противодействия наркопреступности;
совершенствование межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности;
совершенствование системы оказания наркологической помощи населению;
развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих наркологическими заболеваниями;
создание условий общественным объединениям, религиозным организациям, инициативным группам населения, физическим лицам для реализации антинаркотических проектов и участия в осуществлении профилактической деятельности.
4. Текущее состояние наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
В автономном округе в 2018 году на основе проведённого мониторинга наркоситуации в условиях принятых субъектами антинаркотической деятельности мер зафиксировано снижение:
общей распространенности наркомании в расчете на 100 тыс. человек (с 253,3 до 190,0 человек);
первичной заболеваемости наркоманией (количество впервые обратившихся за медицинской наркологической помощью) в расчете на 100 тыс. человек (с 13,2 до 6,2 человек);
числа смертельных отравлений от наркотических средств и психотропных веществ (с 37 до 23 фактов);
количества зарегистрированных наркопреступлений (с 3014 до 2923), в том числе с участием несовершеннолетних (с 15 до 10).
В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденных пунктом 1.3 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 15 февраля 2017 года N 32, наркоситуация в автономном округе в период с 2015 по 2017 год оценивалась как "тяжелая".
В 2018 году наметилась тенденция улучшения показателей, общая наркоситуация в автономном округе оценивается как "напряженная".
Среди причин, положительно повлиявших на состояние наркоситуации, можно отметить:
снижение обращаемости за медицинской наркологической помощью лиц, употребляющих психоактивные вещества без сформированной зависимости;
увеличение количества медицинских освидетельствований при приеме на работу и в иных целях;
увеличение охвата обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций медицинскими профилактическими осмотрами.
В настоящее время потенциальной проблемой является употребление в молодежной среде лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием, которое ведет к формированию лекарственной зависимости.
5. Механизмы реализации государственной антинаркотической политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Координацию реализации государственной антинаркотической политики в автономном округе осуществляет Антинаркотическая комиссия автономного округа, на местном уровне - муниципальные антинаркотические комиссии автономного округа.
Реализация государственной антинаркотической политики осуществляется путем выполнения мероприятий государственных и муниципальных программ, проведения мероприятий субъектами антинаркотической деятельности.
Механизм реализации государственной антинаркотической политики в автономном округе включает:
1) первичную профилактику - систему мер, направленных на предупреждение первичного приобщения к потреблению токсических веществ, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, адресованную лицам, не допускающим потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и рассчитанную на всё население, но прежде всего на детей и подростков;
2) вторичную профилактику - систему мер, направленных на предупреждение возникновения наркомании и токсикомании у лиц склонных к негативным явлениям, таким как наркомания, алкоголизм, бродяжничество (далее - группа риска), а также на мотивацию больных наркоманией и (или) токсикоманией к обращению за оказанием наркологической помощи и оказание наркологической помощи, адресованной лицам, относящимся к группе риска;
3) третичную профилактику - систему мер, направленных на социальную реабилитацию и ресоциализацию больных наркоманией и (или) токсикоманией, адресованную лицам, у которых развилась зависимость вследствие потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
4) мероприятия по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков.
К мерам первичной профилактики относятся:
антинаркотическая пропаганда, в том числе информирование населения автономного округа о негативном влиянии на здоровье человека незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
мероприятия, направленные на внедрение здорового образа жизни, а также предложение подросткам и молодежи полезных форм деятельности, представляющих собой альтернативу употреблению наркотиков (кружки, секции, волонтерство и т.д.);
семейное консультирование, в том числе обучение родителей (законных представителей) навыкам бесконфликтного общения с детьми и выявления первичных признаков потребления наркотических средств и психотропных веществ;
психологическая поддержка лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе по телефону доверия;
раннее выявление лиц группы риска;
профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде посредством негативно-ориентированной и позитивно-ориентированной профилактики.
К мерам вторичной профилактики относятся:
формирование у лиц группы риска, а также больных наркоманией мотивации к обращению за оказанием наркологической помощи;
оказание наркологической помощи и осуществление иных мероприятий по преодолению физической и психической зависимости от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
лечение заболеваний, сопутствующих наркомании.
К мере третичной профилактики относится предоставление больным наркоманией, прошедшим курс лечения, услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.
6. Основные формы решения задач и достижения цели Концепции, перспективные направления реализации государственной антинаркотической политики
Организация решения задач Концепции включает в себя следующие направления деятельности и мероприятия:
1) развитие волонтерского антинаркотического движения;
2) привлечение организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждан к участию в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
3) полный (100%) охват несовершеннолетних обучающихся первичной профилактикой;
4) проведение в образовательных организациях профилактических мероприятий в группах риска;
5) формирование в обществе негативного, нетерпимого отношения к распространению и употреблению наркотических средств и психотропных веществ;
6) разработка и реализация государственных и муниципальных программ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их потреблению;
7) информирование населения о влиянии на здоровье таких негативных факторов как употребление наркотических средств и психотропных веществ;
8) информационное обеспечение просветительскими материалами медицинских организаций и населения по вопросам организации оказания профилактической и лечебной помощи;
9) организация и проведение профилактических медицинских осмотров населения в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
10) проведение медицинского обследования трудовых коллективов и выборочно членов семей на предмет выявления групп риска;
11) оказание медицинской, консультативной, профилактической и психологической помощи в трудовых коллективах, образовательных организациях по вопросам профилактики наркологических заболеваний;
12) семейное консультирование и оказание психологической помощи созависимым членам семьи и членам семьи групп риска;
13) реализация профилактических программ, направленных на предупреждение или отказ от потребления наркотических средств и психотропных веществ у различных категорий населения, в том числе у детей и подростков;
14) оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам профилактики наркологических заболеваний;
15) проведение профилактических мероприятий с лицами, совершившими административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
16) взаимодействие с государственными центрами здоровья и негосударственными учреждениями, оказывающими профессиональную медицинскую профилактическую помощь по вопросам профилактики наркологических заболеваний;
17) реализация мероприятий, пропагандирующих в обществе здоровый и безопасный образ жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону;
18) своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и наркопреступности, принятие мер по их устранению;
19) контроль за легальным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, расширение межведомственного взаимодействия по проведению совместных мероприятий по предупреждению утечек наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот, совершенствование контроля за оборотом кодеинсодержащих лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов, способных сформировать наркогенную зависимость;
20) реализация комплекса мер для обеспечения досуговой занятости и физического воспитания детей, подростков и молодежи;
21) проведение конкурса журналистских работ и проектов среди средств массовой информации по профилактике наркомании;
22) введение дополнительных стимулирующих механизмов эффективной реализации государственной антинаркотической политики на муниципальном уровне;
23) совершенствование межведомственного взаимодействия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактики наркопотребления, а также повышению эффективности организации работы волонтерского антинаркотического движения;
24) создание автоматизированной информационной системы мониторинга наркоситуации.
Этапы и сроки реализации Концепции, ее организационно-ресурсное обеспечение отражены в Плане мероприятий по реализации Концепции государственной антинаркотической политики в автономном округе (приложение 2 к распоряжению Правительства автономного округа).
7. Потенциальные риски при реализации Концепции
При реализации Концепции возможны риски, которые определяются как вероятность возникновения негативных последствий.
1. Внутренние риски:
недостаточность кадровых ресурсов и уровня их профессиональной подготовки;
недостаточность финансовых средств на исполнение мероприятий по реализации Концепции;
пассивность общественных организаций в реализации Концепции и участии в антинаркотической деятельности;
различное понимание у представителей общественности, экспертов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления принципов, форм и методов реализации государственной антинаркотической политики;
негативное (пассивное) отношение населения к реализуемым антинаркотическим мероприятиям, пассивное участие в них;
низкая обращаемость граждан за помощью в специализированные государственные наркологические, социальные учреждения вследствие опасения подвергнуться социально-правовым ограничениям, увеличения масштабов распространения анозогнозии среди потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
формальный подход к планированию, организации и проведению мероприятий по реализации Концепции;
неэффективность выбранных исполнительным органом государственной власти автономного округа, органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа форм реализации Концепции;
сложность определения критериев результативности мероприятий Концепции.
2. Внешние риски:
изменение Стратегии, федеральных нормативных правовых актов в сфере профилактики наркомании и противодействия наркопреступности;
изменение структуры наркопотребления, в том числе появление в незаконном обороте новых наркотических средств и психотропных веществ;
внедрение новых форм и методов пропаганды немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ;
совершенствование дистанционных форм незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В качестве превентивных мер снижения уровня негативных последствий возникновения рисков и их влияния на эффективность реализации государственной антинаркотической политики в автономном округе предлагается:
информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности органов власти, общественности, правоохранительных органов по профилактике наркомании и противодействию наркопреступности;
эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов субъектами антинаркотической деятельности;
расширение и переформатирование региональных инструментов в сфере профилактики наркомании (цифровизация процессов);
консолидация усилий субъектов антинаркотической деятельности через координацию совместной деятельности;
синхронизация мероприятий Концепции по времени, исполнителям, технологиям, отслеживание результатов работы;
обучение и привлечение профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере профилактики наркомании, противодействия наркопреступности;
своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты автономного округа и Концепции при возникновении объективной необходимости.
8. Ожидаемые результаты
В результате реализации Концепции будут достигнуты социальные эффекты:
снижение числа отравлений и летальных исходов вследствие потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
увеличение удельного веса наркозависимых лиц, снятых с диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением, от числа всех лиц данной категории, снятых с диспансерного наблюдения;
увеличение количества наркозависимых лиц, находящихся в ремиссии свыше 2 лет;
уменьшение численности лиц, повторно обратившихся за прохождением социальной реабилитации;
повышение качества предоставляемых населению социальных услуг в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества и (или) психотропные средства без назначения врача;
увеличение доли учащейся молодежи, участвующей в реализации антинаркотических программ;
увеличение доли молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет), вовлеченной в реализацию проектов по профилактике наркомании, в общей численности молодежи;
увеличение количества волонтеров антинаркотического движения в расчете на 100 тысяч населения;
охват обучающихся группы риска профилактическими мероприятиями;
повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте;
положительная оценка гражданами антинаркотических профилактических мероприятий;
привлечение общественных организаций к реализации мероприятий, направленных на сдерживание распространения наркомании.
Описание методик и методологии расчетов данных показателей, условий и объемов отклонения фактических данных от прогнозируемых утверждают приказами органы исполнительной власти автономного округа.
Реализация Концепции приведет к достижению следующего показателя:
N |
Наименование показателя |
Значения показателей по годам |
|||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Общая распространенность наркомании (на 100 тыс. населения), чел. |
190,3 |
188,5 |
186,9 |
185,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.