Постановление Верховного Суда РФ от 23 июля 2019 г. N 47-АД19-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Маркиной Тамары Геннадиевны на вступившие в законную силу постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Приволжское МТУ Росстандарта) от 6 марта 2018 г. N 4/13-6, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2018 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 19 июня 2018 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 ноября 2018 г., вынесенные в отношении заведующего муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением "Детский сад N 73" (далее - МБДОУ "Детский сад N 73", учреждение) Маркиной Тамары Геннадиевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского МТУ Росстандарта от 6 марта 2018 г. N 4/13-6, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2018 г., решением судьи Оренбургского областного суда от 19 июня 2018 г. и постановлением заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 ноября 2018 г., заведующий МБДОУ "Детский сад N 73" Маркина Т.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Маркина Т.Г. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон об обеспечении единства измерений) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно статье 11 Закона об обеспечении единства измерений одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений является поверка средств измерений.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений).
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 24 января 2018 г. N 62 в отношении МБДОУ "Детский сад N 73" в период с 1 февраля 2018 г. по 1 марта 2018 г. должностным лицом отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского МТУ Росстандарта проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки зафиксировано применение в нарушение части 1 статьи 9 и части 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений не прошедших в установленном порядке поверку средств измерения:
- в медицинском кабинете: ростомер медицинский РМ-1 N 1651; весы медицинские ВМЭН-150 N 00167; секундомеры механические СОПпр-2а-3-000 N 4228 и N 5551; термометры для измерения температуры тела ТМП б/н - 20 единиц; гигрометр психрометрический ВИТ-2 N 308; тонометр для измерения артериального давления Little doctor N АА15013153872; тонометр для измерения артериального давления Little doctor N 121; спирометр сухой портативный ССП N 5129;
- в пищеблоке: весы электронные SW-5 N 11231654 и N 11231683; весы платформенные "Масса-К" N С83759.
Выявленные в рамках проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 22 февраля 2018 г. N 18.
22 февраля 2018 г. должностным лицом отдела в Оренбургской области Приволжского МТУ Росстандарта в отношении заведующего МБДОУ "Детский сад N 73" Маркиной Т.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту допущенного применения в учреждении средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения заведующим МБДОУ "Детский сад N 73" Маркиной Т.Г. вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, заведующий МБДОУ "Детский сад N 73" Маркина Т.Г. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод судебных инстанций о совершении указанным лицом данного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние заведующего МБДОУ "Детский сад N 73" Маркиной Т.Г. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об обеспечении единства измерений.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе Маркина Т.Г., как и на предыдущих стадиях производства по делу, заявляет о необоснованности привлечения ее к административной ответственности, утверждая, что на учреждение не распространяются положения Закона об обеспечении единства измерений, указывая в числе прочего, что осуществляемая им на основании лицензии образовательная деятельность не включена в определенный частью 3 статьи 1 названного Закона перечень видов деятельности, при осуществлении которых должны выполняться установленные к измерениям обязательные метрологические требования, а медицинскую деятельность и деятельность в области торговли учреждение не осуществляет.
Данный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно признан судебными инстанциями несостоятельным.
Из материалов дела следует, что 11 января 2016 г. МБДОУ "Детский сад N 73" заключен договор N 39/д с государственным автономным учреждением здравоохранения "Детская городская клиническая больница" г. Оренбурга (далее - медицинская организация) на предоставление услуг по медицинскому обслуживанию, предметом которого является оказание медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся.
По условиям данного договора МБДОУ "Детский сад N 73" обеспечивает медицинские кабинеты мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения, при этом организует за свой счет метрологическое обеспечение, поверку, техническое обслуживание медицинского оборудования в сроки, обусловленные договорами со специализированными организациями (подпункт "з" пункта 2.2 договора).
Кабинет врача и медицинские изделия преданы учреждением указанной медицинской организации на основании заключенного между ними 3 октября 2014 г. договора безвозмездного пользования и акта приема-передачи.
9 января 2018 г. МБДОУ "Детский сад N 73" заключен муниципальный контракт N 31-18-КОУ с обществом с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания "Подросток" (далее - организация питания) на оказание услуг по организации питания воспитанников, предметом которого является оказание услуг по организации общественного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций.
По условиям данного муниципального контракта в обязанности МБДОУ "Детский сад N 73" входит проведение поверки и клеймения весоизмерительного оборудования (пункт 3.2 муниципального контракта).
Оборудование пищеблока передано учреждением указанной организации питания на основании заключенного между ними 27 марта 2017 г. договора безвозмездного пользования и акта приема-передачи.
При этом 9 января 2018 г. N 73 во исполнение Закона об обеспечении единства измерений и для поддержания постоянной исправности средств измерений и достоверности проводимых ими измерений заведующий МБДОУ "Детский сад N 73" Маркина Т.Г. вынесла приказ о назначении ответственным за метрологическое обеспечение учреждения заместителя заведующего, производстве систематической проверки состояния средств измерений, обеспечении правильной их эксплуатации, оставив контроль за исполнением приказа за собой.
По результатам пересмотра на предыдущих стадиях производства по делу состоявшихся по делу актов судебные инстанции правомерно исходили из того, что находящиеся в медицинском пункте и пищеблоке средства измерений используются в учреждении в рамках названных выше договора и муниципального контракта, в связи с чем на учреждение распространяются требования Закона об обеспечении единства измерений.
При этом обоснованно отмечено, что то обстоятельство, что МБДОУ "Детский сад N 73" не осуществляет медицинскую деятельность и деятельность в области торговли, не освобождает его руководителя от обязанности контроля за соблюдением в учреждении обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации.
Со ссылкой на положения части 15 статьи 2, статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений, диспозицию части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделан правильный вывод о том, что Маркина Т.Г., будучи заведующим учреждением, при отсутствии должного контроля за соблюдением в учреждении обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, допустила применение в учреждении средств измерений не прошедших в установленном порядке поверку в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (без установленных показателей точности), что влечет административную ответственность, установленную частью 1 статьи 19.19 названного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Оренбургской области от 18 мая 2018 г. по делу N А47-2819/2018, которым отменено постановление Приволжского МТУ Госстандарта от 6 марта 2018 г. N 4/13-5 о привлечении МБДОУ "Детский сад N 73" к административной ответственности, и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2018 г., которым названное решение оставлено без изменения, не могут рассматриваться в качестве оснований для отмены состоявшихся в рамках настоящего дела об административном правонарушении судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 19.19 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление начальника отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2018 г. N 4/13-6, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2018 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 19 июня 2018 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 ноября 2018 г., вынесенные в отношении заведующего муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением "Детский сад N 73 Маркиной Т.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Маркиной Т.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росстандарт оштрафовал заведующую детсадом за то, что градусники, ростомер, тонометр и весы в медкабинете и пищеблоке не прошли поверку средств измерения. Директор утверждала, что сад ведет только образовательную деятельность, при которой необязательно соблюдать метрологические требования. Суды трех инстанций, а вслед за ними и Верховный Суд РФ признали штраф законным.
Приборы в детсаду используются в рамках договоров, по условиям которых именно детсад обеспечивает помещения оборудованием по стандарту оснащения и организует его метрологическое обеспечение, поверку, техобслуживание. В связи с этим на учреждение распространяются требования Закона о единстве измерений. То обстоятельство, что детсад не занимается медицинской и торговой деятельностью, не освобождает его руководителя от соблюдения метрологических требований.
Постановление Верховного Суда РФ от 23 июля 2019 г. N 47-АД19-8
Текст постановления опубликован не был