Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Развитие экономического
потенциала и формирование
благоприятного
предпринимательского климата"
на 2015 - 2020 годы
Подпрограмма 1
"Формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата"
12 мая, 20 июля 2015 г.
Паспорт
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Печенгского района
1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Низкий уровень привлечения инвестиций в район обусловлен отсутствием необходимой инвестиционной инфраструктуры, административными барьерами и сложностями, связанными с получением разрешений на строительство, подключением к системе энергоснабжения, отсутствием подготовленных площадок под инвестиционные проекты.
Администрация района должна продолжить создание необходимых условий для развития бизнеса, содействовать упрощению административных процедур получения муниципальных услуг, повышению благоприятствования налогового режима, формированию инструментов муниципально-частного партнерства.
Промышленный сектор Печенгского района, как и в других муниципалитетах Мурманской области и России в целом, составляет основу его экономики. Ввиду ограниченных возможностей по развитию базовых отраслей экономики, северные регионы остаются привлекательными для инвестиций в случае наличия у них уникальных по содержанию или запасам месторождений полезных ископаемых, либо в случае наличия уникальных возможностей для транспортировки товаров за рубеж.
Учитывая высокий уровень достигнутых объемов промышленного производства и ограниченные возможности по расширению действующих промышленных предприятий, необходимо основные усилия в сфере развития промышленности направить на создание благоприятных условий для размещения на территории района новых производственных объектов.
В 2013 году Печенгский район включился в "Национальную предпринимательскую инициативу" - в районе внедряется стандарт деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Инвестиционный стандарт).
Внедрение Инвестиционного стандарта является одной из важнейших задач в деятельности Администрации района, институтов бизнеса и экспертного сообщества.
Анализ наилучших региональных практик позволил выделить ключевые и наиболее успешные меры по улучшению инвестиционного климата. В том числе:
- обеспечение комфортной административной среды и благоприятного налогового режима;
- сокращение сроков согласовательных процедур;
- создание готовых промышленных площадок, индустриальных парков и технопарков;
- содействие в финансировании инвестиционных проектов и т.д.
В рамках внедрения Инвестиционного стандарта Администрация района уже приступила к работе, результатом которой должно стать создание нового механизма по эффективному привлечению инвестиций в район, их сопровождению и реализации.
В основу этой работы положен разработанный Агентством стратегических инициатив (далее - АСИ) стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, включающий:
- нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности, включая разработку и утверждение инвестиционной стратегии;
- организационно-правовое и инфраструктурное обеспечение.
Речь идет о создании комплексного института по содействию инвестициям и работе с инвесторами по принципу "одного окна" и привлечению инвестиций под создание инфраструктуры (инженерной, дорожной, социальной), в том числе на условиях муниципально-(государственно-) частного партнерства, а также создании инновационной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов: промышленных парков, технологических парков и пр.
Создание института обеспечит осуществление функций по продвижению инвестиционных возможностей и проектов района в России и за рубежом, взаимодействию с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории района, а также обеспечению реализации государственной и муниципальной политики в части оказания муниципальных услуг в режиме "одного окна".
Для активизации инвестиционной деятельности муниципалитету отводится заметная роль в реализации инвестиционных проектов на условиях муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация мероприятий по проведению семинаров, круглых столов, конференций по вопросам создания эффективных механизмов привлечения инвестиций, создания портала инвестиционной деятельности Печенгского района направлены на привлечение инвестиционных средств, продвижение инвестиционных проектов и организацию проектов МЧП.
С целью определения наиболее результативных методов развития сопутствующих производств необходимо провести анализ и оценку потенциала кластерного развития Печенгского района.
Наиболее значимыми инвестиционными проектами, реализуемыми и запланированными к реализации в районе, являются:
В числе основных точек формирования кластеров в Печенгском районе можно выделить горнодобывающий и туристический секторы, которые в среднесрочной перспективе получат наибольшее экономическое развитие и способны оказать существенное влияние на появление большого количества новых сопутствующих предприятий промышленного и туристического сервисов.
Одной из проблем привлечения инвесторов к размещению производств на территории Печенгского района является выбор земельного участка с учетом обеспеченности инженерной инфраструктурой, экологических норм и других требований законодательства.
В 2014 году ПЭУ планирует разработку информационного реестра инвестиционных (промышленных) площадок, включающего данные о незадействованных мощностях промышленных предприятий, земельных участках района, пригодных для размещения новых производственных объектов, действующих и находящихся на этапе создания промышленных и индустриальных парках (частных, муниципальных и государственных).
Информационный реестр будет включать не менее 20 паспортов инвестиционных (промышленных) площадок, информация о которых будет отражена на инвестиционной карте Мурманской области и инвестиционном портале Печенгского района.
Полученная информация будет использована для выработки предложений инвесторам в качестве площадок под размещение производств и оказания услуг.
1.2. Основные проблемы
Основной проблемой является низкая привлекательность района для осуществления инвестиционной деятельности, обусловленная высокой капиталоемкостью производств, связанной с "северным удорожанием".
Специфическими факторами "северного удорожания" являются высокие издержки, связанные со сложными природно-климатическими условиями, транспортной удаленностью, повышенной стоимостью рабочей силы ( "полярные" надбавки и коэффициенты к зарплатам), что предопределяет крайне невыгодные конкурентные условия для развития бизнеса, привлечения инвестиционных потоков по сравнению с другими регионами России.
Кроме того, район является специфическим приграничным регионом с местом дислокации стратегических военных объектов и расположением на территории района четырех формирований, земельные участки которых в большей степени находятся в собственности Российской Федерации, что создает определенные трудности по вовлечению данных земель в инвестиционный оборот и снижает привлекательность данных территорий для инвесторов.
Наиболее серьезной проблемой недропользования Печенгского района в прогнозном периоде будет истощение минерально-сырьевой базы горнопромышленного комплекса по традиционным для района видам сырья - медно-никелевые руды и существенное снижение уровней и темпов ее воспроизводства.
Высокорентабельная приповерхностная часть большинства крупных и уникальных месторождений сырья практически выработана в ходе многолетней интенсивной эксплуатации. В связи с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых значительно увеличиваются прямые производственные затраты и капитальные вложения, сохраняется тенденция к ухудшению качества добываемых ископаемых и усложняются условия их разработки. Все это ведет к снижению рентабельности производства, удорожанию конечной продукции предприятий в прогнозном периоде.
1.3. Прогноз развития
Основными факторами, определяющими динамику инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) в прогнозном периоде будут являться: рост инвестиционных расходов бюджетов, а также модернизация производства градообразующего предприятия и туристического сектора.
В 2015 - 2020 годах планируется продолжение работ по реконструкции, расширению и техническому перевооружению предприятий горно-металлургического комплекса района ОАО "Кольская ГМК", а также по строительству и реконструкции объектов социальной и туристической инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в 2015 - 2020 годах будут являться собственные средства организаций. В структуре государственных и муниципальных инвестиций будут преобладать средства федерального бюджета (более 80%).
В связи с возможными сдерживающими факторами обеспечения прогнозируемого темпа роста объема инвестиций в основной капитал может быть:
- снижение инвестиционных возможностей регионального и муниципального бюджетов;
- снижение инвестиционной активности реального сектора в связи с пересмотром инвестиционных программ организаций;
- несоблюдение заданных параметров либо перенос сроков финансирования реализации мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ.
Реализация подпрограммы направлена на повышение конкурентоспособности экономики района и будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в Печенгском районе и Мурманской области в целом, учитывая важность данной проблемы.
II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи подпрограммы, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков ее реализации
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы сформированы на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Печенгского района на период до 2020 года, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, основных направлений налоговой политики Российской Федерации, разрабатываемых на трехлетнюю перспективу, утверждаемых Правительством Российской Федерации ежегодно и др.
К числу приоритетов муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы отнесены следующие направления:
- формирование благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечение инвестиций в экономику района;
- содействие развитию конкуренции;
- устранение излишних административных барьеров;
- обеспечение защиты прав собственности и контрактных обязательств;
- привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов МЧП, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах;
- расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы и упрощение административных процедур.
Цель подпрограммы - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:
- создание и развитие механизмов муниципальной поддержки инвестиционной деятельности. Улучшение инвестиционного климата и предпринимательской деятельности;
В результате реализации подпрограммы ожидается:
- повышение инвестиционной привлекательности и формирование позитивного имиджа Печенгского района;
- снижение административных барьеров;
- появление на территории района новых производственных объектов;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,7 раза в 2020 году по отношению к 2013 году;
- совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью;
- создание инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
- повышение инвестиционного рейтинга Печенгского района.
Срок реализации подпрограммы: 2015 - 2020 годы.
Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
III. Перечень показателей подпрограммы
* рассчитывается в случае вхождения иностранного инвестора в Печенгский район"
IV. Перечень мероприятий подпрограммы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.