Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2019 г. N ПР 01-161/16-09
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год" в Министерстве финансов Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 11 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н (далее - Порядок N 187н)1, Минфином России на основании предложений МЧС России об изменении сводной бюджетной росписи внесено два изменения в сводную бюджетную роспись но перераспределению бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России, в сумме 25 503,7 тыс. рублей в части увеличения расходов на выполнение государственного оборонного заказа, при этом предложения МЧС России не соответствовали подпункту 11.1.4 Порядка N 187н, поскольку предлагаемые изменения в сводную роспись не были согласованы е коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
1.2. В нарушение пункта 46 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, согласно которому выделение в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество и земельного налога осуществляется путем внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись на основании представляемых в Минфин России главными распорядителями средств федерального бюджета предложений, которые должны содержать в том числе копии правоустанавливающих документов на земельные участки, копии документов, подтверждающих кадастровую стоимость (увеличение кадастровой стоимости) земельных участков, а при увеличении общего объема остаточной стоимости имущества - копию баланса, подтверждающего это увеличение, Минфином России (решение от 4 июня 2018 г. N 1-02-000/0287) увеличены бюджетные ассигнования Минобороны России путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись на сумму 1 332 519,0 тыс. рублей, при этом предложения Минобороны России об увеличении бюджетных ассигнований не содержали копий правоустанавливающих документов на земельные участки и копий баланса, подтверждающего увеличение общего объема остаточной стоимости имущества.
1.3. В нарушение пункта 1 статьи 131 и части 2 статьи 674 Гражданского кодекса, статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не обеспечена государственная регистрация 15 договоров найма служебного жилого помещения (с дополнительными соглашениями) на жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд Минфина России с отнесением к служебным жилым помещениям2.
1.4. В нарушение пункта 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, Минфином России не направлены в информационную подсистему "Автоматизированная система учета федерального имущества" (далее - система учета) записи об изменении сведений и подтверждающие документы в отношении лиц, обладающих правами на недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Минфином России3, в целях учета сведений о них в подразделах 1.3 и 3.4 реестра федерального имущества.
Кроме того, в части помещений специализированного жилищного фонда Минфина России в картах 1.3 "Ограничение (обременение)" подраздела 1.3 "Сведения о помещениях" раздела 1 реестра федерального имущества в строке "Документы - основания ограничения оборота" не указаны реквизиты федерального закона, которым установлено ограничение оборота жилых помещений специализированного жилищного фонда.
1.5. В нарушение пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1901-р, в соответствии с которым Росимуществу и Минфину России в 16-месячный срок необходимо обеспечить реализацию мероприятий по преобразованию федерального государственного унитарного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" в акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт", Росимуществом и Минфином России мероприятие по преобразованию завершено 1 апреля 2019 года (с превышением установленного срока на три месяца).
1.6. В нарушение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которым размер уставного фонда государственного предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия и в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения, Минфином России после снижения стоимости чистых активов (по состоянию на 1 января 2017 года - 5 408 814 тыс. рублей) меньше размера уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" (8 000 000 тыс. рублей) решения об уменьшении размера уставного фонда предприятия не принимались.
1.7. В нарушение абзаца второго пункта 9 Порядка составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 19 марта 2009 г. N 26н, в соответствии с которым сведения о поступлении в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (форма 0508025), составляются федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия главного администратора доходов бюджета по поступлениям в федеральный бюджет доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий по состоянию на 1 июля текущего года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, и представляются в Счетную палату Российской Федерации не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, Минфином России в Счетную палату Российской Федерации сведения по форме 0508025 в 2018 году не направлены.
1.8. В нарушение пункта 7 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утвержденного приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. N 105н, изменения в сводную бюджетную роспись, предусматривающие сокращение бюджетных ассигнований по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета в связи с несоблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления на основании приказов Минфина России от 12 октября 2018 г. N 3015 - 3018 на общую сумму 349,8 млн. рублей, не вносились.
1.9. В нарушение пункта 23 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации), после доведения лимитов бюджетных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (казначейское уведомление от 11 декабря 2017 г. N 092/001) Минфин России посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации направил на заключение в Минкомсвязь России итоговый проект плана информатизации 23 января 2018 года, то есть с нарушением установленного срока (в течение 10 рабочих дней со дня доведения до государственных органов лимитов бюджетных обязательств) на 15 рабочих дней.
1.10. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации, согласно которому отчеты о выполнении планов информатизации представляются в Минкомсвязь России до 15 апреля года, следующего за отчетным, Минфином России представлен отчет о выполнении плана информатизации за 2018 год, не содержащий отчетные данные по шести мероприятиям.
1.11. В нарушение пункта 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания для ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (далее - ФГБУ "НИФИ") в сформированном Минфином России обосновании бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 28 декабря 2017 года рассчитан с учетом затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, в сумме 2 204,6 тыс. рублей (на уплату земельного налога), которые не подтверждены расчетами и данными бухгалтерского учета. Земельный участок, на котором расположено здание ФГБУ "НИФИ", в установленном порядке не оформлен.
1.12. В нарушение пункта 6 статьи 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым реестр источников доходов Российской Федерации формируется и ведется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, указанный порядок до настоящего времени Минфином России не утвержден.
1.13. Минфином России нарушен пункт 15 Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступлений доходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 2016 г. N 128н (далее - Порядок N 128н), в соответствии с которым обоснования прогнозов поступления доходов, принятые Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 Порядка N 128н, должны соответствовать показателям, предусмотренным (учтенным при формировании) федеральным законом о федеральном бюджете, в части прогноза доходов федерального бюджета.
Так, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон N 362-ФЗ) составляет 15 257 805 147,7 тыс. рублей, а общая сумма дохода на 2018 год по источникам доходов, сформированная на 3-м этапе бюджетного цикла 2018 - 2020 подсистемы "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет", составляет 15 478 796 582,8 тыс. рублей (отклонение от параметров закона составило 220 991 435,1 тыс. рублей).
1.14. Минфином России нарушен пункт 22 Порядка N 128н, согласно которому обоснования прогнозов поступления доходов, принятые Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 21 Порядка N 128н, должны соответствовать показателям, предусмотренным (учтенным при формировании) федеральным законом о федеральном бюджете в части прогноза доходов федерального бюджета, формируемым и представляемым в Министерство финансов Российской Федерации главным администратором доходов для ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 117н.
Так, прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) составляет 18 947 568 263,9 тыс. рублей, при этом общая сумма дохода на 2018 год по источникам доходов, сформированная на 6-м этапе в подсистеме "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет", составляет 18 749 014 388,2 тыс. рублей (отклонение от параметров закона составило "минус" 198 553 875,7 тыс. рублей).
2. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие недостатки.
2.1. Минфином России как участником государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), не размещены сведения в форме мониторинга реализации государственной программы в части реализации основного мероприятия 1.1 "Управление средствами резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" за I, II и III кварталы 2018 года, что не соответствует пункту 73 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
2.2. В результате недостаточного контроля со стороны Минфина России, установленного пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 2016 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за деятельностью учреждений, подведомственных Минфину России, бюджетными и казенными учреждениями допущены следующие нарушения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 12 января 1996 г."
2.2.1. В нарушение пункта 3.1 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25 февраля 2015 г. N 29н, ФГБУ "НИФИ" направило в Минфин России расчет и финансово-экономическое обоснование размера субсидии на иные цели, не содержащие обосновывающую информацию по мероприятиям научно-методической поддержки Республики Узбекистан на сумму 2 506,4 тыс. рублей, по мероприятиям научно-методической поддержки Республики Армения - на сумму 18 561,4 тыс. рублей, в подтверждающую потребность учреждения в осуществлении указанных расходов.
2.2.2. ФКУ "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней" в нарушение абзаца девятого пункта 54 раздела VI Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н, несвоевременно направлено два уведомления об уточнении вида и принадлежности платежей (нарушения сроков составили от 190 до 196 дней).
2.2.3. ФКУ "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" в нарушение пункта 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, которым предусмотрен учет начисления доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, осуществляло начисление в бухгалтерском учете сумм неустоек (штрафов, пеней) за нарушение условий государственных контрактов на основании платежных поручений, в то время как моментом возникновения требования к плательщику являются направленные требования (претензии) или подписанный двумя сторонами акт приема-передачи (сдачи-приемки) товара (работ, услуг).
В этой связи Минфину России рекомендуется принять меры по недопущению недостатков в ведении бухгалтерского учета казенными учреждениями, подведомственными Минфину России.
2.3. В 2018 году Минфином России по КБп 092 0505 0510367380 811 предоставлены субсидии 29 кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в объеме 57,3 млн. рублей.
Вместе с тем на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в реестре соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов (далее - реестр соглашений) в реестровой записи N 09218РЗ6000016 отсутствует информация об указанном коде классификации расходов федерального бюджета, что не соответствует пункту 4.22 Порядка ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, утвержденного приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 263н (далее также - Порядок N 263н), в соответствии с которым в случае предоставления субсидии, бюджетных инвестиций, межбюджетного трансферта, предоставление которых осуществляется на основании нормативного правового акта, предусмотренного пунктом 1.3 Порядка N 263н, лимиты бюджетных обязательств на предоставление которых предусмотрены по различным кодам классификации расходов федерального бюджета, при формировании информации о коде классификации расходов федерального бюджета указываются все коды классификации расходов федерального бюджета, по которым предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на предоставление данных субсидии, бюджетных инвестиций, межбюджетного трансферта. Таким образом, Минфином России в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 2.6 Порядка N 263н, не обеспечено в полном объеме формирование информации, подлежащей включению в реестр соглашений.
Счетная палата Российской Федерации отмечает трудности поиска и использования информации, включаемой в реестр соглашений, которые связаны в том числе с отсутствием в порядке ведения реестра соглашений требований к наименованию прикрепляемых документов, указанию признака (типа) прикрепляемого документа (копия соглашения или дополнительного соглашения, отчет об осуществлении расходов или отчет о достижении значений показателей результативности и т.д.), структуры документов, прикрепляемых к реестровым записям реестра соглашений, а также возможности работы с реестром на определенную дату.
В этой связи Минфину России рекомендуется проработать вопросы в части необходимости внесения изменений в Порядок ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, утвержденный приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. N> 263н, и (или) в Порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 243н, в целях организации типизации прикрепляемых к реестровой записи документов, требований к наименованию прикрепляемых документов, а также возможности работы с реестром на определенную дату.
2.4. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н), по направлению расходов 92784 отражаются расходы федерального бюджета, связанные с доставкой грузов гуманитарного характера и эвакуацией российских граждан. Минфином России не осуществлен должный контроль за соответствием вносимых в сводную бюджетную роспись изменений бюджетному законодательству Российской Федерации и на основании предложений МЧС России (справки от 11 апреля 2018 г. N 1-10-177/0036, от 13 июля 2018 г. N 1-10-177/0046, от 28 ноября 2018 г. N 1-10-177/0072) принято решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований по направлению расходов 92784 на общую сумму 16 657,6 тыс. рублей для обеспечения расходов, связанных с транспортировкой отряда МЧС России и его работой на территории Республики Южная Осетия, и осуществления расходов, связанных с доставкой сил и средств МЧС России для проведения поисково-спасательных работ в районе архипелага Шпицберген в связи с оказанием помощи Королевству Норвегия.
2.5. В Соответствии с приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 210н целевая статья 10 6 00 00000 "Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" исключена из Указаний N 65н и не подлежала применению при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации начиная с формирования бюджетов на 2018 год. При этом Минфином России внесены изменения в сводную бюджетную роспись по предложениям МЧС России (справки от 18 января 2018 г. N 1-10-177/0006 и от 6 сентября 2018 г. N 1-10-177/0059) об увеличении и перераспределении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по указанной целевой статье.
2.6. При исполнении бюджета в 2018 году Минфином России на основании предложений Минобороны России об увеличении бюджетных ассигнований внесены изменения в сводную бюджетную роспись по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" за счет переданных Минобороны России бюджетных ассигнований от Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) по подразделу 0105 "Судебная система", а также от ФСБ России, СВР России, ФСО России по подразделу 0306 "Органы безопасности".
Вместе с тем в соответствии с Указаниями N 65н по подразделу 0201 отражаются расходы на обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны в целях обеспечения необходимого уровня обороноспособности государства и транспортные расходы мобилизационной и вневойсковой подготовки и расходы, связанные с содержанием аппаратов военных атташе при посольствах Российской Федерации за границей, а также с обеспечением деятельности военных прокуратур в установленной сфере деятельности.
В то же время по подразделу 0105 подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных судов, судов субъектов Российской Федерации и их аппаратов, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента, на развитие судебной системы России, а также на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством. По подразделу 0306 отражаются расходы на обеспечение деятельности федеральных и территориальных органов безопасности.
Таким образом, Минфином России не осуществлен должный контроль за соответствием вносимых в сводную бюджетную роспись изменений бюджетному законодательству и на основании письма Минобороны России принято решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, не соответствующих Указаниям N 65н.
2.7. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" за 2018 год, направленный Минфином России (письмо от 1 марта 2019 г. N 01-02-02/2513455) в Правительство Российской Федерации, не содержал оценку эффективности государственной программы в связи с отсутствием полной и точной информации для ее проведения к сроку подготовки предварительного отчета, что не соответствует подпункту "з" пункта 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.
2.8. Минфином России справкой от 17 декабря 2019 г. N 1-10-092/0452 внесены изменения в сводную бюджетную роспись по распределению зарезервированных бюджетных ассигнований по Минфину России по подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы" в сумме 133 531,3 тыс. рублей Минздраву России на предоставление в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, и бюджету Республики Северная Осетия - Алания на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия.
В соответствии с указанной справкой изменения внесены на основании пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона N 362-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1488 "Об утверждении Правил предоставления в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия - Алания на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия" и постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1489 "Об утверждении Правил предоставления в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия".
Таким образом, внесенные изменения не соответствуют требованиям пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона N 362-ФЗ, так как указанные постановления Правительства Российской Федерации не предусматривают распределение зарезервированных бюджетных средств.
2.9. Минфином России не в полном объеме реализованы бюджетные полномочия, установленные статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части ведения реестра расходных обязательств.
2.9.1. В реестре расходных обязательств по 10 главным распорядителям средств федерального бюджета (ФМБА России, ФСТЭК России, Управление делами Президента Российской Федерации, Росимущество, ФСИН России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России, Минтруд России и Минтранс России) отражены нормативные правовые акты, не содержащие правовых оснований для осуществления соответствующих направлений расходов, что не соответствует пункту 6.7 Методических рекомендаций по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, доведенных Минфином России до главных распорядителей средств федерального бюджета письмом от 10 июля 2017 г. N 16-01-08/43369 (далее - Методические рекомендации).
2.9.2. В графах 11 - 19 реестра расходных обязательств, содержащих реквизиты нормативных правовых актов второго уровня, по 13 главным распорядителям средств федерального бюджета (Росавиация, Роспечать, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, Минтруд России, Управление делами Президента Российской Федерации, МИД России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минприроды России, Минкультуры России, Минстрой России, ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере") отражены распоряжения Правительства Российской Федерации, что не соответствует пункту 6.14 Методических рекомендаций.
2.9.3. По состоянию на 31 декабря 2018 года в реестре расходных обязательств по 19 главным распорядителям средств федерального бюджета (Минпромторг России, Минэнерго России, Минкультуры России, Минздрав России, Минстрой России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот, Минэкономразвития России, Минтруд России, Росстандарт, Росгвардия, Минобороны России, ФАДН России, ГК "Роскосмос", Минспорт России) содержалось 82 строки, по которым указаны в качестве правовых оснований проекты постановлений Правительства Российской Федерации.
При этом по ряду проектов нормативных актов соответствующие акты по состоянию на 31 декабря 2018 годы были приняты, но не были отражены в реестре расходных обязательств, что не соответствует пункту 6.15 Методических рекомендаций.
Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 22 мая 2019 года указанный недостаток был устранен по девяти из 82 строк реестра расходных обязательств, в том числе полностью по Росавтодору и Росморречфлоту.
2.9.4. По 52 строкам реестра расходных обязательств по 22 главным распорядителям средств федерального бюджета (Минпромторг России, Минкультуры России, Минстрой России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Рособрнадзор, Россвязь, Минфин России, Роскомнадзор, - Росморречфлот, Минтруд России, ФТС России, МЧС России, ФНС России, Минобороны России, МВД России, Управление делами Президента Российской Федерации, Минюст России, ФСИН России, ФАДН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Минспорт России) отражено 32 нормативных правовых акта, утративших силу до 1 января и в течение 2018 года, что свидетельствует об отсутствии системной работы по актуализации правовых оснований в реестре расходных обязательств и не соответствует подпункту "в" пункта 19 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
2.10. Изменения сводной росписи в связи с приведением ее в соответствие с принятым Федеральным законом N 458-ФЗ утверждены 29 ноября 2018 года.
Вместе с тем изменения сводной росписи в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета утверждены в указанный срок не в полном объеме, изменения в объеме отклонений утверждены 4 декабря 2018 года.
Сроки утверждения показателей (изменений) сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств в соответствии со вступлением в силу федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Порядком N 187н не предусмотрены.
В связи с изложенным Минфину России предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств" в части установления ограничений по срокам приведения показателей сводной бюджетной росписи в соответствие с показателями федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
2.11. В соответствии со справками об изменении сводной бюджетной росписи от 20 сентября 2018 г. N 1-10-092/0350, от 31 октября 2018 г. N 1-10-092/0386 и от 11 декабря 2018 г. N 1-10-092/0444 по Минфину России и от 17 января 2018 г. N 1-10-100/0001 по Федеральному казначейству в сводную роспись внесены изменения на основании пункта 4 статьи 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, а содержит нормы об управлении средствами Фонда национального благосостояния. Статья 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации также соответствующего основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись не предусматривает.
В связи с изложенным Минфину России предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части включения оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в связи с размещением средств Фонда национального благосостояния в иные финансовые активы.
2.12. В составе материалов к проекту Федерального закона N 362-Ф3 не были представлены расчеты по восьми видам доходов. Кроме того, в представленных расчетах по ряду доходов были приведены прогнозные значения поступлений с пояснениями, указанием метода прогнозирования или формул расчета без приведения расчетов прогноза поступления. При внесении изменений в июле 2018 года (Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов") не были представлены расчеты по 217 видам доходов, в ноябре 2018 года (Федеральный закон N 458-ФЗ) - по 103 видам доходов.
Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что отсутствие в составе материалов к проектам федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период уточненных расчетов по статьям классификации доходов не дает возможности оценить достоверность прогноза поступлений.
В связи с изложенным Минфину России предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления нормы об обязательном представлении в составе материалов к законопроектам о внесении изменений в федеральный бюджет расчетов, обосновывающих предлагаемые изменения объемов поступлений по прогнозируемым видам доходов федерального бюджета.
2.13. Приказ Минфина России от 11 августа 2014 г. N 74н "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации" не приведен в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в части изменения наименования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на Федеральное казначейство.
2.14. По оценке Счетной палаты Российской Федерации, из 85 главных администраторов доходов по 72 федеральным органам исполнительной власти, являющимся главными администраторами доходов, разработаны методики (проекты методик), из которых по 65-администраторам методики (проекты методик) соответствуют общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (с изменениями) (далее - Общие требования), и по семи администраторам не соответствуют Общим требованиям.
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфину России необходимо продолжить работу по осуществлению методологического руководства в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части согласования и приведения их в соответствие с Общими требованиями.
С учетом основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации необходимо выполнить следующие требования:
1) направить в информационную подсистему "Автоматизированная система учета федерального имущества" сведения об ограничениях использования объектов федерального имущества, в том числе в отношении пользователей по договорам безвозмездного пользования и аренды, а также нанимателей служебных жилых помещений;
2) направить в органы Росреестра договоры найма служебного жилого помещения в отношении помещений, закрепленных за Минфином России на праве оперативного управления;
3) утвердить порядок формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков;
5) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 мая 2019 г. N 32К(1328).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 августа 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Председатель |
А.Л. Кудрин |
------------------------------
1 Утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н, применяемого начиная с составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2019 год.
2 Договоры от 21 октября 2013 г. N 2, от 22 мая 2014 г. N 5, от 16 июня 2014 г. N 6, от 14 декабря 2014 г. N 8, от 15 октября 2015 г. N 9, от 20 февраля 2016 г. N 13, от 23 марта 2016 г. N 14, от 14 сентября 2016 г. N 15, от 27 декабря 2016 г. N 16, от 11 октября 2017 г. N 17, от 17 февраля 2018 г. N 18, от 13 апреля 2018 г. N 19, от 12 июля 2018 г. N 21, от 20 июля 2018 г. N 20, от 25 августа 2018 г. N 20.
3 Банк ВТБ (ПАО) (арендатор), Федеральная служба охраны Российской Федерации, местная общественная организация - первичная профсоюзная организация Министерства финансов Российской Федерации Московской городской организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, ФГБУ "Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации", Федеральное казначейство, ФКУ "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации" (пользователи по договорам безвозмездного пользования), наниматели служебных жилых помещений по договорам найма служебного жилого помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2019 г. N ПР 01-161/16-09
Текст представления опубликован не был