Представление Счетной палаты РФ от 16 мая 2019 г. N ПР 06-60/06-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка результативности внесения в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" акций Акционерного коммерческого банка "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (публичное акционерное общество), переданных государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в казну Российской Федерации, в оплату приобретаемых в собственность Российской Федерации акций акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" в акционерном обществе "ДОМ.РФ".
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение.
В процессе осуществления передачи акций Акционерного коммерческого банка "Российский капитал" (публичное акционерное общество) (далее - АКБ "РосКап", Банк) в акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (далее - АИЖК, ДОМ.РФ) заключен договор от 27.06.2017 N 1561/06/17/TS с ООО "Прайсвотерхаускуперс консультирование" по итогам открытого запроса предложений в электронной форме на оказание консультативных услуг. Дополнительными соглашениями от 11.08.2017 N 1 и от 24.08.2017 N 2 продлен срок оказания услуг по договору с 35 дней с даты заключения договора до 55 и 65 соответственно. Указанные дополнительные соглашения к договору от 27.06.2017 N 1561/06/17/TS не размещены АИЖК в ЕИС, что является нарушением части 5 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Значительный синергетический эффект от присоединения Банка для ДОМ.РФ как единого института развития в жилищной сфере будет достигнут только после вывода Банка из процедуры финансового оздоровления (после 2025 года). В краткосрочной перспективе в связи с присоединением Банка для ДОМ.РФ реализовались негативные последствия в виде сокращения собственных средств и необходимости вливания в Банк дополнительных финансовых средств.
Убыток от присоединения Банка в консолидированной финансовой отчетности группы ДОМ.РФ на конец 2017 года отражен в размере 34 705,0 млн рублей.
Доля Банка в прибыли группы за 2018 год (19 284 млн рублей по МСФО) составила 4 211 млн рублей или 22,28%.
Кроме того, за период 2016 - 2018 года наблюдается сокращение нераспределенной прибыли, накопленной в предыдущих периодах деятельности ДОМ.РФ. Нераспределенная прибыль ДОМ.РФ на конец 2018 года сократилась почти в 3 раза по сравнению с 2016 годом и составляет 12 937,98 млн рублей.
В соответствии с дивидендной политикой ДОМ.РФ выплачивает Российской Федерации дивиденды в размере 50% от чистой прибыли группы ДОМ.РФ по МСФО. Чистая прибыль группы ДОМ.РФ за 2018 год составила 19 284 млн рублей. При этом за 2018 года по РСБУ ДОМ.РФ получен убыток в размере 10 943,61 млн рублей. Таким образом, в отчетности ДОМ.РФ выплата дивидендов за 2018 год будет отражена за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, что существенно сократит нераспределенную прибыль ДОМ.РФ (более чем в 3 раза), окажет негативное воздействие на размер собственных средств (капитал) ДОМ.РФ, а также создаст риски для выплаты ДОМ.РФ дивидендов в бюджет в будущих периодах.
2.2. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) ДОМ.РФ выступает агентом Российской Федерации и совершает сделки с находящимися в федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в отношении которых принято решение уполномоченным Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом в целях вовлечения в рыночный оборот указанного имущества.
Вознаграждение ДОМ.РФ за выполнение функций агента Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 12.1 Федерального закона N 161-ФЗ составляют все поступившие в ДОМ.РФ денежные средства в результате совершения им с объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, за вычетом расходов, связанных с исполнением ДОМ.РФ функций агента Российской Федерации.
При этом ДОМ.РФ в соответствии с пунктом 3.1 Устава АО "ДОМ.РФ", утвержденного распоряжением Росимущества от 24.04.2018 N 299-р, является коммерческой организацией, а значит существует риск получения им убытков. В таком случае все доходы, получаемые ДОМ.РФ за выполнение функций агента Российской Федерации по вовлечению в экономический оборот объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, будут оставаться в распоряжении ДОМ.РФ.
С учетом плановых показателей по доходам ДОМ.РФ от выполнения функций агента Российской Федерации на 2019 год (13,36 млрд рублей) и при отсутствии чистой прибыли в 2019 году в объеме, необходимом для выплаты дивидендов в размере более 13 млрд рублей, существует риск недополучения доходов федеральным бюджетом.
2.3. За период 2016 - 2018 годов общая сумма финансирования перечисленная ДОМ.РФ за счет чистой прибыли в Фонд единого института развития в жилищной сфере составила 11585,47 млн рублей, при этом деятельность Фонда недостаточна прозрачна, в том числе отсутствует официальный сайт (раздел на сайте ДОМ.РФ), бухгалтерская отчетность формируется 1 раз в год и включается в приложения к годовому отчету ДОМ.РФ.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" акционерному обществу "ДОМ.РФ" надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверку по выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц АО "ДОМ.РФ", допустивших указанные нарушения.
2) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, а также по снижению выявленных рисков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 апреля 2019 г. N 19К(1315).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 31 июля 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона генеральному директору АО "ДОМ.РФ" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 16 мая 2019 г. N ПР 06-60/06-03
Текст представления опубликован не был