Общие положения
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов в применяемых Ростехнадзором обязательных требованиях;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Федеральный государственный строительный надзор (за исключением федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии)
Согласно отчетной информации, представленной территориальными органами Ростехнадзора, при осуществлении федерального государственного строительного надзора за 9 месяцев 2018 года проведено 9844 проверки, из них: по программам проведения проверок - 3028; по иным основаниям - 6814.
По результатам проверок выявлено 55 447 нарушений. Инспекторским составом Ростехнадзора составлено 6335 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 3479 постановлений о привлечении индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц к административной ответственности.
За 9 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора выявлены нарушения:
требований проектной документации - 24 793;
требований технических регламентов - 12 936;
установленного порядка строительства - 1466;
требований к ведению исполнительной документации - 7688;
требований в области охраны окружающей среды - 2034;
санитарно-эпидемиологических требований - 1505;
требований пожарной безопасности - 4980.
Федеральными законам от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам", Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), касающиеся предмета государственного строительного надзора, отнесения объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов к категории особо опасных, технически сложных, подлежащих федеральному государственному строительному надзору. Уточнена категория объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам, указанным в части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса.
К категории особо опасных, технически сложных объектов отнесены объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации к категории особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта отнесены взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 м и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также иные объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам.
К категории особо опасных, технически сложных объектов отнесены объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Положениями части 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования относятся тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным объектам.
В отношении объектов инфраструктуры морского порта к категории особо опасных, технически сложных объектов отнесены портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов.
К категории объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6, и в соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса при строительстве, реконструкции которых осуществляется федеральный государственный строительный надзор, отнесены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и инфраструктуры воздушного транспорта, строительство, реконструкция которых осуществляется в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты.
Кроме этого, в Градостроительный кодекс внесены изменения:
в пункте 1 части 2 статьи 54 исключена проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов;
согласно пункту 3 части 2 статьи 54 предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54, является проверка выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса.
Положениями части 3 статьи 52 определено, что лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований, в том числе технических регламентов. Таким образом, в рамках осуществления государственного строительного надзора осуществляется контроль за соблюдением лицами, осуществляющими строительство, требований технических регламентов. Вместе с тем согласно части 5 статьи 49 оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов является предметом экспертизы.
Частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса установлено, что государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства при строительстве, реконструкции которых проектная документация не подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 статьи 54, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи Градостроительного кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частями 6.1 и 6.2 статьи 54"
Внесены изменения в статью 51 Градостроительного кодекса, согласно которым в перечень объектов, на строительство, реконструкцию которых не требуется выдача разрешения на строительство объектов, включены объекты, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно.
При этом объекты газораспределения и газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, подлежат федеральному государственному строительному надзору в случае наличия признаков поднадзорности, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов".
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесено осуществление государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории одного субъекта Российской Федерации.
Срок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, установленный частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса, изменен и определен в рабочих днях (составил 42 рабочих дня вместо 60 дней, с возможностью продления на 20 рабочих дней вместо 30 дней).
Статья 53 Градостроительного кодекса дополнена частью 2.1, положения которой содержат возможность проведения строительного контроля в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, - Минстроем России или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением, при наличии решения Правительства Российской Федерации в установленных им случаях.
Внесены изменения в статьи 48.2, 49, 54 Градостроительного кодекса, исключившие понятие "модифицированная проектная документация".
В адрес территориальных органов Ростехнадзора письмом от 7 сентября 2018 года N 00-06-06/1819 направлены разъяснения о порядке применения указанных изменений, внесенных в Градостроительный кодекс, затрагивающих полномочия Ростехнадзора.
Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере распределены между Минстроем России и Минэкономразвития России.
При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Федеральный закон от 12 октября 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "12 января 1996 года"
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 года N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
За 9 месяцев 2018 года Ростехнадзором и территориальными органами проведено 266 проверок в отношении 158 саморегулируемых организаций, в том числе:
плановых проверок - 2;
внеплановых проверок в соответствии с частью 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации - 32;
внеплановых проверок по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 года N ДК-П9-6031 - 57;
внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний - 176.
Общая сумма наложенных штрафов по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проведенных территориальными органами Ростехнадзора, составляет 1165 тыс. рублей.
В судебном порядке обжалованы результаты 24 проверок.
Основные типовые нарушения, допускаемые саморегулируемыми организациями в 2018 году и выявленные в ходе проведения проверок:
несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов;
нарушение требований частей 2, 9, 10, 11.1 и 12 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
нарушение требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса в части формирования и размещения компенсационных фондов саморегулируемой организации на специальных счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях;
несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации (в том числе при отсутствии специалистов, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства), порядка исключения сведений из реестра членов;
нарушение порядка ведения реестра членов саморегулируемой организации (в том числе отсутствие в реестре членов сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сведения о которых были представлены ранее в Ростехнадзор в целях получения статуса саморегулируемой организации);
нарушение порядка хранения и ведения дел членов саморегулируемой организации;
несоблюдение требований информационной открытости, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года N 803 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2014 года, рег. N 31780).
За 9 месяцев 2018 года из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены сведения о 30 саморегулируемых организациях (20 саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство; 9 саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; одной саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания).
В рамках осуществления профилактики нарушений, допущенных в деятельности саморегулируемых организаций, Ростехнадзором проводятся рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и проведению внеплановых проверок саморегулируемых организаций во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2017 года N ДК-П9-6031 о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций.
В рамках Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018 - 2020 годы, утвержденной приказом Ростехнадзора от 24 августа 2018 года N 402, в октябре 2018 года запланировано проведение семинара с саморегулируемыми организациями.
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о саморегулируемых организациях.
По итогам каждого квартала размещается информация о проведенных в истекшем квартале проверках в отношении саморегулируемых организаций с указанием наиболее часто выявляемых нарушений, а также сведения о привлечении юридических и должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 9 месяцев 2018 года (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 декабря 2018 г. N 639)
Текст документа опубликован не был