Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда
от 23 мая 2019 г. N 33а-5233
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Королевой Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании нормативного правового акта недействующим по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2019 года, которым административный иск удовлетворен частично. Постановление администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества" признано не действующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию г. Владивостока возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Герасимова А.Г., представителя департамента лесного хозяйства Приморского края Силина А.В., представителя администрации г. Владивостока Бакулиной А.А., судебная коллегия
установила:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, указав, что постановлением администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 утвержден лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент). Вместе с тем, указанное постановление не соответствует требованиям законодательства.
При разработке Лесохозяйственного регламента в перечень документов, на основе которых разработан регламент, не включен приказ Федерального агентства лесного хозяйства об определении количества лесничеств на территории Владивостокского городского округа и установлении их границ. До настоящего времени не определено количество лесничеств и их границы на землях населенных пунктов Владивостокского городского округа, то есть, Лесохозяйственный регламент принят в отсутствие установленных границ лесничества, установление которых находится в исключительной компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, что грубо нарушает указанные нормативные требования к составу лесохозяйственного регламента и порядка его разработки. Без надлежащего установления границ лесничества неправомерным является проектирование лесных участков, установление целевого назначения лесов, и проведение других мероприятий в рамках лесоустройства, лесного планирования. Поскольку границы лесничества надлежащим образом не установлены, лесохозяйственный регламент не может иметь обязательную силу для граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Просит признать не действующим со дня вступления решения в законную силу постановление администрации г. Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества" до момента установления уполномоченным государственным органом границ Городского Владивостокского лесничества. Обязать администрацию опубликовать сообщение о принятии судом решения в официальном источнике опубликования согласно статьи 37 Устава г. Владивостока в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока заявленные требования не признала, пояснив, что данный Регламент принят во исполнение решения суда от 10.12.2013 года, вступившего в законную силу 14 апреля 2014 года, у администрации нет возможности повлиять на Федеральное агентство по лесному хозяйству по ДФО, которое должно устанавливать границы лесничества.
В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Приморского края не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Из отзыва Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу следует, что требования прокурора поддерживают, поскольку Федеральным агентством лесного хозяйства не определено количество лесничеств и их границы на землях населенных пунктов, входящих в состав Владивостокского городского округа, на которых расположены городские леса, в связи с чем, Регламент не соответствует требованиям закона.
Из отзыва Департамента лесного хозяйства Приморского края следует, что с исковыми требованиями прокурора согласны, поскольку принятым лесохозяйственным регламентом Владивостокского городского округа учтены 873,0 га, в то время как генеральным планом в границы ВГО включены еще и земли лесного фонда площадью 17883,0 га. Однако границы этих лесных участков для включения их в границы г. Владивостока не определены и регламентом эти земли не учтены.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 87 ЛК РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
В силу части 5 статьи 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится, в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
На основании пункта 5 статьи 23 Лесного кодекса РФ количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.5 Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, к полномочиям Рослесхоза относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.
Согласно части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был издан Приказ от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (далее - Состав лесохозяйственных регламентов).
Во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатываемого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных и иных нормативно-правовых актов, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент (п. 5 Состава).
Пунктом 6 Состава лесохозяйственных регламентов установлено, что Глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка; общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям; карту-схему субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества; распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования с приложением схематической карты территории лесничества с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.
Материалами дела установлено, что 09 июня 2017 года администрацией г. Владивостока принято постановление N 1457 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Городского Владивостокского лесничества", опубликовано в издании "Владивосток" N 85 (5851), на официальном сайте администрации г. Владивостока.
16 ноября 2018 года письмом N 9-07/6567 Департамент лесного хозяйства по ДФО (пункт 2 письма) сообщил и.о. прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры о том, что в связи с тем, что приказ Рослесхоза об определении количества лесничеств (лесопарков) и установления их границ на землях населенных пунктов, входящих в состав Владивостокского городского округа, на которых расположены городские леса, отсутствует, постановление главы администрации г. Владивостока N 1457 от 09 июня 2017 г. "Об утверждении лесохозяйственного регламента Владивостокского городского лесничества" не соответствует требованиям законодательства.
Удовлетворяя частично административные исковые требования прокурора, и признавая указанное постановление администрации г. Владивостока от 9 июня 2017 года не действующим полностью со дня вступления в силу решения суда, суд исходил из обоснованности требований прокурора, поскольку лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества противоречит положениям части 1 статьи 87 Лесного РФ в той мере, в какой в нем отсутствует указание на границы Городского Владивостокского лесничества. В условиях отсутствия границ Городского Владивостокского лесничества применение лесохозяйственного регламента не представляется возможным, поскольку именно в отношении лесничества осуществляется проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра; в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
С такими выводами суда первой инстанции полагает необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя соблюдение порядка принятия оспариваемого лесохозяйственного регламента, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 11 Состава лесохозяйственного регламента основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Согласно ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ, лесоустройство включает в себя в том числе, проектирование лесничеств и лесопарков.
В силу части 2 статьи 68.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Согласно положениям п. 3 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, предусматривающей правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесопарков и лесничеств, в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что до принятия лесохозяйственного регламента должны быть определены границы лесничества, которые должны быть указаны в регламенте.
Принятие Лесохозяйственного регламента в отсутствие установленных границ Городского Владивостокского лесничества свидетельствует о нарушении порядка принятия такого регламента.
Поскольку материалами дела подтверждается, что количество лесничеств и их границы на землях населенных пунктов, входящих в состав Владивостокского городского округа не установлены, то лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества принят с нарушением порядка, установленного положениями Лесного кодекса РФ (ст. 68, 68.1, ч. 1 ст. 87), Состава лесохозяйственных регламентов п. 6).
Таким образом, лесохозяйственный регламент Городского Владивостокского лесничества, утвержденный постановлением администрации Владивостока от 09 июня 2017 г. N 1457, принятый в отсутствие установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти границ лесничества, не соответствует закону, вопреки части 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ не может являться основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в п. 1.1 Лесохозяйственного регламента указана общая площадь Городского Владивостокского лесничества в размере 873, 3 га и включает городские леса на территории ВГО, расположенные на 46 лесных участках, находящихся в рекреационной зоне (зона городских лесов и городских лесопарков - зона Р-1 генплана ВГО) подлежат отклонению, поскольку согласно ответу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 16 ноября 2018 года приказ Рослесхоза об определении количества лесничеств и установления их границ на землях населенных пунктов, входящих в состав Владивостокского городского округа, на которых расположены городские леса, не издавался.
Доводы администрации города о том, что Лесохозяйственный регламент принят во исполнение решение суда, которым были установлены сроки исполнения решения, не свидетельствуют о незаконности решения суда, такие доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 23 мая 2019 г. N 33а-5233
Текст определения опубликован не был
Текст определения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)