См. также письмо Минэкономразвития России от 27 июня 2018 г. N ОГ-Д23-6526
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российстсой Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем, в пределах, установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.
1. В настоящее время внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется в порядке, установленном частями 4 - 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Исходя из положений статьи 69 Закона N 218-ФЗ внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является самостоятельной процедурой по отношению к государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем при внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке не осуществляется проверка на предмет наличия оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, в том числе в связи с пересечением границ такого ранее учтенного земельного участка с границами иных земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, по аналогии с положениями пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ (кроме лесных участков часть 3 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 14-КГ15-7, земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства. Вместе с тем не установление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
2. Исходя из положений части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ документы, представленные или поступившие в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости должны:
соответствовать требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания такого документа и на момент его издания:
содержать сведения:
позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным;
о площади объекта недвижимости в случае если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение,
об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении в случае если объектом недвижимости является сооружение.
3. Согласно части 1 статьи 11 Закона N 218-ФЗ реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в ЕГРН внесены сведения, установленные Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН.
До 1 марта 2008 г. в соответствии Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.) внесение в государственный земельный кадастр (далее - ГЗК, в настоящее время ЕГРН) сведений о местоположении границ земельных участках осуществлялось на основании описания земельного участка (форма и требования к подготовке, которого утверждены приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327 (далее - Приказ N П/327, утратил силу с 1 января 2009 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412), после 1 марта 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) на основании межевого плана, требования к подготовке которого были утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Приказ N 412, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 735), после 1 января 2017 г. в соответствии с Законом N 218-ФЗ на основании межевого плана, требования к подготовке которого утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Приказ N 921).
Таким образом, землеустроительные дела (межевые дела) в соответствии с действовавшим и действующим законодательством не являлись и не являются документами, на основании которых сведения о местоположении границ земельных участков непосредственно включались и включаются в ЕГРН (ранее ГКН и ГЗК) и в состав реестровых (ранее кадастровых) дел не включаются (не включались). Вместе с тем, имеющаяся в отношении земельного участка землеустроительная документация в соответствии с Приказом N П/327, Приказом N 412, Приказом N 921 могла и может быть использована в настоящее время при выполнении работ по определению границ земельного участка при их уточнении.
Заместитель директора |
Э.У. Галишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2018 г. N ОГ-Д23-4591 "О рассмотрении обращения от 10 апреля 2018 г. N б/н"
Текст письма опубликован не был