В связи с поступающими обращениями, касающимися установления вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации (далее - налог), в дополнение к письму ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@ "О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" информируем о целесообразности изучения следующих судебных актов:
1. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2006 N Ф09-6605/06-С3 по делу N А76-1839/2006 (для объекта типа "вдольтрассовая кабельная линия связи газопровода-отвода");
2. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2008 по делу N А12-7360/08 (для объекта типа "замощение");
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 (для объекта типа "ограждение");
4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146 (для объекта типа "трансформаторная подстанция");
5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539 (для объекта типа "трубопровод");
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 (для объектов типа "оборудование линии по производству ...", "трансформаторная подстанция").
Рекомендуем учитывать, что в перечисленных судебных актах используются следующие критерии для отнесения объектов имущества к недвижимости (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и иных объектов, относящихся к недвижимости в силу прямого указания федерального закона: земельные участки, жилые помещения и т.п.), вытекающие из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
- перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).
Доведите информацию в качестве рекомендуемой до сотрудников налоговых органов, осуществляющих мероприятия налогового контроля, в т.ч. обеспечивающих выполнение камеральных проверок налоговой отчётности, касающейся исчисления налога.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила, что для отнесения объектов к недвижимости в целях налогообложения нужно учитывать:
- наличие прочной связи объекта с землей;
- невозможность перемещения объекта без ущерба его назначению.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 августа 2019 г. N БС-4-21/17216@ "О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17-23 сентября 2019 г. N 35