Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 апреля 2019 г. N 374
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими"
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", со статьей 4 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан", статьями 1, 2 Закона Республики Татарстан от 20 марта 2008 года N 7-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства", статьей 4 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими (далее - Порядок).
2. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан оказывать содействие Министерству образования и науки Республики Татарстан в осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими в соответствии с Порядком.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Порядок
осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими
(утв. постановлением КМ РТ от 30 апреля 2019 г. N 374)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", со статьей 4 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан", статьями 1, 2 Закона Республики Татарстан от 20 марта 2008 года N 7-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства", статьей 4 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и определяет правила организации и осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, за осуществлением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением жилыми помещениями нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в приемных семьях, под опекой (попечительством) или организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, жилые помещения, контроль).
1.2. Контроль осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, наделенными отдельными государственными полномочиями в Республике Татарстан в области опеки и попечительства (далее - органы опеки и попечительства) в целях:
выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты;
предотвращения незаконных сделок детей-сирот по отчуждению жилых помещений любыми способами третьим лицам;
соблюдения требований пожарной безопасности, экологических требований и обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений;
недопущения вселения в жилое помещение третьих лиц с нарушением прав детей-сирот;
установления (признания) статуса несовершеннолетнего лица как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
обеспечения выселения из жилых помещений лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;
обеспечения проведения ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;
обеспечения эффективного использования жилых помещений во время пребывания детей-сирот под опекой (попечительством) или в организациях для детей-сирот с выгодой для них и поддержания надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений в соответствии с нормами законодательства;
принятия в случае необходимости мер по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания.
Органы опеки и попечительства несут ответственность за осуществление контроля за приведением в надлежащее санитарное и техническое состояние жилых помещений детей-сирот.
1.3. Контроль осуществляется:
в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот, до совершеннолетия детей-сирот или приобретения ими дееспособности в полном объеме ранее этого возраста;
в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей-сирот по окончании попечительства или, если проживание в жилом помещении признано органами опеки и попечительства невозможным, до предоставления указанным лицам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
II. Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими
2.1. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений органами опеки и попечительства осуществляется после передачи детей-сирот в приемные семьи, под опеку (попечительство) или в организации для детей-сирот и направления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан сведений об ограничении сделок с имеющимися у детей-сирот на праве пользования или праве собственности жилыми помещениями.
2.2. В период нахождения детей-сирот в приемных семьях, под опекой (попечительством) или в организациях для детей-сирот органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот показаний приборов учета потребления ресурсов (электричества, газа, воды).
2.3. При передаче в поднаем или в аренду органами опеки и попечительства жилых помещений детей-сирот органы опеки и попечительства осуществляют контроль за сохранностью жилых помещений, а также своевременным перечислением денежных средств от сдачи в поднаем или аренду жилых помещений детей-сирот на лицевой счет детей-сирот.
2.4. Органы опеки и попечительства оказывают содействие в подготовке исковых заявлений законными представителями детей-сирот в районные суды о разделе лицевых счетов и определении платы за жилищные и коммунальные услуги в соответствии с судебным решением.
2.5. В случае ненадлежащего использования жилых помещений детей-сирот родителями, лишенными в отношении них родительских прав, или иными лицами выселение граждан осуществляется в судебном порядке по требованию органов опеки и попечительства без предоставления иного жилого помещения в том случае, если общая площадь жилого помещения меньше учетной нормы на человека применительно к условиям населенного пункта, на территории которого находится жилое помещение.
В случае ненадлежащего использования жилых помещений детей-сирот родителями, лишенными в отношении них родительских прав, или иными лицами, зарегистрированными в помещении, при наличии общей площади жилого помещения больше учетной нормы на человека применительно к условиям населенного пункта, на территории которого находится жилое помещение, органы опеки и попечительства оказывают содействие законным представителям детей-сирот в подготовке исковых заявлений о принудительном размене жилого помещения, на которое имеет право пользования или право собственности несовершеннолетний.
2.6. Органами опеки и попечительства в Министерство образования и науки Республики Татарстан представляются отчеты не реже одного раза в шесть месяцев по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот.
2.7. Органами опеки и попечительства законные представители детей-сирот уведомляются (способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления) об обязанности обеспечивать сохранность жилых помещений, в том числе об обязанности производить своевременную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2.7.1. Контроль за обеспечением сохранности жилых помещений детей-сирот осуществляется в форме плановой проверки с периодичностью один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
Плановые проверки проводятся один раз в шесть месяцев на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого правовым актом органа опеки и попечительства.
Ежегодный план проведения плановых проверок утверждается до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. В ежегодном плане проведения плановых проверок указываются следующие сведения: фамилии, имена, отчества (при наличии), места жительства детей-сирот; адреса жилых помещений, проверка сохранности которых будет проводиться; основание проведения плановой проверки; дата начала и окончания проведения плановой проверки.
2.7.2. Контроль за обеспечением сохранности жилых помещений проводится в форме внеплановой проверки при наличии следующих оснований:
поступление в органы опеки и попечительства обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах ненадлежащего использования жилых помещений и (или) незаконном распоряжении жилыми помещениями, ненадлежащем санитарном и техническом состоянии жилых помещений;
поступление документов в органы опеки и попечительства через государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан" для определения возможности или невозможности реализации права пользования жилым помещением или права собственности на него с целью включения в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на условиях договоров найма специализированных жилых помещений;
отсутствие информации об исполнении предписаний по ранее проведенным плановым и внеплановым проверкам.
2.8. Срок проведения плановой и внеплановой проверок не может превышать 20 рабочих дней.
2.9. Орган опеки и попечительства формирует комиссию по проведению проверки (далее - комиссия), состав которой утверждается правовым актом органа опеки и попечительства.
2.10. Проверка проводится на основании правового акта органа опеки и попечительства, в котором указываются: наименование органа опеки и попечительства; состав комиссии; фамилии, имена, отчества (при наличии), места жительства детей-сирот; адрес жилого помещения, проверка сохранности которого будет проводиться; основание проведения проверки; дата начала и окончания проведения проверки.
О проведении плановой проверки законные представители детей-сирот уведомляются (способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления) органом опеки и попечительства не позднее пяти рабочих дней до начала ее проведения.
О проведении внеплановой проверки законные представители детей-сирот уведомляются (способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления) органом опеки и попечительства не позднее одного рабочего дня до начала ее проведения.
В уведомлении указывается на необходимость обеспечения доступа к жилому помещению для проведения проверки.
2.11. В ходе проведения проверки осуществляются следующие мероприятия:
направление запроса в Единый государственный реестр недвижимости о предоставлении информации о правах на жилое помещение, в отношении которого проводится проверка;
при участии законных представителей детей-сирот комиссия осуществляет внешний и внутренний осмотр жилого помещения, осуществляет его фотофиксацию, проверяет санитарное и техническое состояние жилого помещения (далее - обследование жилого помещения);
проверяется соблюдение условий договоров поднайма (в случае, если жилое помещение передано в поднаем или аренду в интересах детей-сирот), условий договора социального найма жилого помещения (при проведении проверки жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда);
проверяется оплата жилищно-коммунальных услуг; в случае отсутствия подтверждающих оплату документов направляется запрос о предоставлении сведений в единый расчетный центр.
2.12. По результатам проведенной проверки составляется акт проверки сохранности жилого помещения (далее - Акт проверки), который подписывается всеми членами комиссии, участвовавшими в проведении проверки.
2.12.1. Акт проверки должен содержать: дату, время и место составления Акта проверки; наименование органа опеки и попечительства; дату и номер правового акта органа опеки и попечительства о проведении проверки; состав комиссии, проводившей проверку; фамилии, имена, отчества, места жительства детей-сирот; адреса жилых помещений, в отношении которых проводилась проверка; дату, время и продолжительность проведения проверки; сведения о результатах проведения проверки, в том числе о выявленных фактах ненадлежащего использования жилых помещений и (или) незаконном распоряжении жилыми помещениями, ненадлежащем санитарном и техническом состоянии жилых помещений; подписи членов комиссии, проводившей проверку.
2.12.2. Акт проверки составляется в двух экземплярах не позднее трех рабочих дней со дня проведения обследования жилого помещения. Один экземпляр Акта проверки приобщается к личному делу детей-сирот, второй направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается законным представителям детей-сирот с подписью законных представителей детей-сирот о получении на экземпляре Акта проверки, подлежащего хранению в личном деле детей-сирот, в течение семи рабочих дней со дня его составления.
2.12.3. В случае выявления фактов использования жилых помещений, нарушающих интересы детей-сирот, орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня составления Акта проверки принимает следующие меры:
составляет акт о недобросовестном отношении законных представителей детей-сирот к исполнению обязанностей по обеспечению сохранности жилого помещения;
предъявляет к законным представителям детей-сирот требование о возмещении причиненных детям-сиротам убытков, при неисполнении требования подает исковое заявление в суд;
при наличии фактов совершения иных правонарушений передает материалы в соответствующие правоохранительные органы;
осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации действия по выселению из жилых помещений граждан, нарушающих права детей-сирот;
принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по расторжению договоров, заключенных в отношении жилых помещений, с третьими лицами;
обращается в суд с иском о признании совершенной в отношении жилого помещения сделки недействительной;
направляет в органы государственной власти материалы о выявленных нарушениях жилищных прав детей-сирот для принятия мер в рамках их компетенции;
осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2.13. Орган опеки и попечительства в течение семи рабочих дней со дня составления Акта проверки уведомляет Министерство образования и науки Республики Татарстан о выявленных фактах использования жилых помещений, нарушающих интересы детей-сирот, и принятых мерах.
2.14. Органы опеки и попечительства осуществляют выявление жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в течение 25 календарных дней со дня первичного учета детей-сирот посредством межведомственного информационного взаимодействия. Целью направления органами опеки и попечительства запросов в уполномоченные органы и организации является установление фактов наличия (отсутствия) у детей-сирот жилых помещений.
В течение этого срока определяется соответствие жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, а также наличие лиц, зарегистрированных и фактически проживающих в жилом помещении по месту жительства.
Ответы на запросы, поступившие от уполномоченных органов и организаций, заносятся органами опеки и попечительства в личные дела детей-сирот.
2.15. Органы опеки и попечительства ведут учет жилых помещений.
2.16. При наличии выявленного органами опеки и попечительства права пользования или права собственности у детей-сирот на жилые помещения такие жилые помещения в течение пяти рабочих дней после дня их выявления включают в список жилых помещений, подлежащих сохранению.
Органы опеки и попечительства принимают решение об обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных на правах пользования или правах собственности детей-сирот, которое оформляется правовым актом органа опеки и попечительства.
Правовой акт органа опеки и попечительства принимается на основании документов, содержащихся в личных делах детей-сирот в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Сведения о правах пользования или о правах собственности детей-сирот жилыми помещениями для осуществления контроля за совершением сделок с имуществом передаются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Список подлежащих сохранению жилых помещений ежегодно, не позднее 15 декабря, представляется в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
В случае если выявляются жилые помещения, которые не были выявлены до установления опеки или попечительства в отношении детей-сирот или направления их в организации для детей-сирот, орган опеки и попечительства обязан произвести учет жилых помещений не позднее 10 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации.
2.17. При отсутствии у детей-сирот права пользования по договору социального найма жилыми помещениями или при наличии права собственности на жилое помещение в размере доли жилой площади ниже установленной в Республике Татарстан нормы жилой площади органы опеки и попечительства ведут учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда по достижении ими совершеннолетия.
2.18. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за выделением и сохранностью доли общей жилой площади, приобретенной на средства материнского капитала, за детьми-сиротами.
2.19. Органы опеки и попечительства взаимодействуют с заинтересованными органами государственной власти и организациями, находящимися на территории Республики Татарстан, в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, сохранности и поддержания надлежащего санитарного и технического внутреннего состояния жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в соответствии с соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.
2.20. Органы опеки и попечительства в целях осуществления контроля за распоряжением жилыми помещениями выдают в порядке, установленном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", предварительные разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом детей-сирот.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при осуществлении выдачи органом опеки и попечительства предварительных разрешений, затрагивающих осуществление имущественных прав детей-сирот, устанавливаются регламентом, утверждаемым распорядительным актом органа местного самоуправления.
2.21. При выявлении факта совершения сделки по обмену или отчуждению жилого помещения от имени детей-сирот без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени детей-сирот в судебные органы с иском о признании сделки недействительной в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен в интересах несовершеннолетнего.
2.22. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей специалистами опеки и попечительства закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2019 г. N 374 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, за распоряжением ими"
Вступает в силу с 9 сентября 2019 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 9 сентября 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 68, 13 сентября 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 марта 2024 г. N 197
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.