Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 748684-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 748684-7 вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), регламентирующие вопросы формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект N 748684-7 "...подготовлен в целях реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации... Предлагаемые законопроектом изменения, по экспертным оценкам, затрагивают около 60 млн. работников и 8,4 млн. хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица... Принятие законопроекта повысит уровень сохранности сведений о трудовой деятельности, упростит процедуру трудоустройства для работников в части взаимодействия с кадровой службой работодателя, снизит издержки работодателя и работника, связанные с трудоустройством".
Законопроект предлагает дополнить ТК РФ новой статьей 66.1 "Сведения о трудовой деятельности", в соответствии с которой к указанным сведениям будет отнесена основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора). Эта информация представляется работодателями в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанной проектируемой статьей ТК РФ определяются основные положения о порядке представления работодателем сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР, о порядке и способах получения работником этих сведений в бумажной или электронной форме. При этом предусматривается возможность получения работником сведений о его трудовой деятельности по последнему месту работы - непосредственно у работодателя, а за весь период трудовой деятельности (в течение которого эти сведения работодателем представлялись) - в ПФР, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом предлагается внести в статьи 234 и 394 ТК РФ изменения, предусматривающие ответственность работодателя за задержку выдачи работнику сведений о трудовой деятельности, внесение в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника по аналогии с ответственностью за задержку выдачи трудовой книжки, внесение в нее неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Изменение, вносимое в статью 392 ТК РФ, позволяет исчислять сроки обращения в суд за разрешением трудовых споров с момента получения работником при увольнении сведений о трудовой деятельности по последнему месту работы.
В целях реализации предлагаемых изменений законопроектом предусмотрена обязанность работодателей в течение 2020 года провести комплекс мероприятий, включающий внесение изменений в соглашения и коллективные договоры, принятие (изменение) локальных нормативных актов, обеспечение технической готовности к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему ПФР, уведомление работников в письменной форме об указанных изменениях трудового законодательства.
В случае принятия законопроекта работодатель будет обязан вести на бумажном носителе трудовые книжки лишь тех работников, которые до 1 января 2021 года подали работодателю соответствующие письменные заявления. Остальным работникам работодатель выдаст трудовые книжки на руки и будет освобожден от ответственности за их хранение. Начиная с 1 января 2021 года ведение сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу, будет осуществляться только в электронном виде, трудовые книжки на указанных работников оформляться не будут.
Законопроект N 748684-7 подготовлен и внесен в Государственную Думу совместно с законопроектами N 748744-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и N 748758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений".
В связи с этим весь "пакет" законопроектов может рассматриваться и оцениваться только в комплексе.
К предлагаемым законопроектам имеется ряд замечаний.
В первую очередь, представляется недостаточно корректным вводимое понятие "сведения о трудовой деятельности". В действующих нормах ТК РФ словосочетание "трудовая деятельность" используется (см. ст.ст. 2, 6, 22, 66, 67, 83 и др.), но всегда прямо или косвенно из этих норм следует, что речь идет о трудовой деятельности работника. Можно понять это и из нормы проектируемой новой статьи 66.1 ТК РФ. В конце концов, все нормы ТК РФ распространяются только на трудовые отношения, поэтому в рамках трудового законодательства проблем с толкованием содержания понятия "сведения о трудовой деятельности" возникать не должно.
В то же время, такие проблемы возникают при механическом переносе этого понятия в нормативные правовые акты иной отраслевой принадлежности, поскольку сама "трудовая деятельность" трактуется в них по-разному.
Например, из статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что к трудовой деятельности относится не только работа в качестве работника по трудовому договору, но и работа на заказчика на основании заключенного гражданско-правового договора и даже "использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, имеющего в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации приоритет по отношению к национальному законодательству, также объединяет под понятием "трудовая деятельность" как работу по трудовому договору с работодателем, так и работу по гражданско-правовому договору с заказчиком.
Предлагаемые законопроектом N 748744-7 новые нормы Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" используют разные понятия: то говорится просто о "сведениях о трудовой деятельности", то о "сведениях о трудовой деятельности зарегистрированного лица", то о "сведениях о трудовой деятельности застрахованного лица", то о "сведениях о трудовой деятельности ... о застрахованном лице, находящемся в трудовых отношениях с работодателем". Вместе с тем, застрахованными и зарегистрированными лицами в системе обязательного пенсионного страхования могут быть не только работники, но и иные лица.
В условиях такой неопределенности применение проектируемых норм будет затруднено. В связи с этим представляется, что понятие "сведения о трудовой деятельности" должно быть неразрывно текстуально связано только с работой по трудовому договору, причем как в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", так и в ТК РФ.
Заявленные в пояснительной записке к законопроекту N 748684-7 цели повысить уровень сохранности сведений о трудовой деятельности и упростить процедуру трудоустройства для работников в части взаимодействия с кадровой службой работодателя "пакетом" законопроектов в представленном виде не достигаются.
В лучшем случае можно будет ожидать реализации этих целей в очень отдаленной перспективе - через несколько десятилетий, когда на рынке труда останутся только те работники, которые впервые поступят на работу после 1 января 2021 года. Всем остальным работникам в соответствии с проектируемыми изменениями в статью 65 ТК РФ придется предъявлять работодателю при поступлении на работу как минимум два документа вместо одного: 1) трудовую книжку и 2) сведения о трудовой деятельности (в бумажной или электронной форме).
Это связано с тем, что представленным "пакетом" законопроектов предусмотрено формирование в информационной системе ПФР сведений о трудовой деятельности только начиная с 1 января 2020 года. Сведения о работе в предыдущие периоды, как и ранее, можно будет почерпнуть только из трудовых книжек. Но только теперь они будут храниться у работника и в случае их утраты вся информация о трудовой деятельности работника будет также утрачена, в отличие от нынешней ситуации, когда взамен утраченной трудовой книжки работодатель по последнему месту работы должен оформить работнику ее дубликат.
Представляется, что для реального повышения уровня сохранности сведений о трудовой деятельности и упрощения процедуры трудоустройства следовало бы предусмотреть возможность (например, посредством обращения работника в ПФР) внесения в информационную систему ПФР сведений о трудовой деятельности работника также за период до 1 января 2020 года. Тогда и хранить старую трудовую книжку, и предъявлять ее работодателю при каждом поступлении на новую работу необходимости не будет.
В соответствии с частью первой проектируемой статьи 66.1 ТК РФ сведения о трудовой деятельности - это "основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора)", которая представляется работодателем в информационную систему ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В то же время "пакетный" законопроект N 748744-7 вводит в статью 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понятие "сведения о трудовой деятельности" с иным содержанием, как "информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже зарегистрированного лица, включающую сведения о его приеме на работу, переводе на другую работу и об увольнении".
Кроме того, "пакетным" законопроектом N 748744-7 в статью 2 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" вносится пункт 2.1, в котором сведения о трудовой деятельности, передаваемые в ПФР работодателем, перечислены подробно. При этом проектируемые нормы не вполне согласуются с соответствующими нормами трудового законодательства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статью 2 Федерального закона" следует читать "статью 6 Федерального закона"
Так, в указанной проектируемой норме (а также в абзаце третьем проектируемого пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") используется конструкция, согласно которой основанием для оформления трудовых отношений якобы является приказ (распоряжение). В то же время согласно ТК РФ (статья 68) приказ (распоряжение) это и есть документ (акт), оформляющий прием на работу, а основанием для его издания является заключенный трудовой договор.
Представляется, что остальные сведения о трудовой деятельности также должны быть увязаны с содержанием трудового договора. Например, выполняемая работа должна быть описана как трудовая функция работника (ч. 1 ст. 15, абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Сведения о месте работы должны соответствовать абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, т.е. должны, в частности, содержать указание на обособленное структурное подразделение работодателя и его местонахождение не "при наличии структурного подразделения страхователя", а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, либо абз. 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ, если в трудовом договоре предусмотрено дополнительное условие об уточнении места работы с указанием структурного подразделения и его местонахождения.
Таким образом, определение понятия "сведения о трудовой деятельности" и состав этих сведений, используемые в законопроекте N 748744-7, необходимо согласовать с понятием "сведения о трудовой деятельности" вводимым в ТК РФ, и с соответствующими действующими нормами ТК РФ.
Поскольку ни проектируемая статья 66.1 ТК РФ, ни "пакетный" законопроект N 748744-7 не предусматривают соответствующих исключений, работодатели будут обязаны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности всех работников, включая тех, что работают у них по совместительству.
В то же время, отсутствие в составе сведений о работе, фиксируемых в информационной базе ПФР, указания на то, что та или иная работа осуществляется на условиях совместительства, затруднит реализацию в полной мере предусмотренных ТК РФ особенностей регулирования труда данной категории работников. Прежде всего, речь идет о соблюдении установленных ограничений самого права на работу по совместительству, ограничений на характер условий труда по совмещаемой работе и ограничений на ее продолжительность (см. статьи 276, 282 - 288 ТК РФ и др.).
Также в целях соблюдении указанных ограничений, а также реализации других особенностей регулирования труда следует решить вопрос о предъявлении работником при поступлении на работу по совместительству сведений о его трудовой деятельности.
Действующая статья 283 ТК РФ не предусматривает обязанность работника предъявлять трудовую книжку при поступлении на работу по совместительству. Однако данное регулирование предполагает, что это просто невозможно в силу того, что книжка находится на хранении у основного работодателя. Как правило, для подтверждения своего опыта работы при поступлении на работу по совместительству работник предъявляет работодателю копию трудовой книжки.
Представляется, что в новых условиях целесообразно было бы предусмотреть правило об обязательном предъявлении работником (или право работодателя требовать предъявления) при поступлении на работу по совместительству сведений о трудовой деятельности работника и (или) трудовой книжки (если она находится у работника на руках).
Статьей 2 законопроекта N 748684-7 всем работодателям вменяется в обязанность в течение 2020 года уведомить работников в письменной форме об изменениях трудового законодательства, связанных с формированием и ведением сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника на ведение работодателем трудовой книжки на бумажном носителе по заявлению работника и о том, что в случае непредставления такого заявления до 1 января 2021 года ведение трудовой книжки на бумажном носителе прекращается и она будет выдана ему на руки.
Данная норма, накладывая на работодателей определенные обязательства, предоставляет им практически ничем не ограниченные возможности самостоятельно определять состав информации, которую они обязаны довести до работников, фактически предоставляет работодателям право толковать закон.
В связи с этим представляется целесообразным установить, что типовое содержание данной информации должно определяться, например, Минтрудом России.
Поскольку работодатели самостоятельно не могут вносить изменения в соглашения и коллективные договоры, соответствующую норму статьи 2 законопроекта N 748684-7 следует переформулировать и вместо императивного указания на обязанность работодателей внести такие изменения предусмотреть обязанность инициировать проведение коллективных переговоров на данную тему. В отношении соглашений такую обязанность следует предусмотреть в отношении объединений работодателей.
Определенные опасения внушает то, что в предложенной "пакетом" законопроектов процедуре передачи работодателем сведений о трудовой деятельности работника в ПФР сам работник не упоминается, в том числе, не раскрываются возможность контроля с его стороны правильности информации, передаваемой работодателем в ПФР.
Согласно действующему законодательству трудовые книжки заполняются в порядке, предусмотренном ТК РФ (в частности, ст. 66, ч. 5 ст. 84.1), Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 (далее - Правила ведения трудовых книжек), Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года N 69.
Согласно пунктам 8 и 9 Правил ведения трудовых книжек оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. При этом в трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения (на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность); образование, профессия, специальность (на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний).
С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку (п. 12 Правил ведения трудовых книжек).
При увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки) (п. 35 Правил ведения трудовых книжек).
Таким образом, сейчас у работника имеется возможность контролировать правильность внесения работодателем информации в его трудовую книжку и требовать своевременного исправления и (или) дополнения внесенных в нее записей.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 2 Правил ведения трудовых книжек). Очевидно, что столь же важное значение для работника будут иметь и сведения о его трудовой деятельности, понятие о которых вводит в ТК РФ рассматриваемый законопроект. Полное исключение работника из сферы взаимодействия его работодателя с ПФР на этапе фиксации важных сведений о трудовой деятельности этого работника лишает его возможности контроля жизненно важной для него сферы, существенно ухудшает его положение по сравнению с действующим законодательством, повышает и без того немалую степень его зависимости от работодателя.
Одним из способов восполнения образующегося правового пробела (а также повышения прозрачности трудовых отношений и вывода их из "теневой зоны") могло бы стать создание механизма оперативного контроля работником сведений о его трудовой деятельности, представленных работодателем в ПФР, введенного по аналогии с механизмом контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами. Для этого, в частности, следует дополнить перечень целей индивидуального (персонифицированного) учета в статье 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон о персонифицированном учете) положением о создании условий для осуществления работником контроля за представлением работодателем в ПФР сведений о его трудовой деятельности.
Кроме того, необходимо дополнить содержащийся в части первой статьи 14 того же Федерального закона перечень прав зарегистрированного (застрахованного) лица правом получать посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" информацию о данных, содержащихся в разделе "Сведения о трудовой деятельности" его индивидуального лицевого счета. Соответствующую обязанность ПФР предоставлять зарегистрированному (застрахованному) лицу доступ к информационной системе "личный кабинет зарегистрированного лица" с целью получения информации о данных, содержащихся в разделе "Сведения о трудовой деятельности" его индивидуального лицевого счета, необходимо закрепить в части второй статьи 16 Федерального закона о персонифицированном учете.
В соответствии с действующей редакцией части четвертой статьи 66 ТК РФ в трудовую книжку наряду со сведениями о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, увольнении работника и основаниях прекращения трудового договора вносятся также сведения о награждениях за успехи в работе. Пункт 24 Правил ведения трудовых книжек закрепляет следующий перечень сведений о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
- о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;
- о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;
- о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
Поскольку пояснительная записка к законопроекту N 748684-7 не содержит каких-либо аргументов, обосновывающих отсутствие в составе сведений о трудовой деятельности сведений о награждениях за успехи в работе, а данная информация может помочь при трудоустройстве работника, ее исключение из сведений о трудовой деятельности нуждается в дополнительном обсуждении.
Поскольку не вся, а лишь основная информация, имеющая отношение к трудовой деятельности работника, включена в перечень данных, направляемых работодателем в ПФР (например, не включена информация о награждении (поощрении) за успехи в работе, о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров), название проектируемой статьи 66.1 ТК РФ необходимо уточнить, приведя его в точное соответствие с ее содержанием.
В частях второй и третьей проектируемой статьи 66.1 ТК РФ необходимо указать условное наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610.
В части третьей проектируемой статьи 66.1 ТК РФ требует уточнения оборот "форма сведений о трудовой деятельности, предоставляемых работодателем работнику и гражданину из информационной системы", поскольку следующая часть той же статьи предусматривает возможность получения работником указанных сведений не только у работодателя, но и в многофункциональном центре предоставления государственных услуг, в ПФР, а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Поскольку в соответствии с частью пятой проектируемой статьи 66.1 ТК РФ заявление о предоставлении работодателем работнику сведений о его трудовой деятельности может быть, в частности, направлено в порядке, установленном работодателем, на адрес электронной почты работодателя, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении адреса электронной почты работодателя в число обязательных реквизитов трудового договора.
В части пятой проектируемой статьи 66.1 ТК РФ обязанность работодателя предоставить работнику сведения о его трудовой деятельности за период работы у данного работодателя обусловлена подачей работником соответствующего заявления. Причем как в случае, когда сведения предоставляются в период работы, так и при увольнении работника. Представляется, что при увольнении работника (за исключением случаев, когда в отношении работника ведется трудовая книжка) сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя должны предоставляться работнику без необходимости дополнительно подавать работодателю какие-либо заявления.
В противном случае не будет обеспечено безусловное применение нормы части первой статьи 392 ТК РФ с учетом предлагаемых законопроектом N 748684-7 изменений: исчисление срока обращения работника с суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение одного месяца со дня вручения ему сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.
Положения части шестой проектируемой статьи 66.1 ТК РФ воспроизводят содержание части шестой статьи 84.1 ТК РФ, устанавливающей общий порядок оформления прекращения трудового договора. В связи с этим представляется целесообразным закрепить их в уже действующей норме ТК РФ.
Так как по своей сути трудовая книжка и сведения о трудовой деятельности являются для работника равнозначными по статусу и содержат в себе единообразную информацию, положение части шестой новой статьи 66.1 ТК РФ, касающееся обязанности работодателя направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности, и нормы аналогичного характера статьи 84.1 ТК РФ, определяющие порядок направления работнику трудовой книжки, необходимо унифицировать.
Согласно части четвертой статьи 84.1 ТК РФ и пунктам 14-18 Правил ведения трудовых книжек запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона. Представляется целесообразным распространить данную норму и на сведения о трудовой деятельности работника.
В соответствии с частью 3 статьи 2 законопроекта N 748684-7 на лиц, "впервые поступающих на работу с 1 января 2021 года", трудовая книжка оформляться не будет. В связи с этим следует дополнительно обсудить целесообразность наличия в ТК РФ норм частей четвертой и пятой статьи 65, определяющих порядок оформления трудовой книжки при заключении трудового договора впервые, а также оформления новой трудовой книжки лицам, поступающим на работу, при ее отсутствии в связи с утратой, повреждением или по иной причине.
При этом сама норма части 3 статьи 2 законопроекта N 748684-7, определяющая круг лиц, на которых она действует, должна быть переформулирована. Например, можно было бы говорить о "лицах, впервые поступающих на работу после 1 января 2021 года". В противном случае ее действие распространится только на работников, у которых первый в жизни трудовой договор будет заключен с указанной даты. Поскольку 1 января является нерабочим праздничным днем, вероятность наличия таких трудовых договоров близка к нулю.
Проектируемое изменение статьи 392 ТК РФ следует дополнить указанием на то, что в данном случае речь идет о предоставлении сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы при увольнении, поскольку предоставление указанных сведений возможно также и в период работы у данного работодателя.
Трудовое законодательство расценивает факты отсутствия у работника трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника как препятствия к трудоустройству, а период задержки ее выдачи - как период незаконного лишения работника возможности трудиться.
В соответствии с проектируемыми законопроектом N 748684-7 изменениями статьи 234 ТК РФ работодатель будет обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, в частности, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику сведений о трудовой деятельности, внесения в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В то же время, "пакетный" законопроект N 748758-7 о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает неприемлемо низкий уровень административной ответственности за неоднократное нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений. При этом под неоднократным нарушением работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР, либо неоднократным представлением неполных и (или) недостоверных сведений понимается совершение работодателем указанных действий два и более раз в течение года. Такое нарушение влечет всего лишь предупреждение должностных лиц.
Учитывая объем возможных негативных последствий для работника вследствие нарушения работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работника, представляется необходимым существенно повысить пределы административной ответственности, предусмотренные законопроектом N 748758-7, при подготовке его к рассмотрению во втором чтении.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 13 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по рассматриваемому законопроекту высказывает к нему ряд замечаний, которые могут быть учтены при его доработке ко второму чтению.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 748684-7.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в основном согласились с проектом федерального закона N 748684-7, но с определенными замечаниями, не все из которых учтены в тексте законопроекта. Так, в законопроекте не решен вопрос сохранения права работника на ведение трудовой книжки после 1 января 2021 года в случаях, когда после этой даты работник меняет место работы.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 748684-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.