Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 11. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
11.1. Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе коммунальными
Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО, которые содержатся в ТКО приведен в Таблице 34. Расчет проведен в разрезе по муниципальным образованиям, в соответствии с объемом образования ТКО и морфологическим составом ТКО представленным в Разделе 4.
Таблица 34. Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО на территории Орловской области
Муниципальное образование |
Образование ТКО за 2018 год, тонн |
Бумага |
Полимеры |
Металлы |
Текстиль |
Стекло |
Пищевые отходы |
Прочее |
Болховский район |
9110,32 |
2641,99 |
1184,34 |
182,21 |
182,21 |
182,21 |
4008,54 |
728,83 |
Верховский район |
6958,21 |
2017,88 |
904,57 |
139,16 |
139,16 |
139,16 |
3061,61 |
556,66 |
Глазуновский район |
4813,00 |
1395,77 |
625,69 |
96,26 |
96,26 |
96,26 |
2117,72 |
385,04 |
Дмитровский район |
6570,71 |
1905,51 |
854,19 |
131,41 |
131,41 |
131,41 |
2891,11 |
525,66 |
Должанский район |
4559,79 |
1322,34 |
592,77 |
91,20 |
91,20 |
91,20 |
2006,31 |
364,78 |
Залегощенский район |
7006,18 |
2031,79 |
910,80 |
140,12 |
140,12 |
140,12 |
3082,72 |
560,49 |
Знаменский район |
2193,99 |
636,26 |
285,22 |
43,88 |
43,88 |
43,88 |
965,36 |
175,52 |
Колпнянский район |
5499,38 |
1594,82 |
714,92 |
109,99 |
109,99 |
109,99 |
2419,73 |
439,95 |
Корсаковский район |
1945,95 |
564,33 |
252,97 |
38,92 |
38,92 |
38,92 |
856,22 |
155,68 |
Краснозоренский район |
2723,29 |
789,75 |
354,03 |
54,47 |
54,47 |
54,47 |
1198,25 |
217,86 |
Кромской район |
8755,46 |
2539,08 |
1138,21 |
175,11 |
175,11 |
175,11 |
3852,40 |
700,44 |
Ливенский район |
12275,64 |
3559,94 |
1595,83 |
245,51 |
245,51 |
245,51 |
5401,28 |
982,05 |
Ливны |
20878,73 |
6054,83 |
2714,23 |
417,57 |
417,57 |
417,57 |
9186,64 |
1670,30 |
Малоархангельский район |
3872,16 |
1122,93 |
503,38 |
77,44 |
77,44 |
77,44 |
1703,75 |
309,77 |
Мценск |
16973,88 |
4922,43 |
2206,60 |
339,48 |
339,48 |
339,48 |
7468,51 |
1357,91 |
Мценский район |
10527,67 |
3053,02 |
1368,60 |
210,55 |
210,55 |
210,55 |
4632,17 |
842,21 |
Новодеревеньковский район |
4590,04 |
1331,11 |
596,71 |
91,80 |
91,80 |
91,80 |
2019,62 |
367,20 |
Новосильский район |
3907,92 |
1133,30 |
508,03 |
78,16 |
78,16 |
78,16 |
1719,48 |
312,63 |
Орел (Железнодорожный район) |
31936,83 |
9261,68 |
4151,79 |
638,74 |
638,74 |
638,74 |
14052,21 |
2554,95 |
Орел (Заводской район) |
51548,33 |
14949,02 |
6701,28 |
1030,97 |
1030,97 |
1030,97 |
22681,27 |
4123,87 |
Орел (Северный район) |
27926,66 |
8098,73 |
3630,47 |
558,53 |
558,53 |
558,53 |
12287,73 |
2234,13 |
Орел (Советский район) |
39975,48 |
11592,89 |
5196,81 |
799,51 |
799,51 |
799,51 |
17589,21 |
3198,04 |
Орловский район |
29034,49 |
8420,00 |
3774,48 |
580,69 |
580,69 |
580,69 |
12775,18 |
2322,76 |
Покровский район |
6015,53 |
1744,50 |
782,02 |
120,31 |
120,31 |
120,31 |
2646,83 |
481,24 |
Свердловский район |
6185,49 |
1793,79 |
804,11 |
123,71 |
123,71 |
123,71 |
2721,62 |
494,84 |
Сосковский район |
2037,47 |
590,87 |
264,87 |
40,75 |
40,75 |
40,75 |
896,49 |
163,00 |
Троснянский район |
4060,85 |
1177,65 |
527,91 |
81,22 |
81,22 |
81,22 |
1786,77 |
324,87 |
Урицкий район |
7521,13 |
2181,13 |
977,75 |
150,42 |
150,42 |
150,42 |
3309,30 |
601,69 |
Хотынецкий район |
4628,95 |
1342,40 |
601,76 |
92,58 |
92,58 |
92,58 |
2036,74 |
370,32 |
Шаблыкинский район |
3082,41 |
893,90 |
400,71 |
61,65 |
61,65 |
61,65 |
1356,26 |
246,59 |
Итого по области |
347115,94 |
100663,62 |
45125,07 |
6942,32 |
6942,32 |
6942,32 |
152731,01 |
27769,28 |
Крупнотоннажными утильными компонентами ТКО, которые ценны для вторичного использования, являются: бумага - 101 тыс. тонн; полимеры - 45 тыс. тонн; металлы - 7 тыс. тонн; стекло - 7 тыс. тонн.
Максимальный процент отбора утильных компонентов из ТКО возможен при их отборе на стадии сбора отходов, при организации раздельного накопления и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов (как стационарных, так и передвижных).
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров. Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализация точечных программ по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
- уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
- снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
- снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
- снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов. Внедрение целесообразно начинать с относительно больших городов, городов в которых уже организовано раздельное накопление твердых коммунальных отходов, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные мощности.
11.2. Определение потребности в транспорте 1 и 2 звена с учетом прогнозных значений объемов образования ТКО
Справочно для территориальной схемы была рассчитана потребность в транспорте 1 и 2 звена.
Потребность в транспорте 1 звена в разрезе муниципальных единиц представлена в Таблице 35. Расчет общей потребности в мусоровозном парке произведен оценочно, без учета имеющегося транспортного парка ввиду неполноты информации, полученной от транспортирующих компаний. В качестве единицы мусоровозного парка учитывался мусоровоз вместимостью 12 куб. м. Расчет представлен в двух срезах - потребность на 2019 год, потребность на 2023 год.
Оценочная потребность в транспорте 2 звена представлена в Таблицах 36, 37. В качестве расчетной единицы учитывалось транспортное средство вместимостью 30 куб. м. Также в качестве исходных данных было принято - время погрузки/выгрузки - 0,5 часа, скорость транспортного средства - 40 км/ч, время работы - 8 часов в день. Расчет представлен в двух срезах - потребность на 2019 год, потребность на 2023 год.
Таблица 35. Потребность в транспорте 1 звена
Муниципальное образование |
Образуемая масса в 2019 году, тыс. тонн |
Необходимое количество мусоровозов, шт. |
Образуемая масса в 2023 году, тыс. тонн |
Необходимое количество мусоровозов, шт. |
Болховский район |
9,08 |
7 |
9,02 |
4 |
Верховский район |
6,94 |
5 |
6,89 |
4 |
Глазуновский район |
4,80 |
4 |
4,77 |
3 |
Дмитровский район |
6,55 |
5 |
6,51 |
6 |
Должанский район |
4,55 |
4 |
4,52 |
4 |
Залегощенский район |
6,99 |
5 |
6,94 |
4 |
Знаменский район |
2,19 |
2 |
2,17 |
2 |
Колпнянский район |
5,48 |
4 |
5,45 |
5 |
Корсаковский район |
1,94 |
2 |
1,93 |
1 |
Краснозоренский район |
2,72 |
2 |
2,70 |
3 |
Кромской район |
8,73 |
4 |
8,67 |
3 |
Ливенский район |
12,24 |
5 |
12,16 |
4 |
Ливны |
20,82 |
4 |
20,67 |
4 |
Малоархангельский район |
3,86 |
3 |
3,83 |
2 |
Мценск |
16,92 |
3 |
16,81 |
3 |
Мценский район |
10,50 |
4 |
10,42 |
4 |
Новодеревеньковский район |
4,58 |
4 |
4,54 |
5 |
Новосильский район |
3,90 |
3 |
3,87 |
2 |
Орел (Железнодорожный район) |
31,84 |
6 |
31,62 |
7 |
Орел (Заводской район) |
51,40 |
10 |
51,04 |
10 |
Орел (Северный район) |
27,84 |
7 |
27,65 |
7 |
Орел (Советский район) |
39,86 |
8 |
39,58 |
8 |
Орловский район |
28,95 |
11 |
28,75 |
9 |
Покровский район |
6,00 |
5 |
5,96 |
2 |
Свердловский район |
6,17 |
3 |
6,12 |
2 |
Сосковский район |
2,03 |
1 |
2,02 |
1 |
Троснянский район |
4,05 |
3 |
4,02 |
2 |
Урицкий район |
7,50 |
2 |
7,45 |
2 |
Хотынецкий район |
4,62 |
4 |
4,58 |
5 |
Шаблыкинский район |
3,07 |
3 |
3,05 |
3 |
Итого |
346,09 |
133 |
343,71 |
121 |
Таблица 36. Потребность в транспорте 2 звена на 2019 год
Тип исходного объекта |
Наименование исходного объекта инфраструктуры |
Тип принимающего объекта |
Наименование принимающего объекта инфраструктуры |
Масса вывозимых отходов, тыс. тонн |
Требуется машин |
Сортировка |
МСС ООО "Экоград" Урицкий район |
Полигон |
Полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис" |
16,3 |
4 |
Сортировка |
МСК АО "ЭкоСити" Орел |
Полигон |
Полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис" |
90,2 |
10 |
Сортировка |
МСК Экопласт Ливны |
Полигон |
Полигон МУП "Коммунальный сервис" Ливенский район |
36,3 |
2 |
ИТОГО |
16 |
Таблица 37. Потребность в транспорте 2 звена на 2023 год
Тип исходного объекта |
Наименование исходного объекта инфраструктуры |
Тип принимающего объекта |
Наименование принимающего объекта инфраструктуры |
Масса вывозимых отходов, тыс. тонн |
Требуется машин |
Сортировка |
МСС ООО "Экоград" Урицкий район |
Полигон |
Перспективный полигон ООО "ЭкоПолис" Орловский район |
9,4 |
1 |
Сортировка |
МСК АО "ЭкоСити" Орел |
Полигон |
Перспективный полигон ООО "ЭкоПолис" Орловский район |
44,4 |
2 |
Сортировка |
МСК Экопласт Ливны |
Полигон |
Полигон МУП "Коммунальный сервис" Ливенский район |
35,2 |
2 |
Перегрузка |
МПС Кромской район |
Сортировка |
МСК АО "ЭкоСити" Орел |
19,2 |
3 |
Перегрузка |
МПС Свердловский район |
Сортировка |
МСК АО "ЭкоСити" Орел |
14,7 |
2 |
Перегрузка |
МПС Покровский район |
Сортировка |
МСК АО "ЭкоСити" Орел |
11,4 |
3 |
ИТОГО |
13 |
11.3. Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами
Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, в перспективе весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.
Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью, емкостью и в сроки, соответствующие годам вывода из эксплуатации действующих объектов.
Территориальной схемой предполагается ввод в 2019 - 2023 годах в эксплуатацию 3 перспективных объектов захоронения ТКО, предназначенных для приема ТКО, образованных на территории Орловской области (Таблица 38).
Потоки ТКО, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку.
Для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов территориальной схемой предлагаются соответствующие мероприятия (Таблица 38).
Количество перспективных объектов захоронения, обработки и их основные технологические параметры определены на основании:
1. Реализуемых в области проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Формирующихся в течении срок действия схемы территориальных пустот в части объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов.
3. Логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения ТКО и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью.
4. Оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора.
В результате анализа сформирован сценарий развития системы по обращению с отходами Орловской области.
В Таблице 38 приведен перечень мероприятий, планируемых в соответствии со сценарием.
Таблица 38. Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой
Год |
Объект |
Расположение |
Мероприятие |
Прочая информация |
2020 |
МСК ООО "Русресурс" Мценский район |
53.287976, 36.513981 |
Модернизация объекта |
Мощность 130 тыс. тонн/ год |
2020 |
Полигон МУП "Коммунальный сервис" Ливенский район |
52.49621, 37.526096 |
Модернизация объекта |
Увеличение вместимости на 540 тыс. тонн |
2021 |
МСС Новосильский район (с элементами обработки и сортировки) |
52.998819, 37.077843 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 27 тыс. тонн/ год |
2021 |
МСС Кромской район (с элементами обработки и сортировки) |
52.630999, 35.745861 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 26 тыс. тонн/ год |
2021 |
МСС Свердловский район (с элементами обработки и сортировки) |
52.682503, 36.359318 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 20 тыс. тонн/ год |
2021 |
МСС Покровский район (с элементами обработки и сортировки) |
52.596693, 36.917993 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 15 тыс. тонн/ год |
2021 |
Перспективный Полигон ООО "ЭкоПолис" Орловский район |
52.914599, 36.123796 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 163,52 тыс. тонн/ год; Вместимость: 1880,48 тыс. тонн |
2021 |
Перспективный полигон ООО "Русресурс" Мценский район |
53.287976, 36.513981 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 40 тыс. тонн/ год; Вместимость: 840 тыс. тонн |
2021 |
МСК ООО "ЭкоПолис" Орловский район |
52.914599, 36.123796 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 163,52 тыс. тонн/ год |
2021 |
Полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис" |
53.283926, 36.516183 |
Прекращение приема ТКО |
Использование объекта для приема прочих видов отходов или в качестве резервного варианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах размещения |
2023 |
Перспективный полигон ООО "Русресурс" Мценский район |
53.287976, 36.513981 |
Модернизация объекта |
Увеличение мощности до 80 тыс. тонн/ год; Увеличение вместимости на 190 тыс. тонн |
2023 |
МСК ООО "Русресурс" Новосильский район |
52.998819, 37.077843 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 40 тыс. тонн/ год |
2023 |
Перспективный полигон ООО "Русресурс" Новосильский район |
52.998819, 37.077843 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 23,4 тыс. тонн/ год; Вместимость: 233,99 тыс. тонн |
При проектировании, строительстве / реконструкции и рекультивации объектов обращения с отходами должны соблюдаться положения следующих документов:
- Информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Размещение отходов производства и потребления" ИТС 17-2016;
- ГОСТ Р 55097-2012 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Обработка отходов в целях получения вторичных энергетических ресурсов;
- ГОСТ Р 56828.31-2017 Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Иерархический порядок обращения с отходами.
Конкретные технологические решения в части строительства / реконструкции / рекультивации объектов обращения с отходами будут предусмотрены на этапе подготовки и согласования проектно-технической документации при условии выполнения запланированных целевых показателей, установленных территориальной схемой и соответствия наилучшим доступным технологиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.