Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 29 декабря 2018 г. N МКЭ-ОД/18-80
Учетная политика Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для целей бюджетного учета
Нстоящее приложение вводится в действие с 1 января 2019 г.
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Учреждение) ведет учет активов (имущества), обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 65н);
- федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина от 31.12.2016 N 256н, N 257н, N 258н, N 259н, N 260н (далее - Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Стандарта "Основные средства", Стандарта "Аренда", Стандарта "Обесценение активов", Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"), от 30.12.2017 N 274н, 275н, 278н (далее - Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", Стандарта "События после отчетной даты", Стандарта "Отчет о движении денежных средств"), от 27.02.2018 N 32н (далее - Стандарта "Доходы");
- иными действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета.
1. Общие положения
1.1. Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов является функциональным органом исполнительной власти города Москвы.
1.2. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждении, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возлагается на председателя Комитета.
(Основание: часть 1 статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ).
1.3. Бухгалтерский учет ведется Сектором бухгалтерского учета и отчетности, ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета является заведующий Сектором - главный бухгалтер. Деятельность сотрудников Сектора регламентируются их должностным регламентом, сотрудники Сектора подчиняются главному бухгалтеру.
(Основание: часть 3 статьи 7 "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.).
1.4. Комитет не имеет кассы, не производит расчеты с использованием наличных денежных средств.
1.5. Комитет не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
1.6. Для отражения фактов хозяйственной жизни по поступлению и выбытию активов в Комитете создается постоянно действующая комиссия по приемке и списанию объектов основных средств и материальных запасов (далее - постоянно действующая комиссия). Состав постоянно действующей комиссии устанавливается отдельным приказом по Учреждению.
(Основание: пункты 25, 34, 44, 46, 51, 60, 61 Инструкции N 157н).
Деятельность постоянно действующей комиссии осуществляется в соответствии с Положением о комиссии по поступлению и выбытию активов, приведенным в приложении N 1 к учетной политике.
1.7. Учреждение публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте (https://www.mos.ru/mke/) путем размещения копий документов учетной политики.
(Основание: пункт 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
2. Технология обработки учетной информации
2.1. Бюджетный учет ведется в электронном виде с применением программного продукта:
- "1С Предприятие (БГУ, облако);
- "1С Предприятие (Зарплата и кадры государственных учреждений).
(Основание: пункт 6 Инструкции N 157н).
2.2. В целях обеспечения сохранности электронных данных бюджетного учета и отчетности, регистры учета, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке с периодичностью, приведенной в приложении N 2 к учетной политике.
(Основание: пункт 19 Инструкции N 157н, пункт 33 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности").
2.3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
3. Правила документооборота
3.1. Первичные сводные учетные документы составляются на бумажных носителях информации (заверенных собственноручной подписью), а также на машинных носителях - в виде электронных документов (заверенных электронной подписью).
(Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, пункты 7, 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157, статья 2 Закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ).
3.2. Унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
(Основание: пункты 25, 26 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "г" пункта 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются:
- самостоятельно разработанные формы. Образцы документов в приложении N 3 к учетной политике;
- унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.
(Основание: часть 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункт Инструкции N 157).
3.3. Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, денежных и расчетных документов, финансовых обязательств, приведен в приложении N 4 к настоящей Учетной политике.
(Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
3.4. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухучете устанавливаются в соответствии с приложением N 5 к настоящей учетной политике. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов систематизируются в хронологическом порядке и отражаются накопительным способом в регистрах бухгалтерского учета, составленных по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
(Основание: пункт 22 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "д" пункта 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
3.5. Журналам операций присваиваются номера согласно приложению N 6. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журналом операций.
3.6. Всем должностным лицам Комитета запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные учетные документы, противоречащие законодательству Российской Федерации, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации. К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
3.7. В деятельности учреждения используются следующие бланки строгой отчетности:
- бланки трудовых книжек и вкладышей к ним;
Ведется количественный учет бланков строгой отчетности.
(Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
3.8. Ответственное лицо за учет, сохранность и выдачу бланков - главный бухгалтер Учреждения. Перечень лиц, имеющих право получать бланки строгой отчетности, приведен в приложении N 7 к настоящей учетной политике.
3.9. Особенности принятия первичных документов:
3.9.1. При принятии первичных документов ответственным лицом в каждом документе проверяют:
- соответствие формы документа и хозяйственной операции;
- наличие обязательных реквизитов;
- правильность заполнения и наличие подписей;
3.9.2. После полной проверки документа ответственное лицо передает документы в Сектор бухгалтерского учета и отчетности.
3.9.3. Все документы передаваемые Сектору бухгалтерскому учета и отчетности передаются строго через Журнал учета приема-передачи документов. Ответственное лицо, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов и несет ответственность за правильность составления первичных документов и достоверность приведенных в них данных.
4. Рабочий план счетов
4.1. Бюджетный учет ведется с использованием Рабочего плана счетов бюджетного учета, разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов N 157н, Инструкцией N 162н (приложение N 8 к учетной политике).
(Основание: пункт 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 19 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности").
Учреждение применяет забалансовые счета, утвержденные в Инструкции N 162н.
(Основание: пункт 152 Инструкции N 162н).
4.2. Учреждением при осуществлении своей деятельности применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
- 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
- 3 - средства во временном распоряжении.
(Основание: пункт 21 Инструкции N 157н, пункт 2 Инструкции N 162н).
5. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
5.1. Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.
Объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов. Сводные учетные документы составляются на основе первичных учетных документов для упорядочения (систематизации) обработки данных о фактах хозяйственной жизни.
Первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни.
Бюджетный учет ведется по проверенным и принятым к учету первичным документам методом начисления. К учету принимаются первичные учетные документы, составленные надлежащим образом и поступившие по результатам внутреннего контроля хозяйственных операций для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета. Контроль первичных документов проводят сотрудники Управления финансового контроля, конкурсных процедур, организационной и плановой работы
Формирование информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется с учетом положений Стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" и Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бюджетная отчетность составляется и представляется в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, с учетом нормативных актов Департамента финансов.
5.2. Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и в других нормативно-правовых актах, регулирующих бухгалтерский учет, метод оценки выбирает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 54 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5.3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера основанное регламентируемыми нормативными актами РФ, положениями Федеральных стандартов, инструкциями по ведению бухгалтерского учета, а также разъяснениями и письмами Департамента финансов города Москвы.
Основание: пункт 6 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5.1. Основные средства
5.1.1. В составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств, со сроком полезного использования более 12 месяцев. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
5.1.2. Каждому объекту недвижимого имущества, а также движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, состоящий из двенадцати знаков:
1-3-й разряд - код ведомства и/или нули;
4-й разряд - код вида деятельности;
5-7-й разряды - код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бухгалтерского учета (Инструкция N 162н);
8-12-й разряды - порядковый номер нефинансового актива.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
(Основание: пункт 9 Стандарта "Основные средства", пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
5.1.3. Инвентарные номера наносятся путем прикрепления специальных наклеек с номером. При невозможности прикрепления специальной наклейки на инвентарный объект последнему присваивается номер без нанесения (прикрепления) инвентарного номера на объект.
В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на простом объекте.
(Основание: пункт 46 Инструкции N 157н).
5.1.4. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:
- объекты библиотечного фонда;
- мебель для обстановки одного помещения: столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки;
- компьютерное и периферийное оборудование: системные блоки, мониторы, компьютерные мыши, клавиатуры, принтеры, сканеры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках;
Не считается существенной стоимость до 10 000 руб. за один имущественный объект.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.
(Основание: пункт 10 Стандарта "Основные средства").
5.1.5. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пункт 35 Стандарта "Основные средства". Состав комиссии по поступлению и выбытию активов установлен в приложении N 1 настоящей учетной политики.
5.1.6. Учет основных средств на соответствующих счетах Плана счетов бухгалтерского учета ведется в соответствии с требованиями действующего Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации.
(Основание: пункт 45 Инструкции N 157н).
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, которая формируется на счете 010600000 "Капитальные вложения в основные средства". Основные средства по сформированной первоначальной стоимости отражаются в бухгалтерском учете на счетах 010100000 "Основные средства" в момент ввода их в эксплуатацию (принятия на склад). До окончания процесса формирования первоначальной стоимости основного средства затраты, непосредственно связанные с его приобретением, сооружением и изготовлением, отражаются на счете 010601000 "Вложения в основные средства".
В случае, если при передаче основного средства со склада в эксплуатацию возникают дополнительные затраты на его установку (наладку и т.п.), указанные затраты включаются в его первоначальную стоимость в порядке отражения в бухгалтерском учете модернизации (реконструкции) основного средства.
Объекты основных средств, полученные Учреждением в возмездное (аренда) или безвозмездное пользование, отражаются на счете 111.00 "Права пользования активами". Безвозмездно полученные объекты нефинансовых активов, а также неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и инвентаризаций, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных
Операции, связанные с внутренним перемещением основных средств (между материально ответственными лицами Учреждения), отражаются в бюджетном учете бухгалтерскими проводками по счету 010100000 "Основные средства" со сменой аналитики материально ответственных лиц без изменения кода КОСГУ.
5.1.7. Амортизация начисляется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к учету.
Для начисления амортизации по всем основным средствам применяется линейный метод в соответствии со сроками полезного использования.
(Основание: пункт 36 Стандарта "Основные средства", пункт 85 Инструкции N 157н).
5.1.8. Амортизация начисляется в следующем порядке:
- на объекты основных средств, стоимостью до 10 000 рублей включительно амортизация не начисляется;
- на объекты основных средств, стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
- на объекты основных средств, стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
5.1.9. Основные средства, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов с применением метода рыночных цен.
(Основание: пункты 52, 54 Стандарта "Концептуальные основы", пункт 31 Инструкции N 157н).
5.1.10. Переоценка основных средств производится в сроки и в порядке, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
(Основание: пункт 28 Инструкции N 157н, пункт 41 Стандарта "Основные средства".).
При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
(Основание: пункт 41 Стандарта "Основные средства").
5.1.11. Ремонт основных средств производится за счет текущих расходов.
5.1.12. В случае частичной ликвидации или разукомплектации объекта основного средства, если стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выявлена в документах поставщика, стоимость таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности):
- площади;
- объему;
- весу;
- иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.
5.1.13. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
(Основание: пункт 39 Стандарта "Основные средства", пункт 373 Инструкции N 157н).
5.1.14. Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке.
5.1.15. Безвозмездная передача объектов основных средств оформляется актом приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
(Основание: Методические указания N 52).
5.1.16. Ответственными за хранение технической документации основных средств является материально ответственное лицо. По объектам основных средств, по которым производителем (поставщиком) предусмотрен гарантийный срок, хранению подлежат также гарантийные талоны.
(Основание: пункт 9 Стандарта "Учетная политика").
5.1.17. Бухгалтерский учет основных средств ведется с аналитикой по материально ответственным лицам.
5.2. Нематериальные активы
5.2.1. Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования.
(Основание: пункт 93 Инструкции N 157н).
5.2.2. Срок полезного использования нематериальных активов устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов исходя из следующих сроков:
- в течение которого учреждение планирует использовать объект в своей деятельности;
- в течение которого учреждению будут принадлежать исключительные права на объект. Этот срок указывается в охранных документах (патентах, свидетельствах и т.п.), или он следует из закона;
Если по объекту нематериальных активов срок полезного использования определить невозможно, то в целях расчета амортизации он устанавливается равным десяти годам.
(Основание: статья 1335 Гражданского кодекса РФ, пункт 60 Инструкции N 157н).
5.3. Материальные запасы
5.3.1. К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. Оценка материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. Единицей учета материальных запасов является номенклатурный номер.
(Основание: пункты 98, 99, 100, 101 Инструкции N 157н).
К материальным запасам относятся:
- канцелярские товары и канцелярские принадлежности, включая папки для бумаг, дыроколы, степлеры;
- CD-диски, карты памяти;
- полиграфическая и сувенирная продукция;
- грамоты до 50 рублей за единицу;
- бланки писем.
(Основание: пункты 118 Инструкции N 157н).
5.3.2. Материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости, которая формируется на счете 010604000 "Вложения в материальные запасы". Материальные запасы по сформированной фактической стоимости отражаются в бухгалтерском учете на счетах 010500000 "Материальные запасы".
Фактической стоимостью материальных запасов, полученных Учреждением по договору дарения, а также в процессе списания (ликвидации) комплексных объектов основных средств, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами производится на основании требовании - накладной (ф. 0315006).
Операции, связанные с внутренним перемещением материальных запасов (между материально ответственными лицами Учреждения), отражаются в бюджетном учете бухгалтерской проводкой по счету 010500000 "Материальные запасы" со сменой аналитики по материально ответственным лицам без изменения кода КОСГУ.
5.3.3. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
5.3.4. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
(Основание: пункт 46 Стандарта "Концептуальные основы", пункт 108 Инструкции N 157н).
5.3.5. Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
- их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;
- сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования.
(Основание: пункты 52-60 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности", пункт 106 Инструкции N 157н).
5.4. Учет денежных средств и денежных документов
5.4.1. Операции по выбытию денежных средств со счета в Казначействе, открытому Учреждению для осуществления расчетов, отражаются в учете на счете 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".
5.4.2. Бухгалтерский учет денежных документов ведется на счете 020135000 "Денежные документы" по номинальной стоимости соответствующих бумаг.
В составе денежных документов учитываются:
- почтовые конверты с марками;
- почтовые марки.
(Основание: пункт 169 Инструкции N 157н).
Денежные документы хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются Приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и Расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с оформлением на них записи "Фондовый".
5.4.3. Перечень лиц, имеющих право получать под отчет денежные документы, приведен в приложении N 9 к учетной политике. Порядок выдачи под отчет денежных документов приведен в приложении N 10 к учетной политике.
5.4.4. Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии, принятой учреждением, отражается на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (отражение по счету со знаком "минус") отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия.
5.5. Расчеты с подотчетными лицами
5.5.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании заявления, согласованного с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.
5.5.2. Выдача средств на хозяйственные расходы производится штатным сотрудникам, не имеющим задолженности за ранее полученные суммы, по которым наступил срок представления авансового отчета.
5.5.3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет - не позднее трех рабочих дней со дня указанного в заявлении срока.
(Основание: пункт 6.3 Указаний Центрального Банка Российской Федерации N 3210-У от 11 марта 2014 г.).
5.5.4. В случае если в установленный срок работником не представлен авансовый отчет в бухгалтерию Учреждения или не внесен остаток неиспользованного аванса в кассу Учреждения, Учреждение имеет право произвести удержание суммы задолженности по выданному авансу из заработной платы работника с соблюдением требований, установленных ст. 137 и 138 ТК РФ. В случае увольнения работника, имеющего задолженность по подотчетным суммам, остаток этой задолженности удерживается из причитающихся при увольнении работнику выплат.
Если при увольнении работника учреждение своевременно не произвело с ним расчет по подотчетным суммам, то сумма дебиторской задолженности, отраженная на счете 0 20800 000 переносится в дебет счета 0 20930 000 "Расчеты по компенсации затрат". В аналогичном порядке переносится задолженность по подотчетным лицам, с которыми осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания сумм задолженности
5.5.5. При направлении сотрудников Учреждения в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 г. N 729, и в соответствии с указом Мэра Москвы от 30 октября 2006 г. N 56-УМ "О порядке командирования государственных гражданских служащих города Москвы на территории Российской Федерации".
(Основание: пункты 2, 3 постановления Правительства РФ от 02 октября 2002 N 729).
Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в приложении N 11.
5.6. Расчеты с дебиторами и кредиторами
5.6.1. Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов.
5.6.2. Дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается на финансовый результат по истечении 3 лет на основании данных проведенной инвентаризации.
Для принятия решения о списании дебиторской и кредиторской задолженности с балансового учета проводится инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. По результатам оформляется инвентаризационная опись и решение инвентаризационной комиссии. Окончательное решение о списании дебиторской и кредиторской задолженностей с балансового учета принимает руководитель Учреждения путем издания локального распорядительного документа.
К инвентаризационной описи прикладываются документы:
- подтверждающие возникновение дебиторской задолженности:
1) контракты (договоры), в которых установлены сроки погашения обязательств,
2) товарные накладные, акты приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг),
3) платежные документы на перечисление аванса поставщику, не выполнившему свои обязательства,
4) акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода,
5) акты сверки задолженности и др.;
- свидетельствующие о том, что задолженность является безнадежной (нереальной к взысканию):
1) решение суда о признании должника банкротом,
2) решение суда о признании гражданина, индивидуального предпринимателя - должника безвестно отсутствующим при отсутствии у должника правопреемника,
3) решение суда об объявлении гражданина-должника умершим, а также документ, подтверждающий факт смерти должника, при отсутствии у должника правопреемника,
4) постановление судебного пристава о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника денежных средств,
5) отсутствие юридического лица - должника по юридическому адресу либо отсутствие гражданина по месту его регистрации;
- подтверждающие возникновение кредиторской задолженности:
1) контракты (договоры), в которых установлены сроки погашения обязательств,
2) товарные накладные, акты приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг),
3) платежные документы на получение аванса,
4) акты инвентаризации кредиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода,
5) акты сверки задолженности и др.
Списанную с балансового учета задолженность отражается на забалансовых счетах 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов", 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения:
- по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;
- по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;
- при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.
(Основание: пункты 339, 371 Инструкции N 157н).
5.6.3. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц - получателей социальных выплат.
5.6.4. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
5.7. Бюджетные обязательства
5.7.1. Принятие бюджетных обязательств к учету осуществляется в следующем порядке:
- принятие бюджетных обязательств по заработной плате, прочим выплатам перед сотрудниками отражаются не позднее последнего дня месяца, за который производится начисление (в момент образования кредиторской задолженности), на основании расчетно-платежной ведомости;
- принятие бюджетных обязательств по оплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы отражаются в учете в сумме начисленных платежей на дату оформления первичных документов;
- принятие бюджетных обязательств по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг, поставку материальных ценностей отражаются в день подписания договоров;
- принятие бюджетных обязательств по оплате товаров, работ, услуг, произведенных подотчетными лицами, осуществляются на основании служебных записок, подписанных руководителем;
- принятие обязательств по возмещению вреда, причиненного учреждением, штрафам, пеням отражаются в учете в сумме начисленных платежей на дату поступления в Учреждение вступивших в силу решений суда, исполнительных листов и других документов судебных органов.
Порядок принятия обязательств и денежных обязательств приведен в приложении N 12.
(Основание: письмо Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155)
5.8. Учет на забалансовых счетах
5.8.1. На счете 01 "Имущество, полученное в пользование" подлежит учету:
- Имущество, которое учреждение получило в пользование, кроме объектов аренды, объекты учитываются на основании акта приема-передачи или другого документа, который подтвердит получение имущества, прав на него. Имущество отражается по стоимости, указанной в акте приема-передачи.
5.8.2. На счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение" объекты, которые не соответствуют критериям актива подлежит учету имущество, в отношении которого принято решение о списании, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) - в условной оценке один рубль за один объект.
5.8.3. На счете 03 "Бланки строгой отчетности" подлежат учету бланки трудовых книжек. Бланки строгой отчетности отражаются на забалансовом счете с детализацией по местам использования или хранения в условной оценке - один рубль за один бланк.
5.8.4. Учреждение при получении материальных ценностей от поставщика, до поступления от Учреждения-заказчика Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов, производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 02.1 "Материальные ценности, принятые на хранение", при поступлении Извещения (ф. 0504805) от Учреждения-заказчика в бюджетном учете Учреждения-грузополучателя отражаются корреспонденции, предусмотренные пунктом 157 Инструкции N 162н, с одновременным выбытием принятых к учету материальных ценностей с забалансового счета 02.1 "Материальные ценности, принятые на хранение".
5.8.5. В целях обеспечения управленческого учета вводится дополнительный забалансовый счет ЛЯ "Программное обеспечение с неисключительными лицензионными правами". На забалансовом счете ЛЯ учет программных продуктов ведется по балансовой стоимости, а при невозможности ее определения исходя из договора - в условной оценке один рубль за один объект. Аналитический учет по счету ЛЯ ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).
(Основание: пункт 332 Инструкции N 157н).
5.8.6. Списание имущества с забалансового счета оформляется решением Комиссии Учреждения по поступлению и выбытию активов Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) с указанием причины списания.
5.9. Финансовый результат
5.9.1. Мероприятия Учреждения по закрытию счетов бухгалтерского учета поступлений (доходов) и расходов, и формированию финансового результата хозяйственной деятельности Учреждений, включают отнесение на финансовый результат деятельности расходов Учреждения по всем источникам финансового обеспечения осуществляется последними бухгалтерскими проводками в конце года с детализацией по кодам операций сектора государственного управления.
5.9.2. Учреждение осуществляет все расходы в пределах утвержденной на текущий год сметы расходов, соблюдая целевой характер расходования.
6. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты
Признание в учете и раскрытие в бюджетной отчетности событий после отчетной даты (ежемесячно - до 15 числа после отчетного периода, годовой - до 25 числа после окончания финансового года) осуществляется в порядке, приведенном в приложении N 13.
7. Порядок проведения инвентаризация имущества и обязательств
7.1. Инвентаризация имущества и обязательств (в т.ч. учитываемых на забалансовых счетах), а так же финансовых результатов (в т.ч. расходов будущих периодов) проводится в следующих случаях: при передаче имущества, закрепленного за учреждением, в аренду, его выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- при ликвидации (реорганизации) учреждения перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями, и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель Учреждения.
(Основание: статья 11 Закона от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ, раздел 4 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности").
8. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
8.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляет комиссия. Помимо комиссии постоянный текущий контроль в ходе своей деятельности осуществляют в рамках своих полномочий:
руководитель учреждения, его заместители;
главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии;
начальник Отдела финансового обеспечения, конкурсных процедур и контроля за подведомственными учреждениями;
иные должностные лица учреждения в соответствии со своими обязанностями.
8.2. Положение о внутреннем финансовом контроле и график проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности приведены в приложении N 14.
(Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
9. Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета
9.1. Бюджетная отчетность
9.1.1. Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные Инструкцией о порядке составления, представления годовой квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н). Бюджетная отчетность представляется в Департамент финансов города Москвы в установленные им в распорядительных документах сроки.
9.1.2. Бухгалтерская отчетность подведомственных учреждений составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные Инструкцией о порядке составления, представления годовой квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н). Отчетность представляется Учредителю (Учреждение) в электронном виде, а также на бумажных носителях, в установленные им в распорядительных документах сроки для последующего свода и представления в Департамент финансов города Москвы.
9.1.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный год формируется с учетом событий после отчетной даты. Обстоятельства, послужившие причиной отражения в отчетности событий после отчетной даты, указываются в текстовой части пояснительной записки.
(Основание: пункт 3 Инструкции N 157н).
9.2. Хранение документов
9.2.1. Сроки хранения документов:
Сроки хранения документов (приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"):
а) годовая отчетность - постоянно;
б) квартальная отчетность - не менее 5 лет;
в) документы по начислению заработной платы - не менее 75 лет;
г) документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов - не менее 5 лет (Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
д) остальные документы - не менее 5 лет.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений в соответствии со статьей 29 Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
9.2.2. В случае обнаружения пропажи, порчи или несанкционированного уничтожения первичных учетных документов и (или) регистров бюджетного учета в учреждении сотрудники учреждения сообщают об этом руководителю подразделения и главному бухгалтеру.
Главный бухгалтер и руководитель подразделения в этот же день готовят совместный доклад руководителю учреждения об утрате, порче, несанкционированном уничтожении первичных учетных документов, регистров учета учреждения. На основании доклада главного бухгалтера и руководителя подразделения руководитель учреждения действует в соответствии с пунктом 16 Инструкции N 157н.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.3. Счет 1.204.33.000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" отражает показатель участия в подведомственных бюджетных и автономных учреждениях в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости особо ценного имущества (ОНИ) этих учреждений.
К особо ценному относится имущество, которым подведомственные учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно. Перечень ОЦДИ утверждается Учредителем ежегодно распорядительными документами во исполнение постановления Правительства Москвы от 21.12.2010 N 1077-ПП "О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы".
9.4. Порядок закупок товаров, работ и услуг на основе государственных (муниципальных) контрактов определяется в соответствии с Законом N 44-ФЗ от 05.04.2014 г. "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
10. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и главного бухгалтера
10.1. При смене руководителя или главного бухгалтера учреждения (далее увольняемые лица) обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу учреждения (далее - уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а так же печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.
10.2. Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа руководителя учреждения.
10.3. Передача документов бухгалтерского учета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, созданной в учреждении.
Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.
Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в организации работы бухгалтерии.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии.
При необходимости члены комиссии включают в акт свои рекомендации и предложения, которые возникли при приеме-передаче дел.
10.4. В комиссию, включаются сотрудники учреждения и (или) учредителя в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.
10.5. Передаются следующие документы:
- учетная политика со всеми приложениями;
- квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;
- по планированию, в том числе бюджетная смета учреждения, план-график закупок, обоснования к планам;
- бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций;
- налоговые регистры;
- о задолженности учреждения, в том числе по уплате налогов;
- о состоянии лицевых счетов учреждения;
- по учету зарплаты и по персонифицированному учету;
- по кассе: кассовые книги, журналы, расходные и приходные кассовые ордера, денежные документы и т.д.;
- об условиях хранения и учета наличных денежных средств;
- договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т.д.;
- учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т.п.;
- о недвижимом имуществе, транспортных средствах учреждения: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т.п.;
- об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;
- акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы учреждения;
- акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по каждой сумме;
- акты ревизий и проверок;
- материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
- бланки строгой отчетности;
- иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности учреждения.
10.6. При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой "Замечания прилагаются". Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в учреждении.
8. Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр - учредителю (руководителю учреждения, если увольняется главный бухгалтер), 2-й экземпляр - увольняемому лицу, 3-й экземпляр - уполномоченному лицу, которое принимало дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.