Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу Министерства
образования Московской области
от 18.09.2019 N 2506
Обзор
обобщения практики осуществления Министерством образования Московской области государственного контроля (надзора) в сфере образования и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2018 год
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования Московской области (далее - Министерство образования) за I полугодие 2019 года подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами", а также с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике Министерства, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований Министерством образования проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Министерство образования осуществляет следующий вид государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании Федерации") (далее - Закон об образовании).
Осуществление Министерством вышеуказанного вида государственного контроля (надзора) предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании);
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на соответствующей территории.
организации, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона об образовании);
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на соответствующей территории.
Всего за 2018 год в отношении образовательных организаций осуществлено 831 контрольно-надзорное мероприятие (534 - в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических и индивидуальных предпринимателей на 2018 год и 297 - внеплановых).
При осуществлении Министерством образования федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования применяется единый механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
составление ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок; разработка и издание распорядительных актов Министерства о проведении проверки, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план проведения Министерством образования плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения, в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), замечаний и о проведении при отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные проведения плановых проверок.
План проведения Министерством образования Московской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год утвержден приказом министра образования Московской области М.Б. Захаровой от 25.10.2017 N 2981.
Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Так в 2018 году Министерством образования проведены внеплановые проверки по следующему основанию:
пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ: 130 контрольно-надзорных мероприятий в связи с истечением срока исполнения образовательной организацией ранее выданного предписания устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ согласование внеплановых выездных проверок юридических лиц по указанным выше основаниям с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц не требуется.
Разработка и издание распорядительных актов Министерства образования о проведении проверки и их содержание.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказы Министерства образования о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее Типовая форма). В приказах Министерства образования о проведении проверок указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок (документарная (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Выбор формы проведения проверок (документарной выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
При выборе Министерством образования формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
В большинстве случаев срок проведения Министерством образования документарной проверки составляет 8 дней, выездной проверки также 8 дней.
Сроки проведения проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства установлены частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В отчетном периоде проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, Министерством образования не проводились.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица Министерства образования, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Министерством образования проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Министерства образования информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении согласии/несогласии и результатами проверки, также с отдельными действиями должностных лиц Министерства образования;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства образования повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами, проводящими проверку в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации проводящими от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер приказа Министерства образования;
4) фамилии, имена, отчества (последнее при наличии) и должности должностных Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки и привлеченных к проведению проверки экспертов;
5) наименование образовательной организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя такой организации;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об установлении факта исполнения или неисполнения предписания, а также о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации указанного журнала;
10) подписи должностных Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки.
При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии проверяющего.
Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица организации, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности организации, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, повлекшими невозможность проведения проверки, составляется соответствующий акт.
К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, подготовленные экспертами, привлеченными к проведению проверки, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников образовательных организаций, предписания (повторные предписания) об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии
В журнале учета проверок должностным лицом Министерства образования, уполномоченным на проведение проверки осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица Министерства образования или должностных лиц Министерства образования, уполномоченных на проведение проверки, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случаях и в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц организации уполномоченными должностными лицами Министерства образования возбуждались дела об административном правонарушении. Всего в 2018 году возбуждено 65 дел об административных правонарушениях.
При проведении выездной проверки в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле соответствующего структурного подразделения Министерства образования.
При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки должностным лицом Министерства образования, уполномоченным на проведение проверки, представлялся в Министерство образования, а второй экземпляр акта проверки направлялся в образовательную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства образования, или передавалось под расписку уполномоченному представителю образовательной организации.
Уполномоченными должностными лицами Министерства образования в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719, и правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, вносилась в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и единый реестр проверок информация о проведении проверок, их результатах, а также принятых мерах.
Меры, принимаемые Министерством образования по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
По результатам проведенных проверок выявлялись нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.
В 2018 году возбуждено 65 дел об административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов, поступившими в Министерство образования, юридические лица и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям:
17 должностных лиц, 15 юридических лиц, 9 физических лица.
Общая сумма наложенных административных штрафов - 1073,0 тыс. рублей (в 2017 году - 1119,0 тыс. рублей), в том числе:
за осуществление образовательной деятельности с нарушением условий лицензии - 75 тыс. рублей;
за нарушение правил оказания платных образовательных услуг - 265 тыс. рублей;
за нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации - 27 тыс. рублей;
за нарушение порядка приема в образовательную организацию - 555 тыс. рублей.
Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, выдано 388 предписаний Министерства образования об устранении выявленных нарушений.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерство образования федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования
В соответствии с пунктом 30 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, и на основании Методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений) содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, Министерством образования были разработаны и утверждены приказом Министерства образования от 21.07.2017 N 2142 перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством образования в установленной сфере деятельности.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названном Плане мероприятий, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, не содержится пункт 30
По результатам проведенной работы по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, и размещенных на официальном сайте Министерством образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее официальный сайт Министерством образования), а также анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерством образования, проведенного в том числе и в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных контрольно-надзорных функций, приказом Министерством образования 29.12.2018 N 3391 были утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), компетенции Министерством образования (далее соответственно - перечни актов, обязательные требования).
В рамках проводимой Министерством образования работы по оценки актуальности и полноты перечня актов, а также в связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Министерством образования на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Министерством образования мероприятий по контролю и надзору, и актуализация указанных перечней актов.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования в 2018 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относились следующие.
В нарушение положений Закона об образовании:
образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, не разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (часть 7 ст. 12 Закона об образовании);
образовательные организации не обеспечивают открытость и доступность информации на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2 статьи 29 Закона об образовании);
информация и документы, указанные в части 2 статьи 29 Закона об образовании не обновляются на официальном сайте образовательной организации в течение 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений (часть 3 статьи 29 Закона об образовании);
образовательная организация не принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной организации деятельности, в том числе регламентирующие порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (часть 2 статьи 29 Закона об образовании);
при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (часть 3 статьи 30 Закона об образовании);
не определен порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (часть 3 статьи 35 Закона об образовании);
образовательной организацией не организовано питание обучающихся (часть 1 статьи 37 Закона об образовании);
образовательной организацией не созданы или созданы не в полном объеме условия для охраны здоровья обучающихся, предусмотренные частью 1 статьи 41 Закона об образовании;
в образовательной организации отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся (часть 3 статьи 41 Закона об образовании);
в образовательной организации отсутствует локальный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Закона об образовании);
к педагогической деятельности в образовательной организации допущены лица, не отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (часть 1 статьи 46 Закона об образовании);
аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется образовательными организациями с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 49 Закона об образовании;
образовательной организацией не установлен образец справки об обучении или о периоде обучения, выдаваемой лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из образовательной организации (часть 12 статьи 60 Закона об образовании);
в образовательной организации не принят локальный акт, определяющий порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (часть 2 статьи 62 Закона об образовании);
в образовательной организации не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).
В нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 706):
договоры на оказание платных образовательных услуг не содержали всех необходимых сведений, предусмотренных пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением N 706;
договоры на оказание платных образовательных услуг содержали условия, которые ограничивали права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (пункт 13 Правил, утвержденных постановлением N 706).
В нарушение пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 (далее - Правила), многими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не обеспечивалось размещение информации на официальный сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт образовательной организации) в полном объеме.
Кроме того, на официальном сайте образовательной организации не обновляется в установленные пунктом 6 Правил сроки (не позднее 10 рабочих дней после их изменений) информация, предусмотренная для размещения на нем в соответствии с Правилами.
Также пользователю официального сайта образовательной организации не предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта (пункт 7 Правил).
В нарушение пункта 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 (далее - реестр сведений) образовательной организацией в реестр сведений не внесены или внесены не в полном объеме сведения о документах об образовании и (или) квалификации.
В нарушение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (далее - Порядок, утвержденный приказом N 499):
в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации отсутствует указание на уровень образования лиц, допущенных к освоению указанной программы (пункт 3 Порядка, утвержденного приказом N 499);
в структуре программы повышения квалификации не представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения (пункт 6 Порядка, утвержденного приказом N 499);
в структуре программы профессиональной переподготовки не представлены характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации, а также характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы (пункт 6 Порядка, утвержденного приказом N 499);
содержание реализуемых дополнительных профессиональных программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе (пункт 8 Порядка, утвержденного приказом N 499);
структурой дополнительной профессиональной программы не определены цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы (пункт 9 Порядка, утвержденного приказом N 499);
образовательной программой и (или) договором об образовании не определены сроки освоения дополнительной профессиональной программы (пункт 12 Порядка, утвержденного приказом N 499).
В нарушение пункта 20 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186, книга регистрации дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов не отвечает требованиям, предъявляемым к перечню данных, которые должны быть внесены в книгу регистрации (сведения внесены не в полном объеме).
В нарушение Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 (далее - Порядок, утвержденный приказом N 443):
образовательной организацией не установлены сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное при наличии вакантных бюджетных мест (пункт 4 Порядка, утвержденного приказом N 443);
организация не обеспечила открытость информации о сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации на своем сайте (пункт 5 Порядка, утвержденного приказом N 443);
в организации отсутствуют документы, определяющие состав, полномочия и порядок деятельности специально создаваемой образовательной организацией комиссии по вопросам перевода с платного обучения на бесплатное. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается аттестационной комиссией по переводу без учета мнения совета обучающихся образовательной организации (пункт 7 Порядка, утвержденного приказом N 443).
В нарушение Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124 (далее - Порядок, утвержденный приказом N 124):
образовательной организацией не определены сроки проведения перевода, в том числе сроки приема документов, необходимых для перевода (пункт 3 Порядка, утвержденного приказом N 124);
образовательной организацией не определено количество вакантных мест для перевода, финансируемых за счет средств физических и (или) юридических лиц но договорам об образовании (пункт 5 Порядка, утвержденного приказом N 124);
в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий порядок и сроки проведения конкурсного отбора среди лиц, подавших заявление о переводе (конкурсный отбор проводится, в случае если заявлений о переводе подано больше количества вакантных мест для перевода в образовательную организацию) (пункт 13 Порядка, утвержденного приказом N 124);
в личных делах лиц, отчисленных в связи с переводом, не хранятся в зависимости от категории обучающегося студенческий билет и зачетная книжка (пункт 17 Порядка, утвержденного приказом N 124);
в образовательной организации при зачислении по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц перед изданием приказа о зачислении в порядке перевода не предшествует заключение договора об образовании. В личных делах студентов отсутствуют выписки из приказа об отчислении в связи с переводом (пункт 20 Порядка, утвержденного приказом N 124).
В нарушение Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (далее - Требования, утвержденные приказом Рособрнадзора N 785), на официальном сайте образовательной организации отсутствует или размещена не в полном объеме информация, предусмотренная пунктом 3 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора N 785.
В нарушение Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 N>115 (далее - Порядок, утвержденный приказом N 115):
книга регистрации выданных документов не отвечает требованиям, предъявляемым к перечню данных, которые должны быть внесены в книгу регистрации (сведения внесены не в полном объеме) (пункт 18 Порядка, утвержденного приказом N 115);
исправления, допущенные при заполнении книги регистрации выданных документов, не заверяются руководителем организации (пункт 20 Порядка, утвержденного приказом N 115).
В нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 (далее - Порядок, утвержденный приказом N 968):
в образовательной организации государственные экзаменационные комиссии сформированы без включения в их состав педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (пункт 6 Порядка, утвержденного приказом N 968);
председателем апелляционной комиссии является лицо, входящее в состав государственной экзаменационной комиссии; председателем апелляционной комиссии назначено лицо, не являющееся руководителем организации либо лицом, исполняющим в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации (пункт 33 Порядка, утвержденного приказом N 968).
В нарушение Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 (далее - Положение, утвержденное приказом N 291):
при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования образовательная организация не согласовывает с организациями, осуществляющими деятельность по образовательным программам соответствующего профиля (далее - профильная организация), формы отчетности и оценочный материал прохождения практики; (пункт 14 Положения, утвержденного приказом N 291);
при проведении практики профильная организация не согласовывает задания на практику; не участвует в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также в оценке таких результатов; не участвует в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики (пункт 15 Положения, утвержденного приказом N 291).
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством образования при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Министерства образования, в 2018 году Министерством образования осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, на 2018 год, утвержденной приказом Министерства образования от 28.12.2017 N 3629 (далее - Программа). Целями Программы являются:
повышение прозрачности осуществления Министерством образования федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований; предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, повышение уровня соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.
Задачами Программы являются:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
систематизация работы по проведению профилактических мероприятий; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Министерства образования по вопросу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий Министерства образования;
принцип актуальности - систематический анализ и своевременное внесение изменений в Программу;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
В 2018 году осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой:
оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Министерством образования при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Министерства образования;
обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве образования:
публикация на официальном сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистических и аналитических материалов о контрольно-надзорных мероприятиях, проведенных Министерством образования и выявленных по результатам проверок нарушениях, с указанием наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований;
размещение на официальном сайте Министерства образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" комментариев для руководителей образовательных организаций о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования, а также руководств по соблюдению подконтрольными субъектами законодательства Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения доступности образования для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Кроме того, в целях обеспечения доступности и понятности информации о деятельности Министерством образования на официальном сайте Министерства образования размещена Блок-схема последовательности действий Министерства образования о порядке принятия мер по результатам контрольно-надзорной деятельности с Рекомендациями для руководителей образовательных организаций по порядку представления документов об устранении выявленных по результатам проверок нарушений;
проведение личного приема руководством Министерства образования представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Министерство образования полномочий.
Кроме того, в целях усиления работы, направленной на недопущение подконтрольными субъектами нарушений обязательных требований, Министерством образования организованы и проведены в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12. 2008 N 294-ФЗ иные мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (подконтрольными субъектами).
В соответствии с требованиями статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляет такому юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
<< Назад |
||
Содержание Приказ заместителя Министра образования Московской области от 18 сентября 2019 г. N 2506 "Об утверждении обзора обобщения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.