Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 1-АПА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Иваненко Ю.Г.
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 8 ноября 2018 г. N 38-А "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Урдомское",
по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" на решение Архангельского областного суда от 12 февраля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 8 ноября 2018 г. N 38-А в Генеральный план муниципального образования "Урдомское", утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 25 декабря 2015 г. N 61-А, внесены изменения. Данным решением изменены границы входящего в состав муниципального образования "Урдомское" населенного пункта железнодорожная станция Шиес путем увеличения его территории за счет территории кварталов 79, 80, 81 и частей кварталов 64, 65, 66 Яренского лесничества Урдомского участкового лесничества (участок Шиесское). Также утверждены карта новых границ населенного пункта железнодорожная станция Шиес и сведения о границах данного населенного пункта.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия решения Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 8 ноября 2018 г. N 38-А "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Урдомское" (далее также - Решение N 38-А, Генеральный план) в связи с допущенными нарушениями процедуры его принятия, предусмотренной частями 7 и 8 статьи 9, частями 8, 12, 17 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
В обоснование заявленного требования указал, что поскольку оспариваемым нормативным правовым актом предусматривается изменение границ населенного пункта путем увеличения его площади за счет земель лесного фонда, уполномоченным на распоряжение которыми является Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз), то проект вносимых изменений в Генеральный план должен был в силу статьи 25 ГрК РФ в обязательном порядке согласован с названным федеральным органом. Кроме того, проект оспариваемого акта в нарушение части 7 статьи 9 ГрК РФ не был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - ФГИС ТП) в предусмотренный трехмесячный срок до дня его утверждения.
Решением Архангельского областного суда от 12 февраля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Решение Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 8 ноября 2018 г. N 38-А "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Урдомское" признано недействующим с даты его принятия.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования "Урдомское" (далее - Совет депутатов) полагал, что формальное нарушение трехмесячного срока опубликования проекта оспариваемого нормативного правового акта в отсутствие нарушения прав и законных интересов кого-либо при начатой процедуре согласования и в отсутствие заключения Федерального агентства лесного хозяйства, не является достаточным основанием для признания недействующим Решения N 38-А.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Архангельской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 38-А, к вопросам местного значения поселения относилось утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 38-А принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
Решением N 78-А изменены границы входящего в состав муниципального образования "Урдомское" населенного пункта железнодорожная станция Шиес путем увеличения его территории за счет территории кварталов 79, 80, 81 и частей кварталов 64, 65, 66 Яренского лесничества Урдомского участкового лесничества (участок Шиесское).
Подпунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 Кодекса.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460 (далее также - Порядок).
Как указано в пункте 1.4 Порядка, орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Уведомление может быть оформлено согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку).
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа (пункт 2.1 Порядка).
Согласно пункту 2.9 Порядка Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ и положений Порядка проект Генерального плана в ФГИС ТП не размещался и уведомление в Минэкономразвития России не направлялось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
С учетом приведенных норм федерального законодательства и изложенных разъяснений, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что порядок и процедура принятия Генерального плана была нарушена, и правомерно признала Решение N 78-А недействующим.
Довод апелляционной жалобы о невозможности по техническим причинам своевременно разместить проект Генерального плана в системе ФГИС ТП не ставит под сомнение законность и обоснованность судебного акта, как и довод об отсутствии нарушения чьих-либо прав.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу этого народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов, в том числе лесов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, требований сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), - представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является как таковой федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим; осуществляемые же в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как сфере совместного ведения полномочия Российской Федерации и ее субъектов распределены Лесным кодексом Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации таким образом, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О и от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
Таким образом, Судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Архангельского областного суда от 12 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Иваненко Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 1-АПА19-10
Текст определения опубликован не был