Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.С. Сусловой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.С. Суслова оспаривает конституционность части 2 статьи 10.1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", согласно которой право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий: стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к данному Закону (пункт 1); увольнение с муниципальной службы (прекращение трудового договора (контракта) должно быть произведено по одному из оснований, указанных в подпунктах "а" - "к" (пункт 2); замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (пункт 3).
Как следует из представленных материалов, заявительнице в 2008 году назначена страховая пенсия по старости, в 2009 году как муниципальному служащему ей была установлена пенсия за выслугу лет. В июле 2017 года выплата пенсии за выслугу лет Т.С. Сусловой была прекращена в связи с установлением факта ее увольнения с муниципальной службы в 2008 году по основанию, закрепленному пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность), с которым действующее правовое регулирование не связывает возникновение права муниципального служащего на пенсию за выслугу лет.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая в качестве условия пенсионного обеспечения увольнение с муниципальной службы по определенным основаниям, оно лишает граждан, имеющих необходимый стаж муниципальной службы, достигших пенсионного возраста и получающих страховую пенсию по старости, права на пенсию за выслугу лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Т.С. Сусловой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Законодатель Республики Коми в Законе Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" урегулировал в том числе отношения, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Коми, и установил основания, порядок назначения и индексации пенсионных выплат указанным лицам, обусловив назначение пенсии за выслугу лет наличием определенного стажа муниципальной службы и основанием увольнения с муниципальной службы.
Оспариваемое Т.С. Сусловой законоположение является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших должности муниципальной службы в Республике Коми, в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории, и не может рассматриваться как нарушающее права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сусловой Татьяны Степановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2019 г. N 2223-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сусловой Татьяны Степановны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 10.1 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)