В соответствии со статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания", в целях составления проекта республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;
Основные направления налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания при составлении проекта республиканского бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания организовать работу по составлению проектов местных бюджетов на 2020 год в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 14 октября 2019 г. N 344
Основные направления
бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" в целях определения условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, формирования общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета, а также обеспечения открытости и прозрачности бюджетного планирования.
При подготовке основных направлений бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 - 2022 годы были учтены основные положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", а также документов стратегического планирования Республики Северная Осетия-Алания (Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года N 60-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года", бюджетного прогноза Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период, прогнозов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный и среднесрочный периоды).
Бюджетная политика Республики Северная Осетия-Алания в 2020 - 2022 годах обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2019 - 2021 годы и направлена на дальнейшее обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях обеспечения реализации приоритетных задач социально-экономического развития республики, повышения качества управления региональными финансами, выполнения обязательств, устанавливаемых соглашением, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Республикой Северная Осетия-Алания.
В 2020 - 2022 годах в целях повышения уровня бюджетной устойчивости бюджетная политика ориентирована на реалистичный вариант прогноза социально-экономического развития республики, а исполнение принятых расходных обязательств направлено на повышение эффективности бюджетных расходов, их четкой увязки с достижением установленных целей государственной политики с использованием программно-целевых методов управления бюджетной системой республики.
2. Основные итоги реализации бюджетной политики в 2018 году и первом полугодии 2019 года
Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Северная Осетия-Алания в течение 2018 года и первом полугодии 2019 года, как и в предыдущие периоды, была направлена на реализацию первоочередных мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.
Приоритеты бюджетной политики формировались исходя из необходимости создания условий для сохранения социально-экономической стабильности как важнейшего условия экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности региона, повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, создания рабочих мест, роста реальной заработной платы в экономике и повышения качества жизни населения республики.
По итогам 2018 года была продолжена положительная динамика роста доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Объем доходов составил 32 997,3 млн рублей с ростом относительно уровня в 2017 году на 5 263,4 млн рублей, или 19,0%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет за 2018 год составило 15 752,6 млн рублей, что на 1 539,8 млн рублей, или на 10,8%, больше, чем в предыдущем году.
Дотационность консолидированного бюджета по сравнению с 2017 годом снизилась на 2,5% и составила 28,6%, что является самым низким значением данного показателя для республики. Также впервые консолидированный бюджет республики исполнен с профицитом в 420,0 млн рублей.
Расходы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2018 год составили 32 577,2 млн рублей с ростом относительно показателя предыдущего года на 15,8%.
Бюджетная политика в сфере расходов традиционно была направлена на реализацию социально значимых и первоочередных направлений. По итогам прошедшего года средний процент исполнения расходной части консолидированного бюджета составил 97,2%. В приоритетном порядке обеспечено финансирование таких социально значимых направлений, как развитие образования (98,8%), культуры (98,5%), спорта (97,7%), здравоохранения (94,7%), социальной политики (98,4%). В 2018 году расходы на указанные отрасли составили 24 585,4 млн рублей, или 75,5% всех расходов консолидированного бюджета. Доля расходов консолидированного бюджета на указанные отрасли увеличилась по сравнению с расходами в предыдущем году на 2%, а процент исполнения практически по всем социально значимым направлениям превысил средний процент исполнения бюджета.
В 2018 году и истекшем периоде 2019 года обеспечены безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации, выплата заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", проведены мероприятия, направленные на оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, реализовывались мероприятия в сфере социальной политики, прежде всего, выплаты пособий на детей, выплаты семьям опекунов и приемным семьям на содержание подопечных детей, осуществлены социальные выплаты, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей. На исполнение обязательств по предоставлению социальной помощи населению республики в 2018 году направлено 3 535 млн рублей, впервые за многие годы полностью ликвидирована задолженность по социальным выплатам населению.
В 2018 году с привлечением средств федерального бюджета обеспечены строительство и реконструкция 19 объектов образования, в том числе 10 пристроек к зданиям детских садов, построено 10 детских садов в муниципальных образованиях республики, проведены сейсмоусиление и реконструкция здания средней школы N 27 г. Владикавказ, построена средняя общеобразовательная школа на 500 мест в микрорайоне N 12 г. Владикавказ. Завершено строительство противотуберкулезного диспансера в пос. Южный, фельдшерско-акушерского пункта в с. Толдзгун, амбулаторий врачей общей практики в с. Тарское и с. Сунжа Пригородного района, объектов физической культуры и спорта, в том числе физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в г. Владикавказ по ул. Кесаева, физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа с. Гизель, многофункциональных игровых площадок в с. Красногор Ардонского района, с. Карман-Синдзикау Дигорского района, с. Заманкул Правобережного района, осуществлен капитальный ремонт спортивного зала в селах Чикола и Заманкул, ст. Архонская, МБДОУ детско-юношеской спортивной школы Пригородного района, здания спортивного зала детско-юношеской спортивной школы N 1 в с. Камбилеевское Пригородного района, ГАУ "Специализированная детско-юношеская спортивная школа по футболу "Спартак-Алания", спортивного зала в п. Мизур Алагирского района.
В истекшем году республиканский бюджет практически в полном объеме выполнил свои обязательства по финансовой поддержке муниципальных образований республики на общую сумму 6 587 млн рублей с исполнением 99,5%. Финансовая помощь из республиканского бюджета перечислялась, как в виде дотаций на выполнение муниципальными образованиями своих расходов, так и на реализацию переданных полномочий по следующим направлениям:
обеспечение общеобразовательного процесса в школах и детских садах;
компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детских садах;
поддержка учреждений культуры;
организация деятельности административных комиссий.
Общий объем субвенций, переданных в районы республики, в 2018 году составил 4 205,8 млн рублей, что на 250 млн рублей больше, чем в предыдущем году.
В рамках контрольных мероприятий за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями проводилась экспертиза проектов местных бюджетов, заключены соглашения с муниципальными образованиями, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
При выполнении расходных обязательств в приоритетном порядке на протяжении 2018 года и первого полугодия 2019 года одновременно обеспечивалась реализация мероприятий по предотвращению роста просроченной кредиторской задолженности, в результате по состоянию на 1 июля 2019 года удалось обеспечить ее снижение по сравнению с началом 2018 года на 990 млн рублей, или в 2,4 раза.
В 2019 году в рамках реализации национальных и федеральных проектов, обеспечивающих достижение целей и решение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" начата реализация соответствующих региональных мероприятий, обеспечен учет бюджетных ассигнований на их выполнение. До конца 2019 года запланирована реализация мероприятий по 8 национальным проектам и 30 федеральным проектам, а также мероприятий в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
На протяжении 2018 года, как и в предшествующие периоды, реализовывались меры по снижению долговой нагрузки и выполнению принятых долговых обязательств. Проводимая работа по соблюдению жестких ограничений по объему дефицита бюджета и государственного долга, других условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, позволила республике в конце 2017 года обеспечить участие в программе реструктуризации задолженности субъектов по бюджетным кредитам с продлением срока их возврата до 1 января 2025 года. В результате участия в программе реструктуризации республика получила возможность поэтапного возврата бюджетных кредитов. В 2018 году в соответствии с условиями реструктуризации обеспечен возврат части реструктуризированной задолженности в сумме 385 млн рублей.
Объем государственного долга на 1 января 2019 года составил 9,69 млрд рублей, или 79,5% от фактически поступивших за 2018 год налоговых и неналоговых доходов, что соответствует условиям реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, в результате реализации мероприятий по снижению долговой нагрузки впервые с 2007 года сокращен объем государственного долга республики в абсолютном выражении на 222 млн рублей по отношению к показателю в предыдущем году.
В результате роста налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения консолидированного бюджета 2018 года с темпами, превышающими фактический уровень инфляции (4,3%), у республики появилась возможность участия во втором этапе реструктуризации. При достижении роста налоговых и неналоговых доходов выше фактического уровня инфляции и в 2019 году сроки погашения задолженности по бюджетным кредитам будут продлены до 2029 года, а сумма возвращаемой задолженности будет снижена в 2020 году до 5% и в последующие годы до 10% ежегодно. В связи с этим бюджетная и налоговая политика республики до конца текущего финансового года будет направлена на мобилизацию усилий на достижение необходимых для участия во втором этапе реструктуризации бюджетных кредитов темпов роста налоговых и неналоговых доходов.
С целью обеспечения сбалансированности бюджета в 2018 году и первом полугодии 2019 года продолжалось выполнение Программы оздоровления, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение и оптимизацию структуры государственного долга. Бюджетный эффект от реализации Программы оздоровления за 2018 год составил 758 млн рублей, в том числе в результате оптимизации расходов - 412 млн рублей.
В рамках реализации дополнительных мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов, на протяжении 2018 года было обеспечено выполнение условий соглашений, подписанных с Министерством финансов Российской Федерации. За 2018 финансовый год все обязательства республики в соответствии с вышеуказанными соглашениями исполнены в полном объеме, в том числе:
обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета;
обеспечено исполнение принятых республикой обязательств по достижению целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации;
реализованы меры по снижению долговой нагрузки и выполнению принятых долговых обязательств;
обеспечено соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти;
проведена оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок);
обеспечено достижение показателей экономического развития.
В дальнейшем с учетом принятых обязательств необходимо обеспечить повышение результативности работы по наращиванию собственного экономического потенциала и по управлению региональными и местными финансами с целью достижения устойчивости республиканского и местных бюджетов, формирующей условия для сохранения социально-экономической стабильности как важнейшего фактора экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности региона, повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, создания рабочих мест, роста реальной заработной платы в экономике и повышения качества жизни и благосостояния населения республики.
3. Основные направления бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
Приоритетной целью бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов является обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета и устойчивости бюджетной системы, повышение эффективности управления государственными финансами как одного из базовых условий устойчивого развития экономики и обеспечения социальной стабильности республики.
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, предусматривает решение основных задач по повышению налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет, формированию расходов с учетом их оптимизации и повышения эффективности, проведению взвешенной долговой политики, совершенствованию межбюджетных отношений.
Выполнение указанных задач планируется осуществлять в условиях реализации мер, направленных на стимулирование социально-экономического развития и оздоровления государственных финансов республики, определяемых на основе ежегодно заключаемого с Министерством финансов Российской Федерации соглашения.
С этой целью будет продолжена реализация мероприятий по следующим направлениям:
мобилизация резервов доходной базы, улучшение межведомственного взаимодействия в сфере налогового администрирования;
формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, ориентированной на ограничение роста общего объема расходов бюджета республики в целях гарантированного обеспечения исполнения действующих расходных обязательств, недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям республиканских органов государственной власти;
совершенствование эффективности и результативности инструментов программно-целевого управления и бюджетирования, развитие методологии разработки государственных программ на основе методов проектного управления, совершенствование системы целеполагания, оптимизация структуры государственных программ, включая формирование региональных программ в рамках национальных приоритетных проектов, повышение эффективности взаимодействия между уровнями государственного управления и местного самоуправления, а также с государственными учреждениями при организации финансового обеспечения реализации общих целей;
дальнейшее повышение качества кассового планирования в целях предупреждения рисков кассовых разрывов и неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, обеспечение ритмичности исполнения республиканского бюджета, своевременной подготовки и заключения государственных контрактов;
повышение качества управления общественными финансами, строгое соблюдение финансово-бюджетной дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, порядка и достижения целевых показателей, установленных при их предоставлении;
реализация мер бюджетной консолидации и оптимизации расходов республиканского бюджета, ориентированных на достижение приоритетов стратегического развития республики, с учетом уровня расчетных объемов расходных обязательств республики, определяемых Министерством финансов Российской Федерации;
реализация мер по повышению прозрачности и открытости процесса управления общественными финансами, в том числе в рамках размещения информации о бюджете и бюджетном процессе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", повышение открытости и прозрачности местных бюджетов.
В предстоящем бюджетном цикле в приоритетном порядке будут осуществляться меры, направленные на проведение эффективного управления государственным долгом и повышение уровня долговой устойчивости, предполагающие систематический контроль за общим уровнем долговой нагрузки, ограничение роста коммерческих заимствований, оптимизацию расходов по обслуживанию долговых обязательств, их своевременное исполнение в полном объеме с учетом установленных ограничений и необходимости обеспечения сбалансированности республиканского бюджета. В этой связи будет продолжена работа по поэтапному снижению общего объема государственного долга республики и неукоснительное выполнение условий соглашений по реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.
В среднесрочном периоде будет продолжена реализация мероприятий, направленных на бюджетную консолидацию, и мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания, в том числе:
проведение инвентаризации расходных обязательств и дальнейшее выявление резервов сокращения расходов неэффективного характера;
оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;
оптимизация бюджетной сети и установление моратория на увеличение численности государственных (муниципальных) служащих и работников бюджетной сферы;
оптимизация расходов на содержание государственных (муниципальных) учреждений путем повышения эффективности использования государственного имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений, включая рациональное использование занимаемых площадей, экономии на закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд, в том числе за счет повышения эффективности процедур проведения государственных закупок, предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
оптимизация размера платежей в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания путем обеспечения корректного расчета тарифов на медицинские услуги для обязательного медицинского страхования с учетом всех факторов, оказывающих влияние на стоимость услуг, включая проведение инвентаризации численности неработающих граждан, уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование которых отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации;
предоставление мер социальной поддержки с соблюдением критериев адресности и нуждаемости с целью оптимального перераспределения бюджетных средств для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
повышение эффективности бюджетных инвестиций;
проведение систематического мониторинга просроченной кредиторской задолженности по исполненным государственным контрактам и принятие мер по ее оплате, снижение рисков увеличения просроченной кредиторской задолженности, реализация мер, направленных на непревышение значения показателя "доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации", установленного Министерством финансов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных образований, строгое использование кассового планирования при исполнении местных бюджетов.
Актуальным направлением бюджетной политики в 2020 - 2022 годах остается совершенствование механизмов осуществления внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Совершенствование межбюджетных отношений в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов будет осуществляться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства и направлено на поддержание сбалансированности и устойчивого исполнения местных бюджетов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и бюджетной консолидации.
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования на региональном уровне сохранит нецелевая финансовая поддержка из республиканского бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с учетом совершенствования подходов к ее распределению.
Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на:
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, привлечению инвестиций, оптимизации расходов, укрупнению муниципальных образований;
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городском округе республики.
Планируется продолжить заключение с органами местного самоуправления соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусматривающих меры по стимулированию социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями, с применением мер ответственности за их нарушение.
При определении общих параметров республиканского бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов будут учтены следующие подходы:
достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также целей и целевых показателей государственных программ Республики Северная Осетия-Алания, сформированных в соответствии с указами;
сохранение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом прогнозируемого роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности;
обеспечение выплаты работникам государственных (муниципальных) учреждений республики заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
индексацию оплаты труда категорий работников, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации, с 1 октября 2020 года;
начисление взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания страхователями за неработающих граждан, в 2020 - 2021 годах исходя из действующего в 2019 году размера тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, устанавливаемого федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период;
обеспечение индексации тарифов на оплату коммунальных услуг, предусмотренных в объемах, обеспечивающих в 2020 году их оплату в полном объеме, в том числе за счет экономии потребления энергоресурсов и мероприятий по энергосбережению;
сокращение (увеличение) на сумму расходов, связанных с проведением структурных и организационных преобразований в установленных сферах деятельности;
сокращение на сумму расходов, производимых в соответствии с разовыми решениями о выделении средств из республиканского бюджета, или расходов на реализацию решений, срок действия которых ограничен текущим годом;
сокращение на сумму расходов, связанных с погашением кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на начало текущего года;
формирование стипендиального фонда для обучающихся в республиканских учебных заведениях с учетом его индексации с 1 сентября 2020 года на уровень инфляции;
обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований дорожного фонда в соответствии с положением статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
необходимость реализации оптимизационных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 г. N 251 "О Программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2021 годы".
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 14 октября 2019 г. N 344
Основные направления
налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Настоящие Основные направления налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания (далее - налоговая политика) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" с учетом итогов реализации налоговой политики на 2019 - 2021 годы.
Целью Основных направлений налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского и местных бюджетов республики на 2020 - 2022 годы.
1. Основные итоги реализации налоговой политики в 2018 году и в первом полугодии 2019 года
Налоговая политика, проводимая Правительством Республики Северная Осетия-Алания, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.
Основной задачей при реализации налоговой политики республики в 2018 году и истекшем периоде 2019 года являлась необходимость достижения бюджетной устойчивости посредством создания условий для развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения, повышения уровня собираемости налогов и других платежей, а также совершенствования налогового законодательства Республики Северная Осетия-Алания.
В 2018 году сохранена положительная динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Относительно уровня 2017 года налоговые и неналоговые доходы бюджета республики выросли на 1 539,8 млн рублей, или на 10,8 процента. Впервые за последние годы удалось обеспечить выполнение в полном объеме прогнозируемых на год доходов - на 100,5 процента. В 1 полугодии 2019 года обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики относительно уровня соответствующего периода 2018 года на 505,5 млн рублей, или на 7,0 процентов.
Основными доходными источниками бюджета республики по-прежнему остаются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и акцизы. Доля указанных налогов в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики составила: в 2018 году - 77,8 процента, в 1 полугодии 2019 года - 78,0 процентов.
Принимаемые меры по наращиванию собственной доходной базы бюджета республики, к сожалению, не дают значительного эффекта из-за изменений федерального налогового и бюджетного законодательства. Так, только за счет уменьшения на 1 процент зачисляемой в бюджет республики ставки налога на прибыль организаций бюджет республики потерял за 2018 год 89,0 млн рублей, за 1 полугодие 2019 года - 62,0 млн рублей.
Исключение с 1 января 2019 года из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества также привело к потерям бюджета в сумме 299,6 млн рублей. При этом предусмотренная компенсация выпадающих доходов за счет изменения схемы распределения акцизов на крепкий алкоголь их покрывает только частично.
Принимаемые в республике меры по наращиванию производства спирта и крепкой алкогольной продукции не способствуют предполагаемому ранее увеличению доходов бюджета республики, так как действующая с 1 января 2018 года схема распределения акцизов на крепкий алкоголь значительно сократила бюджет тех территорий, где размещено производство алкогольной продукции. Предусмотренное по новой схеме распределения акцизов возмещение потерь бюджетов субъектов Российской Федерации на практике не восполняет выпадающие доходы отдельных регионов, в числе которых и Республика Северная Осетия-Алания. В этой связи в настоящее время основными подакцизными видами продукции в республике являются производство вина и пива. Акцизы на указанные виды в полном объеме подлежат зачислению в бюджет республики.
За 2018 год поступления в бюджет республики по акцизам на вино составили 762,4 млн рублей, акцизам на пиво - 379,0 млн рублей. В первом полугодии текущего года поступления по указанным доходам составили 266,2 млн рублей и 168,1 млн рублей соответственно. Доля указанных источников в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составила: в 2018 году - 7,2 процента, в 1 полугодии 2019 года - 5,6 процента.
Вместе с тем в текущем году наблюдается снижение поступлений по акцизам на вино в результате установления федеральным законодательством с 1 июля 2018 года новых требований к производителям алкогольной продукции по "помарочному" учету продукции. Это потребовало от производителей республики дополнительных расходов не только на приобретение дополнительного оборудования, но и обеспечения его бесперебойного функционирования (наладка системы, обучение персонала и т.д.). Проблемы с внедрением "помарочного учета" имели место у всех производителей республики, что привело к снижению ими объемов производства продукции и уплаты акцизов.
В целях реализации налоговой политики в 2018 году внесены изменения в региональное налоговое законодательство с учетом изменений в Налоговом кодекс Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 25 "Налог на прибыль организаций" внесены нормы, регулирующие вопросы предоставления инвестиционного налогового вычета и предусматривающие возможность субъектам Российской Федерации устанавливать:
право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика применительно к объектам, расположенным на территории этого субъекта Российской Федерации;
размеры инвестиционного налогового вычета;
категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета;
категории объектов основных средств, в отношении которых предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета.
В целях предоставления налогоплательщикам республики инвестиционных налоговых вычетов для стимулирования обновления их основных фондов в настоящее время Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания подготовлен соответствующий законопроект.
Кроме того, в целях привлечения в экономику Республики Северная Осетия-Алания квалифицированной рабочей силы и обеспечения приоритетного права российских граждан на замещение свободных рабочих мест на 2019 год Законом Республики Северная Осетия-Алания от 8 октября 2018 года N 70-РЗ "Об установлении на 2019 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Республики Северная Осетия-Алания" был установлен региональный коэффициент, применяемый при исчислении сумм налога на доходы физических лиц - иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента, в размере 1,43.
Соответствующий законопроект по установлению регионального коэффициента на 2020 год разработан Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и находится на стадии согласования.
Для привлечения в республику новых инвестиций с 1 января 2017 года в республике введены льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в отношении организаций, являющихся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с уполномоченным Правительством Республики Северная Осетия-Алания органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, в отношении имущества, приобретенного в целях реализации инвестиционного проекта (в том числе приобретенного до заключения специального инвестиционного контракта). Однако в 2018 году и в истекшем периоде текущего года льгота не была востребована.
В целях возрождения на территории республики предприятий оборонно-промышленного комплекса, сохранения и увеличения рабочих мест для населения республики в 2017 - 2018 годах действовала пониженная ставка по налогу на прибыль и от уплаты налога на имущество освобождались организации, включенные в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Государственной поддержкой в форме льготного налогообложения в 2017 - 2018 гг. воспользовались 5 организаций данной сферы. По результатам проведенной оценки эффективности предоставленных льгот за 2017 год для организаций, включенных в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, положительный эффект выявлен по применению льготной ставки по налогу на прибыль организаций.
По результатам оценки эффективности налоговых льгот для организаций оборонно-промышленного комплекса за 2018 год эффективность предоставленных льгот подтвердилась также и по налогу на имущество организаций.
Работа по наращиванию налогового потенциала республики, увеличению доходов в консолидированный бюджет республики в 2018 - 2019 годах проводится в рамках мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251. Реализация данных мероприятий осуществляется во взаимодействии органов исполнительной власти республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В целях повышения эффективности налогообложения имущества и мобилизации в 2018 году в бюджет республики дополнительных доходов по имущественным налогам распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2018 г. N 138-р утвержден план совместных мероприятий по взаимодействию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа г. Владикавказ.
Работа по повышению эффективности налогообложения имущества в 2019 году проводится в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2018 года N 138-р планом совместных мероприятий.
2. Основные направления налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Основными направлениями налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов по-прежнему являются достижение долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета республики, формирование условий для ускорения темпов экономического роста и роста доходного потенциала республики, ее инвестиционной привлекательности, а также поддержка предпринимательской деятельности.
Главными стратегическими ориентирами налоговой политики республики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, как и ранее, будет являться необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета республики посредством создания условий для развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения, улучшение качества администрирования и повышение уровня собираемости налогов и других платежей, а также совершенствование налогового законодательства Республики Северная Осетия-Алания.
Основными направлениями налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 - 2022 годы определены:
достижение долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета республики;
формирование условий расширения налогового потенциала республики, ее инвестиционной привлекательности;
улучшение качества администрирования и повышение уровня собираемости налогов и других платежей,
повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за достоверное прогнозирование доходов бюджета, обеспечение выполнения в полном объеме утвержденных годовых назначений по администрируемым видам доходов;
осуществление мер по легализации в республике "теневой" занятости;
дальнейшее развитие в республике производства алкогольной продукции, наращивание объемов ее производства, оказание содействия производителям республики в расширении рынков сбыта продукции;
дальнейшая оптимизация налоговых ставок и льгот по региональным и местным налогам;
осуществление систематического контроля за объемами добычи полезных ископаемых на территории республики, проведение мероприятий по выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) их добычи;
продолжение политики обоснованности предоставления и эффективности применения налоговых льгот по региональным и местным налогам;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является достижение долгосрочной устойчивости бюджета Республики Северная Осетия-Алания за счет увеличения собственных налоговых и неналоговых доходов, расширения налогооблагаемой базы в результате:
формирования благоприятной предпринимательской среды и повышение инвестиционной привлекательности республики, создания условий для организации новых предприятий и производств, увеличения числа рабочих мест;
максимального вовлечения всех зарегистрированных на территории республики хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, достоверного учета их реального налогового потенциала;
вовлечения в налоговый оборот дополнительных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
координации работы органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления с налоговыми органами, а также другими главными администраторами доходов республиканского и местных бюджетов;
осуществления контроля за постановкой на налоговый учет на территории республики организаций и предпринимателей, заключивших государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В настоящее время остаются актуальными вопросы совершенствования механизмов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов республиканского и местных бюджетов за выполнение утвержденных плановых показателей по поступлению доходов бюджета. В этой связи необходимо обеспечить:
совершенствование главными администраторами доходов утвержденных методик прогнозирования администрируемых доходов, обеспечение максимальной достоверности прогнозирования доходов бюджета и обеспечение стабильного их поступления в бюджетную систему Республики Северная Осетия-Алания;
повышение уровня собираемости администрируемых доходов бюджета, особое внимание уделив собираемости имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами;
сокращение имеющейся задолженности по налогам и сборам, а также неналоговым доходам бюджета, недопущение ее роста;
дальнейшее проведение мероприятий по выявлению и пресечению схем минимизации налоговых и неналоговых доходов;
привлечение дополнительных доходов в бюджет за счет проведения контрольных мероприятий.
Для достижения устойчивой положительной динамики поступления по всем видам налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания будет продолжена реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 "О программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2021 годы". Планируется продление срока ее действия еще на три года - до 2024 года включительно.
В 2020 - 2022 годах будет продолжена реализация мер по легализации в республике "теневой" занятости и увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц, в том числе путем осуществления межведомственного взаимодействия по легализации заработной платы, выплачиваемой в "конвертах", обеспечения работы телефона "горячей линии" для населения по сбору сообщений о несвоевременной выплате заработной платы, о фактах отсутствия официального оформления трудовых отношений, а также организация обмена полученной информацией между заинтересованными ведомствами для принятия ими мер по обеспечению соблюдения трудового законодательства.
Несмотря на негативное влияние введенных в последние годы федеральным законодательством изменений в части распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию, на сегодняшний день алкогольная отрасль продолжает оставаться важным сектором экономики для пополнения бюджета республики, не только за счет акцизов, но и налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и налога на имущество организаций.
В этой связи в ближайшие три года необходимо создавать условия производителям алкогольной продукции для наращивания производства, оказывать им содействие по изысканию дополнительных рынков сбыта продукции, получению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Основной этап оптимизации ставок и льгот по региональным налогам прошел в 2016 - 2018 годах. В перспективе необходимо продолжить работу по оптимизации ставок и льгот по местным налогам - земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В целях увеличения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых необходимо продолжить работу по достижению максимально эффективного использования природных ресурсов республики, в том числе за счет ограничения доступа к ним неэффективных пользователей путем:
осуществления анализа выполнения лицензионных условий всеми предприятиями, осуществляющими в республике добычу полезных ископаемых;
проведения совместных рейдовых мероприятий представителей Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания, Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания на места фактического осуществления добычи полезных ископаемых с целью выявления и пресечения незаконной (неучтенной) их добычи.
В среднесрочном периоде планируется сохранить в республике все эффективные и востребованные механизмы налогового стимулирования. Установление новых налоговых преференций необходимо осуществлять путем взвешенных решений с учетом ограниченных возможностей регионального бюджета, правил осуществления налоговых расходов, предусматривающих временный характер предоставления льгот, оценку эффективности их применения и определение источника выпадающих доходов, а также исходя из достижения главных целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и укрепление собственной налоговой базы.
В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по проведению оценки эффективности предоставленных законодательством Республики Северная Осетия-Алания налоговых льгот (налоговых расходов). Ставится задача повышения эффективности налоговых расходов бюджета республики. Для этого необходимо установить правила формирования перечня налоговых расходов Республики Северная Осетия-Алания и проведения оценки их эффективности с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В предстоящие три года необходимо продолжить работу по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования путем:
проведения инвентаризации земельных участков, а также объектов завершенного и незавершенного строительства, принятия мер к государственной регистрации прав собственности Республики Северная Осетия-Алания на них и постановке на учет в Реестре государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания;
проведения мероприятий по сокращению имеющейся у арендаторов земли задолженности по доходам от сдачи в аренду земельных участков;
осуществления дальнейшей оптимизации структуры находящегося в собственности Республики Северная Осетия-Алания и муниципальной собственности имущества, выявления неиспользуемых и (или) неэффективно используемых основных фондов, принятия мер по их продаже или предоставлению в аренду;
повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, проведения учредителями государственных унитарных предприятий Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных унитарных предприятий систематического анализа их финансово-хозяйственной деятельности, разработки предложений по повышению эффективности их работы и недопущению убыточности, целесообразности дальнейшего функционирования в организационно-правовой форме государственного (муниципального) унитарного предприятия.
При определении общих параметров объема доходной части консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2020 - 2022 годы будут учтены следующие изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания:
изменение на федеральном уровне подходов к распределению акцизов на крепкую алкогольную продукцию между субъектами Российской Федерации, снижение перераспределяемой между регионами-производителями крепкой алкогольной продукции в целях компенсации снижения доходов, при одновременном увеличении доли акцизов, распределяемых пропорционально объемам розничной продажи алкогольной продукции, зафиксированным в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС);
индексация ставок акцизов на подакцизную алкогольную продукцию на 2020 - 2021 годы;
увеличение доли акцизов на нефтепродукты, подлежащих распределению между субъектами Российской Федерации;
дальнейшее повышение налоговых ставок по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания "О налоге на имущество организаций" в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, а также объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать росту налогового потенциала Республики Северная Осетия-Алания и мобилизации дополнительных доходов в бюджет республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 октября 2019 г. N 344 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 14 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 октября 2019 г.
На официальном портале Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru)